«О судьбах людских…» — именно так называется новая рубрика в уважаемом издании, инициированная в преддверии празднования 200-летия родного Кокшетау и из которой читатели лучше узнают о достижениях своих земляков, зачастую скромных, но преданных избранному делу, вносящих свой достойный вклад в развитие выбранной однажды сферы деятельности. Сегодняшняя публикация посвящена врачу-травматологу, кистевому хирургу Акмолинской областной многопрофильной больницы Нуржану Отельбекову, о котором настоятельно просили написать в областной газете его благодарные пациенты.
— Нуржан Нурланович, почему на жизненном пути Вашим выбором стала сфера медицины, в частности, работа хирурга-травматолога?
— Уже будучи старшеклассником, я для себя решил, что свою жизнь свяжу с медициной, поскольку моя мама много лет трудилась провизором-фармацевтом в районной аптеке и, конечно же, в её окружении всегда были коллеги-медики, нашими семейными друзьями были врачи. Помню в детстве, будучи зачастую в гостях у подруги мамы, врача-терапевта Ленинградской райбольницы Алимовой Сары Хасеновны, я с интересом пролистывал книжки по медицине, рассматривал фотографии в них. Уже тогда в школьные годы я решил для себя, что буду поступать в медицинский вуз. После окончания школы в 1997 году поступил в Акмолинскую государственную медицинскую академию на специальность «Лечебное дело», а после окончания в 2003 году медицинского института сдал документы в столичную интернатуру научно-исследовательского института травматологии и ортопедии на специальность «Травматология». После завершения обучения в интернатуре в августе 2004 года по направлению приехал в Кокшетау, где уже почти два десятка лет работаю врачом – травматологом Акмолинской областной многопрофильной больницы.
— Получается, что Вы сами родом из сельской местности?
— Да, я родом из поселка Ленинградское Ленинградского района бывшей Кокчетавской, ныне Северо-Казахстанской области. Как я уже отметил, моя мама Саликова Кульбагиля Хасеновна, работала и работает фармацевтом в аптеке, папа, Нурлан Шамиганович, преподавал историю в школе, трудился директором Ленинградской средней школы №1. Позже он окончил медицинский колледж по специальности «Фармацевтика» и сейчас вместе с мамой ведет совместную фармацевтическую деятельность, они работают в аптеке «Ботай».
— Расскажите о своей трудовой деятельности в качестве врача-травматолога. Какие трудности встречаются в работе?
— С момента моего прихода в травматологию до сегодняшнего времени данная сфера медицины сделала огромный скачок в своем развитии. В самом начале трудовой деятельности использовались примитивные металлоконструкции – интрамедуллярные гвозди, аппараты Илизарова, отсутствовали дополнительные методы исследования, без которых в нынешнее время мы уже не обходимся – это компьютерная томография (КТ), С-дуга, электронно-оптический преобразователь (ЭОП), позволяющий делать рентген снимок интраоперационно, т.е. прямо во время операции. К слову, использование такого устройства для пациента означает точную установку имплантатов, уменьшение операционной раны и меньшую травматизацию прилежащих тканей. Ведь раньше операции делали открытым методом, т.е. делали разрез над зоной перелома, обнажали мягкие ткани, приходилось открывать и уже под контролем глаз производить сопоставление обломков и производить фиксацию пластиной, стержнями или интрамедуллярными гвоздями, которые не исключали некоторые виды смещения. За последние десять лет в Казахстане травматология получила большое развитие, наблюдается поступление новых современных металлоконструкций, среди которых блокирующие штифты, пластины, ЭОПы (С-дуги), позволяющие делать нам закрытые операции, без доступа в зону перелома. С помощью небольших двух-трех разрезов, не обнажая зону перелома, устанавливаются внутрь кости современные сложные металлоконструкции, надежно и стабильно удерживающие место перелома, что позволяет приступить к более ранней разработке больного органа, реабилитации пациентов. Благодаря тому, что отсутствуют большие разрезы и исключается кровопотеря, то соответственно вырос и возраст наших пациентов, которых мы берем на операцию. Даже 95-и, 97-летним пациентам благополучно проводим операции.
— В Вашей деятельности стоящих перед Вами перспективных задач немало. Требуется ли помощь со стороны руководства области или министерства здравоохранения в целом?
