Об инклюзивном образовании детей в учебных заведениях в средствах массовой информации и социальных сетях пишется немало, говорится много. Данная тема в нынешнее время очень важная и нужная, поэтому ей следует уделять немаловажное внимание.
Правильная организация инклюзивного образования детей в школе является приоритетной задачей.
Задача его внедрения состоит в том, чтобы все дети уже на этапе школьной жизни приобретали опыт совместного общения и взаимодействия, согласования своих интересов с интересами других людей независимо от их социального положения, нации, состояния здоровья и других условий.
Инклюзивное образование или, попросту говоря, инклюзия, дает возможность всем обучающимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы, оно направлено на развитие у всех детей способностей с учетом их возможностей.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия, обеспечивает поддержку ученику. Важно понимать, что её проблема концентрируется не на специальном образовании, а на эффективности обучения. Инклюзия- это право, а не привилегия для избранного. Государство обязуется создавать детям с особыми образовательными потребностями условия для получения образования в пределах системы образования с учётом их индивидуальных особенностей развития. Мы считаем, что она должна дойти до положения нормы, стать гуманистической позицией общества.
К слову, в соответствии с государственной программой развития образования в нашей стране инклюзивное образование внедряется поэтапно, начиная с 2011года.Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех, наше правительство в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» развитие инклюзивного образования определяет в качестве одной из важных задач. В ней определены мероприятия, которые способствуют созданию необходимой нормативно-правовой основы включения всех детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство.
В нашем учебном заведении, общеобразовательной школе №4 города Кокшетау, 4-го ноября 2019 года был открыт кабинет поддержки инклюзивного образования (КПИ). Вначале трудилось всего пять сотрудников и обучалось всего пятеро детей. Позже в 1022 году в общеобразовательную среду школы влились 11 детей, и в штате появились педагоги – ассистенты, которые занимаются с каждым ребёнком. Они работают по индивидуальным планам, разработанными на каждого ученика с особыми потребностями в соответствии с их диагнозом, сопровождают и присутствуют с ними на общеобразовательных дисциплинах. Руководителем нашего методического объединения трудится Айжан Канатовна Альжанова, которая профессионально делится знаниями, помогает в работе.
Спонсором в реализации данного проекта стал корпоративный фонд «Болашақ», организовавший обучение сотрудников КПИ и курирующий их деятельность с участием администрации учебного заведения, в том числе директора школы Мадины Бельгибаевны Хасеновой. В работе кабинета помимо учителей, активное участие принимают логопед-дефектолог Мейрамгуль Кажимуратовна Жумагалиева, психолог Амина Тимуровна Усманова, классные руководители, педагоги-ассистенты, каждый из которых проявляет инициативу и творчество в своем направлении деятельности.
Регулярно из столицы приезжают кураторы «Болашак», которые координируют работу кабинета, исследуют и отслеживают деятельность каждого ребёнка, составляют индивидуальные программы на каждого подопечного.
Миссией кабинета является устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с особыми образовательными потребностями в школьную жизнь.
В данное время кабинет поддержки инклюзии посещают 16 детей с особыми образовательными потребностями, в частности, с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, с нарушением эмоционально коммуникативного развития, специфического развития речи.
Кабинет поддержки инклюзивного образования в школе представляет собой современное пространство, состоящее из функциональных зон, связанных с решаемыми ими задачами. Это зоны индивидуальных занятий , групповых (общих) уроков, сенсорной разгрузки. Кабинет технически оснащён, имеются для работы учебные пособия, есть гамак, батут и другие атрибуты.
Дети посещают общеобразовательные уроки по заключению и рекомендациям специалистов психолого-медико-педагогической консультации, обучаются по сокращенной и адаптивной учебной программе. Для них проводятся коррекционные занятия специальными педагогами – дефектологом и логопедом, причем за каждым учеником закреплён педагог-ассистент.Занятия в кабинете организуются по принципам прикладного анализа поведения и индивидуальным программам, разработанным куратором проекта.
Кроме того, на базе нашего учебного заведения была открыта кафедра педагогики и психологии Кокшетауского государственного университета имени Ш. Уалиханова под руководством заведующего кафедрой, кандидата педагогических наук Дмитрия Владимировича Лепешева. Ранее между школой и вузом был заключен договор об открытии данной кафедры.
Работа кафедры основана на научной дисциплине, которая предполагает использование современной поведенческой теории для замены нежелательного поведения на социально значимое. Она является одним из самых эффективных методов коррекции поведения детей с аутизмом и расстройством аутического спектра.
К слову, программы делятся на несколько направлений в зависимости от тестирования. Каждое направление состоит из целей на 1-3 месяца. Это:
- Визуальные навыки. Развитие визуального восприятия ученика.
- Поведение слушателя. Развитие понимания обращенной речи.
- Эхо. Развитие продолжительности звуковой имитации слов, фраз, предложений и четкости произношения.
- Манд. Развитие просьбы у ученика.
- Такт. Развитие называния предметов, и разговоров полными предложениями.
- Интервербальные навыки. Развитие у ученика отвечать на вопросы и вступать в диалог.
- Графо моторные навыки. Развитие письма, разукрашивания картинок.
- Чтение.
- Математика.
- Бытовые навыки.
Каждый день педагог-ассистент собирает данные по нежелательному поведению, для детей с частым проявлением нежелательного поведения или агрессии составляется план коррекции поведения, в котором указаны все действия педагога-ассистента.
Учитель КПИ организовывает работу кабинета, контролирует выполнение индивидуальных и общеобразовательных программ учеников. Каждый день в кабинете поддержки инклюзии он проводит общие занятия для формирования у учеников реакций на фронтальные инструкции. Общие занятия проводятся согласно календарно-тематическому плану, в который входят основные предметы: математика, основы грамоты, творчество, бытовые навыки, чтение и развитие речи. Все ученики участвуют во всех внеклассных мероприятиях, в школьных и городских конкурсах.
Куратор проекта проводит различные тренинги для педагогов-ассистентов по индивидуальным программам и по нежелательному поведению. Все учителя регулярно проходят курсы, посещают различные семинары и методические объединения по инклюзивному образованию.
Все эти шаги призваны развивать инклюзивное образования, чтобы особенные дети в дальнейшем чувствовали себя полноценными и полноправными участниками общества.
Хочется озвучить некоторые имена коллег-профессионалов, которые вносят большой вклад в своей деятельности. Это – Елена Владимировна Сухомлинова, Айгуль КаттубаевнаТаханова, Асемгуль Бокейбаевна Рахимжанова, Владимир Владимирович Вашкарин, Асель Ермековна Сартаева, Асия Шаймуратовна Омарова и другие.
В заключение хотелось бы привести несколько цитат об особенных детях: «Дети с ограниченными возможностями (инвалиды) сильнее, чем мы думаем. Они сражаются в битвах, о которых большинство людей никогда не узнает», «Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым!».