29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

Земное Слово о святом образе

Отклик на инициативу журналиста Б.Мухамедрахимовой  «О судьбах  людских…»       

С большой скорбью и печалью воспринял весть о безвременном уходе из жизни Марзият Юсуповны Тохаевой. Настоящий Гражданин-Великотруженник-Патриот-Интернационалист. Именно она осилила то, чего не могли добиться в области ни руковоководящая партия, ни профсоюзы, ни акиматы. Она была у истоков нашего областного филиала Ассамблеи Народа Казахстана. Иными словами – нашего единения. Идя первопроходцем на этом общественном поприще, она добилась того, что скоро этот орган зазвучал особым голосом братства не только в сердцах людей, но и яркими делами во всей области, и в масштабах Республиканской  арены. Несмотря на её заслуги перед обществом, к сожалению, никаких мероприятий или заявлений по случаю её кончины от властей не последовало. И только главный летописец ААНК А. Мякота сообщила об этой тяжёлой утрате.

«Нет школ никаких. Есть только работоспособность, совесть человека, да кем-то завещанный ему дар». Я не знаю, кому принадлежат эти слова. Возможно, я их сам придумал. Ибо они полностью и правдиво характеризуют героиню, которую хорошо знал, о которой хочу хотя бы кратко рассказать то, чему был свидетелем на протяжении почти 20 лет, будучи членом Акмолинской Ассамблеи Народа Казахстана. Исходя из этого,  отсюда и утверждаю: сколько бы мы ни гордились результатами успехов любого труда, но мы должны признать то, что без истинных патриотов, сторонников и активнейших лиц на местах, не удалось бы совершить то, что получило в итоге наше общество. И такими сторонниками, в частности,  в нашей области первой оказалась наша интеллигенция, составившая костяк Акмолинской Ассамблеи народа Казахстана.

Первоначальный её состав объединил 117 человек.  Они и стали сердцевиной областной Ассамблеи (ААНК). Её главной задачей стало то, что было положено в основу Устава деятельности республиканского органа, естественно с учётом местных условий.  А для организации и сплочения того самого ядра интеллигенции требовался в тот сложный момент как раз особый руководитель – жизнелюб, интернационалист, хорошо образованный, работоспособный, инициативный, культурный, честный, с обострённой совестью и чувством ответственности.

А началось всё это с 2002 года, когда Секретариат ААНК возглавила совсем тогда молодая Марзият Юсуповна Тохаева. Именно со вступлением её в эту должность, у нас явно наметились заметные перемены в общественной жизни людей, а потом пошло их успокоение и, прежде всего, в налаживании межнациональных отношений и связей. В ходе тех первых шагов, образовалась и своя собственная модель не только межэтнических, но и человеческих толерантных отношений, которые перерастали в настоящую дружбу народа. А давно известно, что там, где между людьми складываются ладные контакты, там быстро налаживаются коллективные, трудовые, добрососедские, и даже семейные отношения. И жизнь начинает меняться в лучшую сторону, и в целом вся атмосфера людей, а за ней и — экономика.

Я, будучи членом ААНК, часто, глядя на Марзият Юсуповну, задавался вопросом: где эта миниатюрная, в смысле роста, хрупкая, скромная, немногословная руководитель черпала столько сил, терпения, наконец, знаний, времени, опыта, стремления, чтобы каждодневно из месяца в месяц, из года в год ворочать такой глыбой людских проблем, и решать такую массу назревших тогда общественных вопросов? И сам себе отвечаю: известно, что женщине природой дано чувство материнства. Никто больше, кроме матери, не знает, какими муками сопровождаются роды. Образно говоря, тогда как раз шла у нас процедура рождения нового, как процесса, так и человека, и страны в целом. А проходили они не всегда гладко и результативно. И кому-то из высших руководителей показалось, что эти нелёгкие вопросы в области можно облегчить и ускорить, если к ним подключить именно женщину.  Потому что в женщине – неисчерпаемая живая сила и любовь к людям. Стало быть – и чувство их защиты. Так тогда выбор власти пал именно на эту молодую даму.

Утверждённая в данной должности, Марзият Юсуповна и направила эти свои лучшие женские качества на решение столь сложных задач, чтобы всем нам облегчить жизнь, всех объединить и направить самих себя на защиту от отрицательных  влияний.

У неё, оказалось, в наличии характера было всё для того, чтобы смягчить и очеловечить наши межнациональные взаимоотношения, и закрепить дружбу между народами. К примеру: когда она заняла эту должность, в области уже начиналась некая попытка  по созданию  культурно-просветительных национальных центров. Но шла она, как говорится, ни шатко, ни валко. Капля в море. На этом, в первую очередь, М.Тохаева  и сосредоточила своё внимание. И организационная работа на Акмолинщине была развёрнута настолько масштабно, что, со временем, здесь уже успешно функционировало 49 этнокультурных объединений. Из них 24 было создано в областном центре. Я так говорю скороговоркой, как будто появлялись они по мановению волшебной палочки. Нет, так не бывает. В этот процесс требовалось вкладывать время, неимоверный труд, терпение, и любовь к людям разных национальностей. А для этого нужен был человек особого склада, совести, работоспособности и характера. Этим человеком как раз и оказалась Марзият Юсуповна.

Объединяя людей, заняла их пропагандой и развитием культуры, языка, народных обычаев и традиций своих этносов. Конечно же, их основной деятельностью стало укрепление единства и межнационального согласия. В рамках этой программы в коллективах проводились собрания, встречи, беседы, «круглые столы», читались лекции на самые злободневные и актуальные темы, выступали руководители разного уровня. Вместе с тем, каждое такое национальное объединение стало искать контакты с другими этническими центрами, начали регулярно представлять свои национальные концертные программы, ездить с ними друг к другу в гости, проводить совместные песенные конкурсы, вечера отдыха, диспуты. Таким образом, у нас каждый этнос получил возможность развивать свою национальную культуру, и получил для этого все условия. А чтобы улучшить такую среду для этой важной работы, Марзият Юсуповна настояла на том, чтобы в Кокшетау построили Дворец общественного согласия. И он появился.