— Одна из главных целей деятельности в нашем регионе – это развитие хирургии кисти и реконструктивной хирургии в нашем регионе и, конечно, хотелось бы, чтобы руководство области обратило внимание на проблему, посодействовало в подготовке специалистов данной сферы. В последнее время бурно начала развиваться микрохирургия, в советское время она была доступна лишь в крупных медицинских центрах таких городов, как Москва, Томск, Новосибирск, Владивосток, Алматы. Теперь в современном Казахстане это стало доступным даже в частных медицинских центрах, которые имеют возможность приобретения микроскопов. Ведь для сшивания сосудов необходимы нити диаметром тоньше волоса, невидимые невооруженным глазом. Поскольку я в последнее время занимаюсь хирургией кисти, а это, значит, микрохирургией, то для ушивания сосудов такой микроскоп для работы необходим, как воздух. Надеюсь, что в заявке для новой строящейся современной многопрофильной больницы в микрорайоне Сарыарка нашего города администрацией медицинской организации предусмотрено приобретение микроскопа для проведения необходимых микрохирургических операций.
— Каким образом Вы совершенствуете свои знания? Участвуете в каких-то мастер-классах, выезжаете для ознакомления с передовым опытом работы зарубежных или отечественных коллег?
— Конечно, в обязательном порядке один раз в пять лет выезжаем в передовые медицинские центры Казахстана для совершенствования знаний, обмена опытом. К примеру, около пяти лет назад выезжал в клинику Карагандинского центра травматологии и ортопедии имени профессора Х.Ж. Макажанова. В прошлом году от нашей больницы была направлена заявка на прохождение обучения в институте микрохирургии города Томска, однако минздрав её отклонил, отправив назад в Акмолинское областное управление здравоохранения. Надеемся, что в новом 2024 году этот вопрос найдёт своё решение, в бюджете найдутся средства на прохождение обучения.
Более пятнадцати лет,занимаясь вопросами травматологии, также уделяю внимание проблемам реабилитации пациентов, лечению болей различного характера, не обязательно оперативного, ведь пациенту можно помочь мануальными техниками, консервативными методами. Я обучался кинезиотейпированию(термин «тейпирование» буквально означает наложение тейпов, т.е. специальных пластырей/клейких лент. Кинезиотейпирование — это революционный метод тейпирования, разработанный японским доктором Кензо Касе, обеспечивающий постоянную поддержку мышц и сухожилий, способствующий уменьшению боли и воспалений – прим.автора), учился мануальным техникам, FDM-терапии.
Одно из последний обучений, которое посетил – это участие в 4-дневном обучении в октябре текущего года по образовательно-обучающим программам для кистевых хирургов в городе Санкт-Петербурге, организованном российскими коллегами, ведущими кистевыми хирургами. Такие встречи позволяют «вживую» пообщаться с профессионалами своего дела, многое взять на вооружение для работы, расширить свои знания, обменяться опытом, познакомиться с интересными случаями из практики ведущих травматологов России.
— Нуржан Нурланович, а в среднем через Ваши руки сколько уже «прошло» пациентов?
— Если только в год в нашей операционной отделения оперирую порядка 350-400 пациентов, не считая операций в приемном покое больницы, когда поступают пациенты, которым требуется срочное оперативное вмешательство, то в течение 20 лет моей работы цифра получается довольно внушительная, более восьми тысяч пациентов.
— Что Вы можете сказать о Ваших коллегах «по цеху» в отделении травматологии?
— Все коллеги – это большие профессионалы своего дела. Коллектив отделения дружный, сплоченный, «идет» в ногу со временем. Со мною бок о бок много лет трудятся замечательные врачи — Муратбек Мусылманбекович Бекмухамбетов, заведующий отделением, врач высшей категориии с многолетним стажем работы, Елдос Маратович Каиржанов, Абдурашид Абдурахимович Ниязов, Еркебулан Даулетбекович Сапаров. К слову, с Муратбеком Бекмухамбетовым и Елдосом Каиржановым учились вместе в одном «альма-матере» на одном курсе столичной медицинской академии. Нельзя не отметить моих учителей-наставников: Цой Владимира Алексеевича, Малашенко Виталия Константиновича, Перерва Александра Ивановича, Крупского Алексея Михайловича, от которых получил первоначальный опыт работы, профессиональные навыки.
Вместе с отделением травматологии функционирует отделение ортопедии, где врачи занимаются эндопротезированием крупных суставов и артроскопией суставов. ( Артроскопия — это малоинвазивный хирургический метод визуального исследования структур и содержимого полости сустава, а также лечебного воздействия на них с помощью тонких оптических и механических устройств, вводимых в полость сустава через проколы кожи. Выполняется с помощью специального эндоскопа — артроскопа, вводимого в сустав через микроразрез. Бывает артроскопия коленного, плечевого и голеностопного суставов – прим. автора).Это отделение возглавляет Цой Владимир Алексеевич.
