Владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности специалистов. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду занятий связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, планирует производственную деятельность, оказывает потребителям различные услуги. Культура речи проявляется в том, насколько правильно человек произносит слова, строит фразы, понимает смысл каждого слова. Красиво и грамотно говорить, обладать хорошими манерами современному человеку необходимо для того, чтобы утвердить в нашем обществе гуманные, демократические отношения.
Не зря народные поговорки предупреждают: «Кто не умеет говорить, портит разговор», «Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать».
Вообще, из исторических источников известно, что становление языка медицины проходило на протяжении длительного периода. Международным языком медицины до XVII века была латынь, однако к середине XIX века латынь уступила место национальным языкам.
Современная медицина пользуется в основном латинскими терминами, лексическими элементами греческого языка.
Профессиональное общение специалистов, в частности врачей-практиков, невозможно и без терминологической лексики, которая органично соединяется с живой разговорной речью.
Успешность в установлении контакта и общении с пациентом заключается в способности медика посредством языка и социокультурных знаний установить межличностную коммуникацию для достижения конкретных задач. Профессиональная речь медицинских работников представляет собой определённую сумму знаний, определяющих их языковую компетенцию. Речевая и коммуникативная компетенция заключаются в умении использовать эти знания в соответствии с определенными условиями общения. Главными показателями сформированности указанных основ культуры профессиональной речи являются показатели степени усвоения норм литературного языка, знание профессиональной терминологии, владение базисными профессионально-речевыми знаниями в зависимости от ситуации общения.
Языковая культура является необходимым условием общей профессиональной компетенции медицинского работника.
Еще во времена античности медики понимали важность речевого воздействия на душу больного, а не только на тело.
Воздействие словом является важным моментом, помогает успешному лечению пациентов. «Слово — самый главный терапевт» — лейтмотив многих лекционных курсов по культуре речи, которые читаются студентам во всех учебных заведениях медицинского направления.
В Кокшетауском высшем медицинском колледже, соблюдая психологические основы общения, стремятся научить студентов правильно вести беседу, участвовать в дискуссии и споре, лаконично излагать свое мнение, слушать, слышать, произносить убедительную речь в различных жанрах и т.д. Например, на занятиях по психологии и коммуникативных навыках преподавателем Олесей Колесниковой используются ролевые игры, ситуационные задачи, которые учат студентов работать с пациентами, создавать доверительную атмосферу. А также психологической службой проводятся тренинги коммуникативных навыков и личностного роста, обучаются будущие медики аутотренингу, снятию эмоционального напряжения, умению бесконфликтного поведения и выхода из стрессовых ситуаций, музыкотерапии, арттерапии и др.
В колледже большое внимание уделяется навыкам сохранения психического здоровья и синдрому эмоционального выгорания медицинского работника. В данном направлении используется сенсорная комната психологической разгрузки, которая оборудована современными модулями, одним из которых является устройство для аудиовизуальной стимуляции и релаксации…
Речевая культура необходима для формирования личности медицинской сестры. Давно известно, что культура речи становится одной из составляющих профессионализма, особенно для людей группы «человек-человек». Контакты между людьми возможны при наличии речи, и насколько эта речь будет понятной, настолько эффективнее будет общение. Очевидно, что владеть культурой речи необходимо всем. Но особенно необходимо уметь управлять словом медицинским сестрам, для которых слово — важнейший инструмент, иногда творящий чудеса. Словом можно подбодрить, вселить надежду, раскрыть перспективы. Слово медицинской сестры укрепляет доверие, позволяет настроиться на нужную волну, добиться желаемого результата. На что надо обратить внимание в речи медицинского работника? Прежде всего — это тон. Тон медицинской сестры всегда должен быть доброжелательным. «Я хочу тебе помочь» — как бы говорят медицинская сестра и врач, подкрепляя свои слова улыбкой. В речи медицинской сестры не должно быть резких слов и выражений, жесты желательно выбирать более открытые, располагающие к себе.
Одно из главных качеств — понятность, доступность речи. Пациент должен быть уверен, что его понимают, ему стараются помочь. Чем более богатый словарный запас у медицинской сестры, тем легче ей общаться с пациентами. Умение слушать и слышать также необходимо медицинской сестре. Иногда умение выслушать больного становится важнее лекарства, а иногда помогает найти тот самый правильный способ лечения. Для медицинской сестры важно все: и как представить себя, и как общаться, и как делать те или иные выводы.
Цель педагогов по изучению государственного языка Жанар Сарсенбаевой и Замзагуль Иткусовой — повысить речевую культуру студентов, помочь в овладении искусством публичного выступления, познакомить со стилистическими ресурсами казахского языка, рассказать слушателям, почитающим традиции предков, о казахах, их обычаях и менталитете, научить сохранить и передать потомкам самое главное богатство — ораторское искусство. Проводимые тренинги и интеллектуальные игры дают участникам возможность узнать, как точно строить высказывания, использовать богатство, выразительность языковых форм, соблюдать этические нормы речевой культуры.
Для развития общей языковой, литературной культуры личности педагоги-языковеды Кокшетауского высшего медколледжа применяют в своей работе учебные программы с применением компьютерных технологий, которые позволяют студентам развиваться в личностном аспекте, помогают лучше адаптироваться в нелегкой действительности сегодняшнего дня. Компьютерные образовательные программы, например, «Тіл ашар», «Қазақшан қалай», «Сұхбат», «Қазақша мәтін», «Жас толқын», содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать в различных программах. Собранные по конкретным темам в предметные папки необходимые документы к каждому занятию преподаватель может использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока. Все это особенно важно для успешного изучения профессионального казахского языка, предполагающего коммуникативную деятельность студентов, их взаимодействие в процессе работы, общение между собой.
Педагоги по английскому языку Динара Башарова и Наталья Шапкина включают базовую грамматику, которая наглядно иллюстрируется практическими примерами, фрагментами оригинальных текстов из английской периодики, психологическими тестами. Большое количество самого разнообразного иллюстративного материала при изложении лексики и грамматики активизирует различные каналы восприятия информации и существенно помогает в изучении языка. Активно применяются онлайн уроки. Онлайн версии уроков курса и интерактивные тренировочные упражнения для самоконтроля делают обучение еще более увлекательным и эффективным и отвечают потребностям тех, кто предпочитает учебу с использованием современных информационных технологий. Английский речевой этикет важен для всех изучающих английский язык как иностранный. Речевой этикет придает вежливость независимо от ее содержания. Официальный уровень вежливости является нормой в учреждениях, организациях, деловых кругах, в сфере образования, здравоохранения и т.д. Медики должны быть культурными специалистами и знать языки — таково мнение педагогов английского языка. Не зря же академик Д.С. Лихачев утверждал: «Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях деятельности… Точность, правильность и прямота без грубостей в языке — нравственный показатель работы, квалификации и профессионализма руководителя». Все вышесказанное в какой-то степени поможет при воспитании образованного, интеллигентного человека, который будет способен делать жизнь добрее, радостнее, чище. Если обучающийся осознает значение родного языка, почувствует красоту и богатство его, это обязательно оставит в его душе особый след, поможет формированию вкусов, взглядов, расширит кругозор, побудит интерес к окружающим.
Таким образом, языковая культура является необходимым условием общей профессиональной компетенции любой медицинской сестры. Еще во времена античности понимали важность речевого воздействия на душу больного. Гиппократ говорил о личностном подходе к каждому пациенту. Воздействие словом является важным моментом установления контакта медицинского персонала с пациентом, помогает успешному лечению.