В этом году исполняется 180 лет исторической личности, духовному лидеру, ученому – богослову Науану Хазрету (Наурызбаю Таласову). Он много сделал в духовном просвещении населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, на пожертвование мусульман в центре Кокшетау была сооружена мечеть, которая стоит и поныне.
В мечети проводилась регистрация бракосочетания, а с 1886 года в ведение была передана метрическая книга регистрации новорожденных. Он выступал за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о начальном образовании детей, открыл при мечети медресе с интернатом на пожертвование мусульман. Помощником по школе он взял бывшего своего ученика Шаймердена Кошегулова, уроженца Котыркольской волости. В школе-медресе, наряду с мусульманским, давалось и светское образование, школьники учились читать и писать, изучали арабскую и русскую графику.
Что интересно, дети наизусть читали стихи Абая Кунанбаева, пели песни Биржан-сала, Акана-серэ. В медресе большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков и классиков литературы Востока. При обысках, произведенных уездным начальником в школе-интернате, у учащихся были изъяты книги Фирдоуси, Навои, Саади, Низами и других авторов. Родители за обучение не платили, так как медресе имело подсобное хозяйство, учащиеся сами ухаживали за скотом, купленным на пожертвования верующих, они же летом заготавливали на зиму сено.Таким образом, сто лет тому назад медресе Науана Хазрета работало на принципах самоокупаемости и на деле осуществляло соединение обучения школьников с производительным трудом.
Имя Наурызбая Таласова, известного в народе и литературе, как Науан Хазрет, в советское время замалчивалось, а если упоминалось, то только в отрицательном плане как реакционный мулла. А между тем, эта личность историческая, известная во всей казахской степи. О нем, в частности, писал видный казахский ученый Алихан Букейханов. В своем научном труде «Киргизы» (казахи – К.А.) он писал о Науане Хазрете, как об «известнейшем в казахской степи ученом», ставшим жертвой произвола царских властей. Положительно отзывался о Науане Хазрете и великий казахский поэт Магжан Жумабаев в очерке, посвященном певцу-композитору Акану-серэ. Образ Науан-Хазрета освещен в пьесе классика казахской литературы Г. Мусрепова «Акан-серэ – Ак Токты», а также в романе-дилогии известного писателя С. Жунусова «Акан-серэ». Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Умер Науан Хазрет в г. Кокшетау в 1916 г. в возрасте 73 лет и похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа. Учился Наурызбай в аульной школе, а затем в медресе в г. Петропавловске, по окончании которого его, как одаренного ученика, рекомендовали в высшую духовную семинарию в Бухаре.
Некоторое время, поработав в родном ауле, накопив средства, он в начале 1870-х годов поступает-таки в духовную семинарию. И в новом учебном заведении Наурызбай был замечен не только своим прилежанием, но и глубокими познаниями по всем изучаемым предметам. По окончании курсов Н. Таласов, как наиболее способный семинарист, был направлен на стажировку в центр всего мусульманского мира, в город Багдад. По возращении из стажировки он был оставлен преподавателем в той же духовной семинарии, где ранее учился. В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возращения на родину Наурызбая Таласова. На просьбу кокшетауских эмиссаров бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили Н. Таласову выезд в Кокшетау.
Вернулся Н. Таласов разносторонне образованным человеком. Он, наряду с древнетюркским, узбекским языками в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил по-русски. Выдающийся ученый богослов Наурызбай Таласов удостоился ученого звания и стал известен в народе как Науан Хазрет. Осенью 1886 г. по выбору общественности Науан Хазрет был утвержден областным правлением имамом Кокшетауской соборной мечети. На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, высказывался и на деле осуществлял модернизацию традиционного образования, проповедовал ислам на понятном массам родном языке. По существу, мечеть превратилась в центр духовной жизни края. Это обстоятельство не осталось не замеченным и серьезно обеспокоило администрацию уезда. Потому что оно шло в разрез правительственной политике. А политика царского правительства, как было указано выше, заключалась в осуществлении форсированной русификации и христианизации местного населении. С этой целью был ужесточен контроль властей за культурно-просветительской деятельностью, за школьным делом.
Наиболее распространенной формой обучения были аульные мусульманские мектебы и городские школы-интернаты, которые содержались на пожертвования населения. Правительством было запрещено открывать такие школы без особого разрешения местных органов. Главным условием открытия школ было преподавание русского языка, наличие учителя, освидетельствованного на знание русского языка и на лояльность правительству. Поэтому большинство казахских школ работало нелегально. Другим направлением правительственной политики в духовной сфере было стремление ограничения деятельности мусульманской религии. При этом надо отметить, что царское правительство, учитывая важную роль религии, к исламу относилось более или менее терпимо вплоть до второй половины XIX в. В степь посылались благонадежные татарские муллы, не препятствовали строительству мечетей, разрешали совершению правоверными мусульманами хаджа в Мекку. Но в конце XIX в. отношение правительственных органов к исламу претерпело существенное изменение. Оно было связано с общим усилением колонизаторской политики самодержавия, о котором шла речь выше.
