В сегодняшнее непростое время идея необходимости сохранения следов прошлого, возникшая несколько веков назад, со времени трансформируется, меняются объекты сохранения, способы и формы трансляции исторических реалий социуму. Интерес представляют музеи и архивы, где занимаются сакрализацией предметов и документов наследия. Они являются уникальныеми объектами культурного наследия.
К примеру, в музее «Литературы и искусства» Управления культуры Акмолинской области среди особо ценных экспонатов можно отметить рукопись книги Ходжи Ахмеда Ясави «Дивани Хикмет», написанной примерно в 16-17 веках. Для молодого поколения и для тех кто интересуется историей, наверное будет интересно узнать об этом ученом из далекой древности и его книге. Ходжа Ахмет Ясави, живший в XI веке, является великим духовным учителем тюркского мира Средневековья.
Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переехала в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арыстан-Баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани. К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.
О мотивации такого образа жизни Ясави говорит следующее: «Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого достаточно, нет необходимости жить сверх срока отведенного пророку». По некоторым данным он прожил 73 года, по другим данным — до 85 лет. Жусипбек Аймауытов, опираясь на текст «Хикметов», считает, что он прожил 125 лет. В таком очень сомнительном случае дата его рождения 1041 г. Ясави похоронен как святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша. Учение, которое он основал, получило название тариката Ясавия.
Шейхи этой школы занимали почётные позиции при дворе эмиров в Бухаре в XIX веке. Построенный в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей (ханака), именуемый «Хазрет султан» — шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Поражают даже сами параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и другие. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Отделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры. Облицовка дворца-мавзолея выполнена полихромными глазурованными плитками.
А если о книге которая бережно хранится в музее, то в основе данного труда — не только его суфийская проповедь, но и знаменитые «хикметы». Ученый, мыслитель — он один из лучших образцов средневековой тюркской духовности, в том числе казахской литературы, и его труды, это неоценимый источник религии и философии, этики и морали. Ранее «хикметы » неоднократно публиковались на казахском, узбекском, турецком языках. Такие ученые Научно-исследовательского центра тюркологии и алтаеведения при Евразийском университете им.Л. Гумилева – Каржаубай Сарткожа (д. ф.Н.), Имангазы Нурахметович (к. ф. Н.), изучившие эту рукописную копию, сравнили ее с другими вариантами, и пришли к мнению, что данная рукопись является старинной версией «Хикметов». Книга написана на кыпчакском диалекте Чагатайского языка (письменно-литературный язык средневековья), и на Бухарской бумаге, и примерно датируется XVI по XVII веком. Это показало, что он очень привязан к современному казахскому литературно-письменному языку.
Более ранние версии были написаны в основном на огузском диалекте (близкому к современному узбекскому языку). Эта рукописная версия в музее-самый старый и редкий экземпляр. В случае полного перевода 90-страничной рукописи, в результате сравнений с 3-мя ранее известными вариантами, можно выявить большие различия. Различия в транскрипционной, текстовой, художественно-поэтической и эта рукопись является бесценным, важным духовным наследием, как для казахской литературы, так и для истории языка, древней религиозной философии.
О Қанжығалы қарт Бөгенбай –одном из самых выдающихся людей, легендарном герое, батыре, лучшем полководце напоминает представленная в экспозиции музея сведения о нем и фляжка Богенбая батыра, которая была найдена при раскопках в Ерейментауском регионе Акмолинской области. Этот ценный экспонат был передан в фонд музея в 90-е годы поэтом, композитором Каримом Ильясом, работавшим научным сотрудником отдела фольклора. Канжыгалы Богенбай-батыр 1680−1778) г.г.— национальный герой Казахстана, великий казахский полководец, главнокомандующий армиями трех казахских жузов. Родился в долине реки Боген у западного подножия хребта Каратау (современный Байдибекский район Туркестанской области Казахстана). Происходил из семьи потомственных батыров рода канжыгалы племени Аргын.
Его дед Алдеуин-батыр был военачальником войска казахского хана Есима, а отец Акша-батыр — главнокомандующим армии казахского хана Тауке. В истории казахов Богембай-батыр самый уважаемый полководец из числа «черной кости» (не чингизидов). Богенбай-батыр умер в преклонном возрасте, и его последней битвой в возрасте 77 лет стала битва с кыргызами в местности Карабалта. Пока он был жив, казахи спокойно кочевали по всей территории от Семиречья до Урумчи. Одно только имя Богембая внушало страх врагам, не давая им осуществлять разбойничье набеги. Похоронен батыр в Туркестане, внутри мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави.
А вот другой экспонат – это швейная машинка «ЗИНГЕР». Интересна история. Швейная машинка принадлежала Актокты Бактыбайқызы, возлюбленной знаменитого певца-импровизатора Акан сері. Сдал в фонд музея журналист, поэт, композитор, продолжатель творчества Ақан сері, Біржан сал, Укили Ибрая, в то время научный сотрудник музея Карим Ильясов. Данный раритет он получил от потомков Жалмукана, проживавшего в селе Кызылагаш Зерендинского района. По сей день этот экспонат пользуется популярностью и занимает особое место в музее.
Его первым изобретателем является Айзек Мерритт Зингер, оставивший свой след в истории Америки. Своей машинкой он произвел революцию в этой отрасли, разработав первый эффективный и практичный аппарат. Айзек родился в 1811году в семье немецких эмигрантов в штате Верхний Нью – Йорк.
Удивление, восхищение и интерес у посетителей вызывает Адалбакан из кованого железа. Выполнен местным кузнецом Темирбеком из села Раисовка по заказу певца-ипровизатора Акан Сери. Железный адалбакан состоит из трёх частей. Длина около 5 метров. Вдоль длинной стойки адалбакана нанесена геометрическая зигзагообразная линия и круглый рельеф. К этой же длинной стойке прикреплены крючки для вешалок ввиде конской головы. Верхняя часть покрыта красивым растительным орнаментом. Поверхность железа инкрустиирована серебром и украшена узором. Адалбакан был передан в музейный фонд в начале 90-х годов родственницей Акана сері Нургазиной Қайшой из села Сарыозек, совхоза Каратал Айыртауского района.
Древний раритетный экспонат музея также саптаяқ- чаша. Вырезанная из дерева кухонная утварь, чаша овальной формы вместимостью около пяти литров. Дно у него ровное, край прямой, тонкий. На рукоятке надет железный шкив, который удобно подвешивать или привязывать к седлу. Деревянная чаша является реликвией 18 века с более чем трехвековой историей. Чаша принадлежала советнику Абылай хана батыру Қанай би. Этот раритетный экспонат был передан директору музея Мариям Кенжеахметовне семьёй Уалиевых из села Игилик Зерендинского района Кокшетауской области.
Наши музеи и архивы с помощью своих коллекций – истории, которую они хранят, могут напомнить нам, что это не что то новое. Прошлое и все, в нем правильно и что не правильно, может нам всем пригодиться, когда мы будем о настоящем и о том, какое общество мы хотим построить в будущем.