В песенно-поэтическом искусстве казахского народа издавна существовали такие типы акынов-импровизаторов и композиторов, которых в народе называли «сал» и «серэ». Они продолжали и развивали лучшие традиции казахской песенной культуры, сал и серэ полностью посвятив себя служению народному искусству, видели в этом свое предназначение.
Чести называться «сал» или «серэ» такой человек удостаивался, только достигнув значительных высот в песенно-поэтическом мастерстве. Произведения певцов – композиторов, акынов-импровизаторов бытовали в устной форме. Как по силе образности, так и по глубине смысловой содержательности поэтического слова они вызывали громадный социально-общественный резонанс. До нас дошли образцы профессиональных песен акынов, творивших в прошлом столетие в разных ареалах казахской степи.
В девятнадцатом веке, особенно с началом распада традиционных, устоявшихся канонов общественной жизни казахов, подлинно народные акыны и певцы – композиторы составляли наиболее передовую часть народной массы. Они уже осознавали себя общественными фигурами, близкими народу, активнее, чем прежде, включались в жизнь нации и, расширяя круг своей деятельности, становились защитниками интересов не столько своего рода, сколько народа.
Современная формула – все искусства хороши – прежде не была в почете. Предпочтение они отдавали слову и музыке. Именно в этих видах искусства казахи достигли наибольшего совершенства, полнее, чем в других, выразив свой духовный мир. Культ слова и музыки сохранился у казахского народа и нет сомнения, что сохранится в будущем. Потому и Акану Корамсаулы – одному из наших «соловьев столетий» — принадлежит исключительное место в памяти народа. Одним из таких выдающихся композиторов-певцов по праву можно назвать Акана Серэ Корамсаулы, настоящее имя которого –Акжигит.
В ряду прославленных поэтов, живших и творивших в окрестностях Кокшетау, Акан-сэре занимает особое место, выделяясь не только глубинной возвышенностью мыслей ,но и красотой своей жизни. Акан серэ – выходец из Среднего жуза, из племени Караул рода Аргын. Он родился в 1843 году в местности Коскуль, ныне Айртауского района Северо-Казахстанской области. Вся жизнь его и творческий путь прошли в этом красивейшем крае Айртау. Его отец Корамса был богатым торговцем и пользовался большим авторитетом в народе. В раннем детстве отец отдает Акана на обучение к аульному мулле.
Способный и старательный мальчик быстро овладевает арабской грамотой. Его отличают живость ума и любознательность,увлеченность степными легендами,героическими сказаниями о батырах,родной казахской устной народной поэзией и поэзией Востока. Спустя некоторое время Ахан едет в Кызыржар (ныне Петропавловск),где поступает в мусульманскую духовную школу.В этом медресе он проучился около трех лет.В возрасте 16 лет Акан возвращается в родные места. Разностороний талант Акана проявился очень рано. Сочетая дар поэта и композитора,обладая прекрасным голосом,молодой джигит мечтал стать сэрэ и проводить свою жизнь в веселье и поэтических утехах.
Он действительно стал прославленным сэрэ, прожил жизнь трудную, отмеченную многими горестями. Талантливый юноша, обладая редким даром- поэтической импровизацией (суырып салма),красивым бархатным голосом и блестящей певческой техникой степного традиционного «юртового» исполнения, полностью посвящает себя искусству, видя в этом свое предназначение. В сопровождений друзей – джигитов он разъезжает по окрестным аулам, исполняя свои, а также популярные в то время народные песни и произведения акынов предшественников. Прекрасное и вдохновенное исполнительское мастерство Акана-серэ приводило слушателей в неописуемый восторг.
Значительное место в творчестве акына занимают песни,посвященные родной природе Кокшетау и Саумалколь. Но особенное – женским образам.Певцом – композитором создана целая галерея женских портретов,нашедших свое отражение в песнях «Актокты», « Макпал», «Шамшикамар», «Перизат», «Жамал», «Балкадиша», «Инкар», «Аксаусак», и других. В этих песнях акын воспевает не только красоту, но и ум женщины,ее благородство,богатый спектр души и нравственную чистоту .Среди них особо выделяется своим драматизмом «Актокты»,так как она тесно связана с личной судьбой Акана-серэ,с его несбывшимся мечтами. В мелодику и интонационно-ритмическую структуру этих песен Акан-серэ органично вводит глубокое по смыслу поэтическое слово,тесно спаянное с эмоционально-задушевным напевом.Все это завораживет слушателей.
Акан-серэ прославился и как страстный охотник-саятшы,тонко чувствовавший эстетическую сторону,зрелищность этого древнего занятия кочевников.Ведь скакун ,мчащийся стрелой вперед,ловчая птица издавна считались самыми необходимыми для любого джигита,а для «сал» и « сэрэ» — в особенности. У Акана- Серэ был любимый конь – знаменитый Кулагер,беркут по кличке Караторгай и гончая борзая Базаралы,образы которых так же получили воплощение в его песнях.
В судьбе Акана-Серэ было много тяжелых минут,связанных с утратами и скорбью,преодоление которых требовало мужества и стойкости духа.Одна из самых тяжелых утрат в жизни поэта – смерть жены Батимы. Акан – Серэ так страдал,что был вынужден на время уединиться.Одним из самых тяжелых испытаний,выпавших на его долю,стала и гибель любимого Кулагера. Акан-Сэрэ сочинил о любимом коне песню,носящую его имя.Песня это и вообще сама легенда о Кулагере с тех пор приобрела у казахов широкую известность. Многогранность дарования Акана –Серэ проявилась не только в певческом и композиторском творчестве, но и в импровизаторском искусстве,в поэтических состязаниях с Кожамбетом,Тезекбаем,Адилем,Смагулом,НурланомМуканом и другими известными акынами,одержанные в айтысах,получили широкую известность и вошли в золотой фонд казахской культуры.
Личность Акана-Серэ,его творческая судьба,талант и песни привлекали к себе внимание многих деятелей науки,литературы и искусства.Музакально-поэтическое наследие акына по достоинству было оценено основоположниками современной казахской литературы: Сакен Сейфуллин составил и издал сборник стихов,Ильяс Джансугуров написал знаменитую поэму в стихах « Кулагер»,Габит Мусрепов создал трагедию «Акан-Серэ –Актокты»,Сакен Жунусов – роман «Акан-Серэ» и другие.Творческое и музыкальное наследие Акана-Серэ живо и по сей день,его бессмертное наследие занимает и будет занимать видное место в сокровищнице казахского национального искусства.
Одним из немногих по-настоящему раскрепощенных мастера слова был Акан-серэ,творивший от избытка творческих сил,от ощущения полноты бытия. Ведь он писал,как «дышал»,не насилуя свой талант,не «наступая на горло своей песне». Поэтому его можно назвать образцом поистине свободного художника,больше чем кого-либо из современников и потомков выразившего этнонима «казах»,который как известно,в переводе означает «вольный».
Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!