В сентябре 1891 г. по архиерейской части последовало «представление на Высочайшее благословение по поводу изыскания способа распространения православной веры Иисуса между магометанами». Идея о том, что подданные царя должны быть одной веры с ним, была поддержана правительством. 22 марта 1902 г. было утверждено «Положение», согласно которому «подчинение и соединение их (мусульман — К.А.) в православную веру должно производиться тихо, постепенно, без насилия и принуждения, но с хитростью, что будто бы принявшие веру сами этого желали, сами просили и по своей воле переходят в православие». Далее в документе рекомендовались пути и меры по христианизации казахов. Основная роль в этом деле отводилась школам.
Власти действовали оперативно, 17 июля 1903 г. особое совещание, «рассмотрев обстоятельства дела муллы Таласова и содержащегося под стражей помощника муллы Кошегулова», признало их «главными в возбуждении киргизов против правительственных распоряжений». «На этом основании, – указано в документе, – Господин Министр ВД постановил: выслать названных двух лиц в Восточную Сибирь в местность по усмотрению Иркутского генерал-губернатора под гласный надзор сроком: Кошегулова на 5 лет, Таласова на 3 года, считая срок с 12 июня 1903 года» Ссылка популярного в степи муллы Науан Хазрета не принесла успокоение казахского населения, напротив, она вызвала глухой протест и волнения. Начались сборы подписей под петиции и сборы средств на вызволения невинно осужденных Н.Таласова и К.Шаймерденова. По этому поводу Алихан Букейханов писал: «Если бы правительство сознательно пожелало отделить казахский народ от русского просвещения и толкнуть его в объятия панисламизма, то ничего нельзя было бы для этого и придумать, как начать преследование — против популярного Науана». (Сведения взяты из книги К.К.Абуева «Кокшетау. Исторические очерки» 1997г)
10 марта в здании Болашак сарайы состоялась республиканская научно – практическая конференция, посвященная 180- летию исторической личности, духовного лидера, ученого – богослова Науану Хазрету (Наурызбаю Таласову). Организаторами выступили , историко – краеведческий музей области, при поддержке Управления культуры Акмолинской области. Областная библиотека имени М.Жумабаева организовала выездную выставку редких и ценных книг. Участвовали представители духовенство, ученые – историки, представители музеев, общественность, студенты… В холле собравшимся были представлены, как выше сказано было — старинные рукописи, коран на арабском языке, книги А.Байтурсынова из областной библиотеки, а также выставка картин юных художников. Участники посетили мавзолей ученого – богослова, где была прочтена молитва. Конференцию вел модератор директор областного музея — Кудайберлы Мырзабек. С приветственным словом выступил заместитель акима области С. Таткеев, после главный муфтий страны Наурызбай кажы Таганулы. После участникам был продемонстрирован небольшой видео ролик о Науане Хазрете, и о деятельности духовенства республики.
На конференции собравшиеся были проинформированы о том, какая работа ведется в мечетях. Например: были проведены более 100 мероприятий, направленные на воспитание молодежи, издаются газеты и журналы, выходят книги на религиозные темы, оказывается помощь малоимущим, на пожертвования приобретаются им жилье, действуют специальные фонды по оказанию помощи нуждающимся и многое, многое другое.
Об ученике Науана Хазрета — Шаймердене Косшыгулове интересно рассказал академик, доктор исторических наук, профессор Омирзак Озганбай из Астаны. Подчеркнул, что его потомки живут в Кокшетау, и один из них всем известный бывший депутат Сената С.А.Аяганов. Доцент, кандидат исторических наук университета имени Ш.Уалиханова Аманай Сейткасымов изложил в своем выступлении значение слова Науан, который означает — высокий, великий, доминировать…
Также выступили Батырхан Мансуров – кандидат филологических наук, заведующий отделом, секретарь Совета ученых, Жабал Ергалиев – журналист, общественный деятель, Ыбырай Саятулы – историк университета города Астаны, Сабит Жамбек – профессор, кандидат филологических наук и Галымтай Толепбергенов магистр исторических наук университета имени Ш.Уалиханова и другие.
Основная цель мероприятия — передача подрастающему поколению как яркий пример общественно – политической и просветительской деятельности исторической личности Науана Хазрета, патриота своего отечества.
Когда то Луи Пастер написал: «Науки только выигрывают, если используют заимствованные друг у друга методы и факты. Каждое такое соприкосновение наук всегда является шагом вперед…».
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!