Сакральные объекты региона: изучение, научные исследования

В сегодняшней реалии наблюдается огромное внимание к историческому прошлому нашего народа и государства. И это выражается не только в активизации деятельности ученых, исследующих проблемы истории Казахстана, но и значительным  интересом всей казахстанской общественности к славной истории предков, к их победам и достижениям, яркими свидетелями которых являются  и сакральные объекты.

Руководитель центра “Қасиетті Қазақстан” Берик Абдыгалиулы: «под сакральным объектом… подразумеваются особо почитаемые памятники природного ландшафта и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, а также места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана. Крайне важно, чтобы каждое место святое было таковым для казахстанцев, вне зависимости от их места проживания, национальной, религиозной, родовой и прочей принадлежности. И закрепить эту национальную идентичность, национальную целостность и призван наш проект “Сакральный Казахстан”. Проект решает и другой значимый вопрос – целостность исторического сознания».

Одним из направлений работы  историко – краеведческого музея Акмолинской области  является научно — исследовательская работа. Еще  в 2017 году научными сотрудниками  областного  музея был проведен  сбор материала по сакральным объектам, расположенным на территории нашего региона, которые легли в основу 1 тома энциклопедии «Қасиетті Қазақстан» под редакцией Гарифоллы Анеса. Многие объекты по тем или иным причинам   не вошли в энциклопедию, и сегодня хотелось бы  о них рассказать нашим читателям, поскольку с ними связаны важные исторические события в нашем крае. И так совершим небольшой экскурс по историческим местам.

На территории Целиноградского  района нашей области  находится  природная – сопка Тайтобе и архитектурное сооружение Мавзолей Нияз бия, которые являются уникальными  памятниками.

Сопка Тайтобе (Караульная сопка) находится в данном районе  в 30 км южнее города Астана. На вершине сопки находится  могильник Тайтобе, который в 1999 году был обнаружен К.А. Акишевым. Данная территория принадлежала майлы – это род аргынов. В настоящее время у северо-западного подножия сопки расположено обширное мусульманское кладбище. По рассказам старожилов села Тайтобе, на этой сопке  некогда стоял обелиск из белого камня высотой 3 м, якобы поставленный над могилой кара-керея Кабанбай батыра. Обелиск исчез 12-15 лет назад. На поверхности сопки находятся курганы ранних и поздних кочевников, зафиксированы основания кирпичных стен двух мавзолеев. На памятнике раскопан один курган. В могильной яме оказалось два разновременных погребения. Одно из них совершено в подбое. Датирующий материал крайне скуден. По погребальной конструкции, обряду и находкам курган относится к тасмолинской археологической культуре.

В записях Демидова, представителя династии знаменитых горняков, есть сведения от 1825 года: «По реке Нура вниз до реки Ишима к тому месту, где, по показаниям Шангина и Назарова, обе реки сии и теперь уже почти соединяются, где у горы Ак-Мулы кочует известный в степях хан Вали…», но, эти данные не подтверждаются. Название Тайтобе стало одним из известных топонимов, вошедших в эпические сказания. Значение слова «Тайтобе» связано с эпохой вражеских набегов, потому что «тай» в древности служил караульной сопкой. В казахском языке слово «тай» изначально означал — высота, бугор, шатер. Позже, значение термина «тай» было связано с местом охраны, местом караула, караульным. В древнетюркской эпохе были такие государственные должности, как «тай бегі» (караульный), «тай білге тұтық» (сборщик караульного налога) (Древнетюркский словарь. Л.,1969. с.527). Изначально эти понятия сформировались в уйгурской письменной литературе и канцелярии, затем применялись в империи Чингиз хана. Поэтому в сегодняшнем монгольском языке слово «тай» используется в двух значениях: во-первых, это «остановка, станция, жолхана», во-вторых, это «крыша, кров построенный на крыше дома, күзетхана (охранный дом)» (Базылхан Б. Моңғолша-қазақша сөздік. Уланбаатар-Өлгий,1984. с.444).  

Таким образом, самое главное и древнее значение слова «Тайтобе» — «караульная высота (сопка)» и история этого названия насчитывает более тысячи лет.

В ходе колонизации сарыаркинских земель, Российская империя намеревалась открыть центр одного из первых округов в 1830 году именно в Тайтобе.  И в конце мая 1830 года отряд казаков под командованием подполковника Шубина отправился на строительство окружного приказа. 22 августа 1832 года были проведены праздничные мероприятия по случаю открытия Акмолинского дивана (дуан – от арабского слова диуан, то есть совет, место, где находится власть, здесь, в значении окружного центра). В праздновании участвовали волостные из близлежащих округов, прибывшие под предводительством первого старшего султана Коныркульджа Кудаймендина. Об этих событиях свидетельствуют архивные документы. Затем центр был переведен на нынешнее место, то есть в Караоткель. Название округа осталось прежним, как это неоднократно отражалось в официальных бумагах царской администрации. На высоком правом берегу Нуры до сих пор сохранены места первых построек для Акмолинского дивана, если хорошо их исследовать, то, возможно, найдутся какие-либо доказательства. Таким образом Тайтобе — свидетель истории народа между реками Есиль и Нурой начиная с древних времен и до ХХ века.

Белый мавзолей на возвышении Акмола, где первоначально остановился отряд Шубина, является мавзолеем бия Нияза (Нияз Тілеуліұлы (17411790).

Согласно преданиям, Нияз би  (1741 – 1790 гг.) происходил из из­вестного рода биев. Его отец Тилеули батыр возглавлял объединенные кипчакские  группы,  был одним из воинов Абылай-хана,  проявлял  героизм и мужество в знаменитых битвах Аныракай, Калмаккырылган, Калакум.

Нияз би остался в истории как справедливый судья, ценил в людях такие качества, как мужество, верность и человечность. За советом к нему съезжались со всего уезда. Кипчаки, ныне населяющие Тургайскую долину, прибыли в эту местность в конце XVIII века по указанию Нияза и Кенжетай биев.   Что интересно, с именем Нияз бия исследователи связывают также и историю Акмолы, так как на его могиле был установлен бе­лый монумент. В 1868 году по указу Российского царя была образована обширная Акмолинская область, состоящая из пяти уездов. В гербе Акмолинской области на зеленом щите изображен мавзолей Нияза бия с двумя остроконечными башнями и куполом из серебра, с полумесяцем из золота посередине. К сожалению, подлинник не найден, так как хранилище геральдии, где хранился герб, было закрыто в 1917 году. Сохранилась копия графического изображения этой бесценной исторической реликвии.

Статистика гласит, что по данным Центра по охране и использования историко-культурного наследия Акмолинской области на территории области находится более 2000 памятников, и каждый имеет свою историю. Исследования и сбор  материалов продолжаются  и возможно в дальнейшем будут опубликованы в отдельном сборнике.

Все научные исследования и изучение нашей истории направлены на общую  задачу, чтобы казахстанцы, независимо от возраста, национальности и религиозных предпочтений, посещали эти святыни и через них узнавали историю своего народа.

(по материалам историко – краеведческого музея)