29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Начало успеха — единство

К 30-летию Ассамблеи народа Казахстана

Каждый из нас тянется к тем людям, которые объединяют всех, добры и щедры, открыты и гостеприимны. Не надо много говорить, достаточно так поступать и люди поймут, кто ты на самом деле. В веках осталась добрая слава о казахах, широта души, готовность прийти на помощь, поделиться, накормить, обогреть — качества, прославившие народ.

Одна из казахских пословиц гласит, писал Абай: «Начало успеха — единство, основа достатка — жизнь…». Единство должно быть в умах, братья должны жить в согласии не потому, что они находятся в зависимости друг от друга, а надеясь на свои умения и силу, уповая каждый на собственную судьбу. Иначе они и Бога забудут, и делом не займутся, а начнут искать напасти друг на друга. «Жизнь — основа достатка» — о какой жизни идёт речь? О той, когда жива душа и ясен ум. Если ты жив, но душа твоя мертва, слова разума не достигнут твоего сознания, ты не сумеешь зарабатывать на жизнь честным трудом…».

Мудрые слова мудрого человека, отразившие философию жизни своего народа. И сегодня уже люди из других стран с восхищением рассказывают о лучших чертах казахов.

Семья Шефер — из переселенцев, и тем, что выжили, они считают, обязаны только доброте местного населения. Благодарность запала в сердце на всю жизнь, и потому, даже когда выехали на свою историческую родину, не могли забыть Казахстан и через десять лет. Приехали к своим казахским друзьям Исабаевым, встретились с ними, как с родными, плакали. В родной аул тут же отправились, степной раздольный воздух как бальзам вдыхали, каждому аульчанину спасибо говорили.

И сколько их, таких вот встреч и эпизодов в нашей жизни, где переплелось накрепко духовное родство всех живущих на этой благословенной земле! Их бережно хранят люди, передавая своим детям из поколения в поколение, как эстафету добра. Правда, есть у нас и оттенок вины перед казахами — мы слабо знаем их язык. Хотя причин тому немало, все равно сердце саднит. Мой дед жил среди казахов и говорил на казахском, отец знал многие фразы и мог объясниться, ну, а я — лишь слова. И происходило это не по надуманным причинам — то сужалось поле общения на казахском языке — в моем классе полвека назад в Кокчетаве было лишь трое казахов, и тоже они почти не говорили на родном языке. Как много мы потеряли, поняли это позже, когда с обретением независимости в полный рост стала проблема знания государственного языка.

И тогда помочь этому очень важному делу взялись энтузиасты из общества «Казак тiлi», и первый — бессменный долгие годы его председатель Оразбек Ахметов, историк, полковник в отставке, человек, служивший в разных странах — Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, учившийся в Москве. Много времени провел он в библиотеках, изучал древние корни, традиции своего народа, а потом взялся их возрождать. Организовывали впервые по всем канонам национальные праздники в городе: украшали юрты, устраивали скачки, демонстрировали национальную кухню. Получилось. Люди с воодушевлением восприняли их и помогали во всем. И потом уже все вместе провели немало мероприятий, на которых показывали быт и культуру на исторических юбилеях славных сынов своего народа — Абылай- хана, Акана-сере, Укили Ыбрая, Биржан сал. Старались предельно бережно подходить к истории. К примеру, празднование в честь Абылай хана проводили в его бывшей ставке.

В те первые годы обретения независимости в возрождении языка и культуры много сделали сподвижники Ахметова — журналисты, писатели, историки: Нурмухамбет Искаков, Карим Ильясов, Толеген Кажибаев, Кадыржан Абуов, Огаз Султаньяев, много консультаций давал писатель Естай Мырзахметов.

Была даже организована секция женщин-мусульманок показывающая и обучающая молодежь всем национальным обрядам — от рождения до свадьбы. С годами эстафету первых энтузиастов подхватили следующие поколения. И возглавили доброе дело супруги Кииковы. Есть люди, рождающиеся со светом в душе и несущие его по жизни, освещая себе и другим дорогу. Кииковы — такие. Вся их жизнь — для людей и среди людей. Не стал исключением и зрелый возраст, где к активной жизненной позиции прибавились ещё мудрость и зрелость.

Они всегда были в центре добрых инициатив, зажигая других, возрождая лучшие качества — милосердия, сострадания, возвращения к родным истокам. Организовать акцию, чтобы спасти больного ребенка, учредить Советы матерей и отцов, клубы нравственного воспитания, возглавить работу по возрождению лучших народных традиций, пропаганде родного языка — это все Кииковы, первые активисты Акмолинской ассамблеи народа Казахстана, за ними идут другие. Авторитет и уважение сами по себе не приходят, они — по делам и по доброте души.

Мейрамбек Кииков возглавил ОО Казак тiлi мен медениетi», Зере Киикова — Совет матерей ААНК. Они никогда не молчали на мероприятиях, поднимали самые наболевшие вопросы и подсказывали их решение. К примеру, об имевшей место тогда излишней политизированности праздников, указывая на необходимость проведения их в соответствии с народными традициями:

В Наурыз любая юрта должна быть открыта до позднего вечера и принимать гостей, а не так: одним вход разрешен, другим — нет. Разве так было в аулах, где двери не закрывались, угощали абсолютно всех наурыз-коже, прощались обиды.

И сами Кииковы были в общении всегда просты и общительны, гостеприимны. День их начинался, как и принято всегда было у казахов, на заре и к рассвету уже и еда была готова, и хозяйство прибрано. Что характерно, Кииковы не только выступали на трибунах высоких форумов, но их можно было встретить в обычном дворе, где они обучали детвору национальной игре в асыки, или в молодежной среде — за разговором о том, почему достоин уважения каждый человек, к какой бы национальности он не принадлежал. Отзывчивость и неравнодушность, уважение и добрососедство, стремление к миру и взаимопониманию — главные черты этих интеллигентных людей, много лет отдавших служению Отчизне. Ведь чтобы других вдохновлять, надо самим в это очень сильно верить.