— Ко мне, как к журналисту, обратились несколько человек с просьбой через газету выразить Вам слова благодарности и признательности не только, как профессионалу с большой буквы, но и как человеку с огромным сердцем, доброму и неравнодушному, помогающему порою даже в ущерб своему времени и своим личным финансам. В частности,пациентка Ирина Н. поделилась информацией о том, что Вы – очень скромный и порядочный человек, врач от Бога и что стараетесь даже безвозмездно помочь людям, обратившимися к Вам в частном порядке за медпомощью.
— Спасибо, очень приятно услышать такие слова благодарности. Да, дествительно, Ирина Н. поступила к нам с диагнозом «Перелом дистального метаэпифиза лучевой кости кисти руки», в простонародье говорят «Перелом луча в типичном месте». (Перелом дистального метаэпифиза лучевой кости — это одна из самых распространенных травм предплечья. Этот собирательный термин включает в себя группу различных по тяжести повреждений, требующих максимально точного сопоставления костных отломков и их надежного удержания до полного сращения – прим.автора).
Это происходит довольно часто, когда люди падая, выставляют руку, на которую идет нагрузка от всего тела. Такое происходит при падении при гололеде или с лестницы, при этом получается смещение, перелом кисти. Для таких пациентов вначале проводится попытка закрытой репозиции с фиксацией гипсовой повязкой в приемном покое, затем проводится рентген — контроль. Благодаря рентген исследованию выявляются дальнейшие действия, при необходимости проводится оперативное лечение. Поскольку у Ирины Н. сохранялось смещение, то мы ей предложили операцию, и она согласилась. Ей провели открытую репозицию кисти и синтез блокирующей пластины с угловой стабильностью. Это наиболее часто применяемый вид металлоконструкции при переломе дистального метаэпифи залучевой кости, т.к. винты и сама пластина дают ту стабильность, которая необходима на весь срок заживления кости. После такой операции нет необходимости в дополнительной мобилизации. К примеру, раньше мы дополняли наложением гипсовой повязки, предохраняя металлоконструкцию от дополнительных нагрузок во избежания смещения. А с данным видом металлоконструкции этого делать не нужно и даже можно приступить к более ранней разработке пальцев лучезапястного сустава. При отсутствии сопутствующих патологий пациент уже выписывается домой на седьмой или десятый день пребывания в стационаре.
— Вы можете вспомнить какой-нибудь интересный запоминающийся случай из Вашей практики?
— Этим летом из Буландынского района к нам поступил молодой человек с длительно незаживающими ранами в области обоих коленных суставов. Раны были получены вследствие обморожения, первоначальная медицинская помощь была оказана в районной больнице, где была проведена ампутация нескольких пальцев на стопах, проводилась санация ран. Однако раны не заживали, нарушали функцию коленных суставов, затрудняли ходьбу, приносили неудобства пациенту. Для проведения операции был приглашен коллега, кистевой реконструктивный хирург из столицы Ким Дмитрий Станиславович. К его приезду был подобран ряд пациентов с патологией кисти, в числе которых оказалась и вышеупомянутая пациентка Ирина Н. Совместно с Дмитрием Станиславовичем успешно были проведены операции на кисти у этих пациентов, одновременно пациенту из Буландынского района мы провели реконструктивную операцию по закрытию дефектов кровоснабжаемыми полнослойными кожными лоскутами, т.е. ему были пересажены суральные лоскуты. Пациент в динамике нами наблюдался, периодически приезжал к нам на осмотр. В данное время чувствует себя хорошо, его раны зажили, коленные суставы сгибаются, он без проблем передвигается, на данный момент его ничего не беспокоит, и уже как полноценный человек, приступил к трудовой деятельности.
— Расскажите немного о своей семье.
— Моя супруга Жанель Манарбековна трудится главным экономистом на Акмолинской областной станции скорой помощи. У нас трое детей, старший сын Амирали, которому исполнилось двадцать лет, в этом году окончил колледж по специальности «Информационные технологии», планирует продолжить учебу в вузе, как программист-айтишник, 11-летняя дочь Инкар – ученица 6-го класса школы-гимназии №3 имени М.Габдуллина, семилетний Тамерлан учится во втором классе школы-гимназии №1 г. Кокшетау. Дочь мечтает стать стоматологом, возможно, со временем продолжит династию медиков.
— Есть ли у Вас хобби?