В этом как раз состоит особая заслуга Тохаевой. В нём национальные объединения получили определённые площади в виде просторных кабинетов и залов для проведения своих занятий, репетиций, собраний и конференций. Все они, по инициативе Тохаевой, оформили их в национальном стиле, демонстрируя наглядно своеобразие культур, красоту и особенности своих народов. Не случайно, что это общественное учреждение вскоре получило народное признание и его нарекли «Дом Дружбы». Кстати, более ёмкое, точное и тёплое название. А при самой областной ААНК открыли, и действовала воскресная школа «Шанырак», в которой занимались дети разной этнической принадлежности. Кстати, в этой же школе дети разных этносов изучали 9 своих национальных языков. В том числе действовало два класса, где изучался государственный язык. И его посещали не только дети-мусульмане. С удовольствием и успешно там учились и дети других национальностей.

Скажите, пожалуйста, как это ещё можно назвать, если не лучшей возможностью формирования детских душ, чтобы они росли и развивались в лучших народных интернациональных традициях духовности, нравственности, дружбы и патриотизма?  Примерно, такие же Дома дружбы начали возникать и в других городах и районах области. При ААНК скоро создали и действовали научно-аналитический центр, клуб журналистов, ассоциация детских и молодёжных организаций, совет матерей, центр по пропаганде государственного языка, ассоциация мастеров прикладного искусства. И всё это было не только в новинку и на бумаге, но и в реальности приносило большую пользу.

Теперь скажите, ни в этом ли заслуга того, что где-то в бывшем СССР возникали бунты и даже войны на межэтнической основе, а у нас, самой многонациональной области, в это время народ объединялся, пел и плясал свои народные, да государственные песни. И радовался такой идиллии.

Заметную и полезную работу проводила депутатская группа «Достык» межпартийного сотрудничества. Ею был разработан и осуществлялся совместный план работы по укреплению и сохранению национального единства в регионе. В общем, работа не только была должным образом налажена, но и во всю развернулась, и закипела в разных уголках  нашего огромного, пристоличного края.

Обо всех новшествах и прекрасных начинаниях в нашей области того времени сложно рассказать. Тут можно бы поведать о праздновании Масленицы, которую отмечают православные. На этот раз на христианский праздник были приглашены гости из других этнокультурных центров области. И, в его ходе, уже трудно было понять, кто больше веселился на площади перед Домом Дружбы – православные, мусульмане, католики, протестанты, буддисты или иудеи? Даже, пришедшие полицезреть дедушки и бабушки разных национальностей, потряхивая стариной, пускались притопывать, подпевали.

Всё смешалось в вихре песен и танцев. Конечно, «зажигателями» веселья явились Народный ансамбль Славянского ДК «Истоки» «Русская песня», фольклористы хора ДК «Сударушки», вокальная студия  «Русская община». Но ещё богаче, красочнее, массово и торжественней  проходило празднование казахского Наурыза. Как правило, его устраивали на центральной площади города. Тогда здесь, как говорится, яблоку негде было упасть. И каждый, сюда пришедший, встречал что-то самое интересное для своей души. Тут, кроме яркого убранства площади были концерты, состязания акынов, спортсменов, общие танцы, спевки, гуляния. И, конечно, национальные угощения. Бывало, смотришь на всё это, ты видишь и радуешься – нет, это уже не национальный, а общенародный праздник людей всех более чем ста народностей!

Хорошей репутацией тогда зарекомендовали себя татарский «Сабантуй», корейский «Соллаль», армянский «Терендез», польский «Поющая Полония» и другие. А какую волну благодарности и гордости подняли акции «Караван милосердия!», «Спасибо деду за Победу!», «Бакытты шанырак астында!» целью которой являлось сохранение преемственности поколений, поддержка и развитие семейных традиций, укрепление семьи, как основы социального института. И все эти мероприятия были не только прекрасны, но и весьма насыщенны и полезны для всех. И оставляли в душах людей память и неизгладимые впечатления. И это прекрасно. Но это не говорит о том, что Марзият Юсуповна была заложником власти и населения. Нет! Она была всеобщим любимцем. Настоящим массовиком. Потому что открыла людям свободную дорогу к их жизни, деятельности, культуре, отдыху, труду, независимому время проведению и объединению.

Обо всём рассказать об этой духовной Величине, я просто не в состоянии. Но болит душа от её преждевременного ухода. И, думаю, я не один испытываю боль безвременной утраты талантливого организатора масс. И лекаря нашего единства и душ. Безмерно жаль, что таких людей остаётся всё меньше и меньше.

Однако делам маленькой женщины с огромной светлой душой и ответственностью суждена долгая и весьма добрая людская память. Воспоминания об этой Великой Труженице – Марзият Юсуповне Тохаевой всегда будут жить в сердцах тех, кто с ней соприкасался в общественной практической работе. Будь моя воля, я бы, не колеблясь, Дворец общественного согласия официально переименовал бы в «Дом Дружбы имени Марзият Юсуповны Тохаевой». Она того заслужила всей своей жизнью. То был образец Человеческого духа!

Потому, прошу Акимат города принять это предложение за официальное обращение. Искренне надеюсь, что его поддержат все Национально-культурные центры не только Кокшетау, но и других городов и районов области

А кто же ещё сможет так оценить её жизнь и труд, как ни мы, её современники и коллеги.