Мейрамбек Киикович часто вспоминал свое босоногое детство в ауле Кудук-Агаш, где жили только казахи, а тут в Великую Отечественную войну привезли к ним депортированных немцев и ингушей, распределили по дворам. В их доме тогда жили сразу две семьи, и мать, подоив корову, делила каждый день молоко на всех, как и испеченную лепешку. А потом с войны пришел двоюродный брат с тяжёлой контузией, его сопровождала медсестра Лидия Тихоновна Четверякова.

Вскоре они поженились. На их свадьбе, по казахским обычаям, гулял весь аул. Эта русская женщина стала вскоре для малышей всей большой семьи второй мамой, выучила казахский, бескорыстно лечила всех аульчан, жалела, как родных, за что ее все очень любили. Эти уроки жизни запали в душу, а ещё безграничная доброта его народа, что делился с нуждающимися последним. Им следовали, а потом и учили следовать своих детей, а ещё — честности, порядочности, любви к Родине.

Их сын, работая первым секретарем Посольства РК в Беларуси, издал Книгу Памяти о более двух тясячах без вести пропавших там казахстанцев. Столько благодарственных писем потом люди ему написали, что ездили туда, отвозя горсть родной земли.
Как воспитали такими своих детей? На этот вопрос Кииковы только улыбались: «Трудом и собственным примером!»

Так и было: жили в селе Пухальское, дети все помогали, учились хорошо, а как иначе, когда мама — директор школы, а папа — директор совхоза. Кииковы — мудрые люди, культ знаний и духовные ценности всегда для них были главными. Так родился их проект: написать книгу об их славном земляке Рамазане Елебаеве, правнуке знаменитого Биржана, фронтовика Панфиловской дивизии. Молодые люди должны знать об его подвиге.

С этой же целью собирали и изучали материалы о выдающемся учёном Каныше Сатпаеве, а потом и книгу издали. Незабываемой была и их встреча со знаменитыми поэтами, героями страны Бауыржаном Момышулы и Розой Шамжановой. Как оказалось, легендарная зенитчица- поэтесса воспитывалась в енбекшильдерском детском доме, где преподавали родители Зере Еспаевны, и была очень им благодарна за их внимание и отзывчивость — поистине тесен мир, и свет добра в нем не гаснет, передаваясь от одного к другому.

Знают и уважают в Атбасарском районе и председателя ОО «Казак тiлi мен мадениетi» Сабыржана Мусабекова. Он и его соратники были крайне озабочены тем, что иные молодые люди нередко оторваны от своих корней и ищут себя в другой чуждой экстремистской вере. И все это происходило от того, что не было приобщения к родным истокам с детства, знаний о духовном богатстве своего народа, милосердии и сострадании его истинной веры.

Чтобы помочь молодежи, организовали в районе Совет аксакалов, общими усилиями установили памятник известному земляку писателю Ильясу Есенберлину, проводят соревнования по национальным видам спорта с участием батыров со всей области. И как в древности, вместо нынешних гирь, спортсмены начали барана подкидывать — завоевал в честном состязании свой приз и забрал его. И зрелищные скачки многокилометровой байги привлекают не только всеобщее внимание, но и возрождают богатырский дух.

А сколько эмоций вызывает национальная игра «Кыз-куу» ( догони девушку) , что проводится на открытой местности. Джигит, нагнав наездницу, целует ее, а если остаётся позади, получает от нее кнута. Сколько мастерства требует и другая национальная забава – «тыин-алу», когда на земле раскладывают монеты и их нужно на скаку собрать. Она происходит от древней игры «Кумис алу», которую ещё Александр Македонский назвал идеальным способом подготовки наездника: не сбавляя бега лошади, всадник должен был поднять с земли серебряный слиток.

По сути, казахские игры — тренировка необходимых для кочевой жизни навыков, которая позволяла воспитывать с малых лет смелость, выносливость, ловкость, без которых в былые время было трудно выжить. Кроме того, древние игры имеют ещё и большое культурное значение — в них отражается духовность казахского народа, его традиции и вековые ценности.

А ещё мудрые аксакалы своим долгом считают воспитание у молодежи уважения к человеку труда. Так в центре Атбасара появилась Аллея славы тружеников района, его Почетных граждан, известных акынов, писателей, именитых спортсменов. А в школе появился стенд с портретами известных выпускников. Герои труда, доктора наук, видные деятели нашей страны, что учились здесь. Глядя на них, многие подтягиваются, появляется желание продолжить славную когорту.

О лучшем усвоении казахского языка здесь тоже говорят просто, как есть: «А надо больше общения на казахском языке». За примером далеко не надо ходить. Жена Мусабекова русская. Когда он ушел в Армию, она осталась с его мамой и бабушкой. Когда вернулся через два года, она с ним разговаривала на казахском. Главное в знании языка — это желание и домашнее общение. Порой шутят — теперь в их семье полный интернационал: дочь замужем за русским, сын женат на украинке, сваха — немка, сестры, братья — казахи. И все ладят, и всем хорошо, ведь главное — это взаимопонимание.

И от того, как мы находим общий язык в своих семьях, со своими друзьями, соседями, складывается общий мир и согласие в стране. А мы все хотим, чтобы они у нас были — и у нас, и у наших детей, и у наших внуков. Пусть все живут дружно, это основа основ всего хорошего. И мудрость эта идёт с древности и повторяется из века в век — «Начало успеха — единство…».

Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

preload imagepreload image