— Да, есть. Когда я пришел в 2004 году работать в отделение травматологии, то узнал, что мой старший коллега, врач-нейрохирург Ким Владимир Иванович всей душою болеет за спорт. Помню, он меня тогда впервые пригласил на тренировку поиграть в футбол и с той поры по сегодняшний день занимаюсь футболом. В зимнее время арендуем спортивные залы, в летнее время проводим тренировки на улице. Сейчас нам помогает профсозная организация здравоохранения «Сенім», которая выступает не только спонсором в аренде помещений для тренировок, но и в различных соревнованиях по футболу. Например, мы участвуем в городском чемпионате по минифутболу, а на протяжении последних пяти лет ежегодно принимаем участие в чемпионате Казахстана по футболу среди медицинских работников. Двое наших коллег-медиков приглашены в сборную Казахстанаи защищают честь страны на международных соревнованиях. Также увлекаюсь велоспортом, раньше также занимался легкой атлетикой. Участвовал и участвую в различных веломарафонах.
— Каковы Ваши ближайшие цели в жизни?
— Это развитие хирургии кисти и реконструктивной хирургии в нашем акмолинском регионе. Хотелось бы, чтобы руководство нашей области обратило внимание на данную проблему и посодействовало в подготовке специалистов в данной сфере, помогло в специализации стажировок, обучений по данной специальности. Очень хотелось бы, чтобы к моменту строительства новой клиники зайти туда с новыми современными знаниями для оказания более качественной успешной помощи пациентам с патологией кисти и нуждающимся в реконструктивных операциях.
Травматология представляет собой большой раздел медицины и хорошо знать всю травматологию практически невозможно, поэтому в последнее время произошло целесообразное её разделение и ответвление на более узкие специальности, такие, как артроскопия, эндопротезирование, вертебрология, политравмы, отделения ортопедии, хирургии стопы, хирургии кисти. Меня привлекла, можно даже сказать, влюбила в себя хирургия кисти. Это отдельный раздел реконструктивной и пластической хирургии, которая занимается восстановлением поврежденной структуры кисти, сухожилий, костей, нервных сосудов, а также лечением различных заболеваний кисти. Рука- это неотъемлемая часть организма, участвующая не только во всех видах нашей деятельности, но также используется для выражения чувств, эмоций, мыслей, и внешний вид кисти играет огромную роль в создании визуального образа человека. Кисть руки состоит из 27 костей, 33 мышц и 123 связок, и взаимоотношения между этими структурами — тонкие и высокоорганизованные. Травмы и заболевания одного элемента нарушают функционирование руки с последующим нарушением трудоспособности. Когда нарушается функция кисти на помощь приходит кистевой хирург, который должен быть не только травматологом, но и должен владеть навыками нейрохирурга, сосудистого хирурга, быть хорошим анатомом, а также обладать навыками пластического хирурга. Учитывая малые размеры кистевых структур, пальцевые нервы и сосуды диаметром менее одного миллиметра, в оперативном лечении часто используется микрохирургическая техника, увеличительная оптика, деликантные инструменты, сверхтонкие нити. Микрохирургия – это самый сложный уровень, позволяющий с ювелирной точностью добиться наилучших результатов в востановлении утраченных функций кисти руки.
Поскольку я врач-травматолог, то ко мне часто обращаются пациенты с разными рода болями, однако не всем этим пациентам можно помочь традиционными методами лечения, такими, как мази, таблетки или физиопроцедуры. Для того, чтобы я мог оказывать более качественную и успешную медицинскую помощь таким пациентам, то решил для себя, что экономить на самообразовании и обучении нельзя, и в частном порядке стал дополнительно посещать различные курсы по нетрадиционным техникам. В 2014 году одним из первых моих курсов стал курс по кинезиотейпированию от известных казахстанских и зарубежных специалистов. Позже прошел курсы мануального лечения, а сейчас после прохождения очередного обучения работаю по теме: «Изготовление индивидуальных ортезов из низкотемпературного пластика для реабилитации кисти руки после травм или неврологического нарушения».
Я уверен, что полученные знания и мой профессиональный опыт в данном направлении помогут всем нуждающимся в оказании необходимой медицинской помощи. При необходимости нуждающиеся в помощи люди могут напрямую обращаться ко мне по телефону: 8(701)778 8529.Всегда рад и готов прийти на помощь!
— Огромное спасибо за интересное интервью, уважаемый Нуржан Нурланович! Новых творческих свершений в Вашей нелегкой работе на благо земляков-акмолинцев! Пусть все Ваши заветные мечты обязательно осуществятся!