29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Вторник, 27 февраля

История не терпит белых пятен (продолжение)

История течет и вьется как река, по словам Ж. Петана «о светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты». Сегодняшний рассказ о сакральных памятниках Астраханского и  Атбасарского  районов.

Откуда взялось название реки Колутон. По легенде, название реки Колутон связано с событиями монгольских завоеваний. Проходя в конце зимы со своей многотысячной армией, Чингисхан приказал отряду  разведчиков найти удобное место для переправы. Разведчики  доложили о его обнаружении. Когда же войско подошло, началось весеннее половодье. Разгневанный  хан приказал утопить в реке весь отряд разведчиков. На побережье был разбит военный лагерь пока другой отряд искал подходящее место для переправы. Вода в реке спала и войско свободно перешло на другой берег. С того времени  реку стали называть Колутон (с монгольского языка — «невидимое препятствие»).

Интерес представляет и памятник 18 века «Бал махаббат» — юртообразной формы он расположен на кургане высотой около 2 метров у аула Жамбыл. Насыпь кургана сложена из земли и щебня. Культовый памятник 18 века находится в 52 км к северо-востоку от районного села Астраханка,  в 3,5 км к востоку от автородороги Астана – Атбасар. Размеры памятника: диаметр мавзолея 9,7 м, высота – 4 м, толщина стен -1,5 м. Находится в хорошем состоянии.  И опять легенда о  памятнике, которая повествует о любви юноши и девушки из разных казахских родов, родители которых противостояли их союзу. Курган, расположенный недалеко от соседних аулов девушки и юноши был местом свидания молодых. Однажды отец девушки застал их у кургана и расправился с юношей. Девушка в отчаянии покончила с жизнью. Убитый горем отец девушки воздвиг мавзолей. Прочным стенам вот уже 3 века неподвластны степные ветра,  бураны, проливные дожди. По легенде, стены  построены из сырцового кирпича с добавлением гальки, козьего жира, конского волоса, костей животных.

Аул  Косбармак был основан  в 1928 году, расположен в 48 км от районного центра города Атбасар. В переводе с казахского означает «два соединенных пальца». Село Косбармак — родина Героя Советского Союза Акана Курманова. Известная в народе  казахская  песня «Камиля» родилась в ауле Косбармак Атбасарского уезда в 30-годы XX века. Легенда гласит, что парень  Алкен полюбил девушку Камилю из аула Боскемир, дочь  богатого человека по имени Сарымбай, который  не хотел отдавать дочь за бедного парня.  Юноша решил передать свои чувства через песню, так родилась  песня «Камиля». Несмотря  на различные препятствия, они сумели остаться вместе. В 1936 году у них рождается сын Тельман. Когда началась Великая Отечественная война, Алкен уходит на фронт, а в 1942 году пропал без вести. Их единственного сына Тельмана не стало  в 2015 году. Потомки  Алкена и Камили в данное время живут в г.Жаркенте, Алматинской области . В память о влюбленных  для потомков осталась песня.

Река Жабай — в Атбасарском районе, правый приток Ишима. Длина реки 196 кв. площадь водосборного бассейна — 8800 км². Река протекает по территории Атбасарского и Сандыктауского районов, имеет 14 притоков. В нескольких километрах к северу от устья на правобережье р. Жабай расположен город Атбасар.  Сохранилось в народе и предание о происхождении названия реки. В конце XVIII начале XIX веков на берегу реки располагалась зимовка (кыстау) бая по имени Жабай, кочевавшего со своим аулом в этих местах. Детей у него не было, скот пасли наемные джигиты. От других людей он отличался добрым отношением к пастухам – табунщикам и не прочь был повеселиться с ними, организовывая вечеринки. Молодежь всегда ждала вестей из аула Жабая. Со временем и речка стала называться  его именем.

Озеро Ауплдек  находится на юге  Атбасарского района  в 18 км, к Ю.-В от с. Сочинское, в 3,5 км к Ю.-В. от истока р. Сарыкемпир (лев. приток р.Шортанбай) и 5 км к северу  от истока р. Бала-Кокпекты(прав. приток р. Кайракты) на высоте 316м над уровнем  моря. Площадь 6,3кв.км (в отд. засушливые годы 3,4кв. км) дл. 1,7 км, максимальная ширина 1,1 км, длина береговой линии 7,4 км. Площадь водосбора 156 кв.км. Озеро бессточное, берега пологие, дно илистое, вода пресная.  У берегов заросли тростников. Ауплдек — место гнездования уток и гусей. Среди казахского народа сохранились до нашего времени  песни  и легенды, одна из них народная песня Аупілдек.  По словам потомков автора песни, она была создана в конце XIX века.

На территории Атбасарского уезда проживал  богач из рода Алтай по имени Дайрабай. Он выдал замуж свою единственную дочь Дамеш против ее воли за нелюбимого человека из рода Токтаул.  Однажды в аул на берегу озера Ауплдек , где жила Дамеш с мужем, приезжает  ее дальний родственник Макажан Шиден улы с несколькими джигитами. Увидев сестру, он понял, что живется ей очень тяжело. Не прошла и неделя, как он от имени сестры написал песню Ауплдек и распространил среди жителей. Сам Макажан родился 1873 году в Тенгизской волости Атбасарского уезда на берегу реки Шортанбай и  ушел из жизни 1932 году, похоронен в селе Косбармак  Атбасарского района.

Река Шортанбай — река  бассейна р.Терисаккан, левый приток р.Қайрақты. длина 69 км., пл.водосбора 4200 кв.км.. Берет начало в лощине, протекает по южной части Атбасарского района.

История гласит, что когда-то на берегу реки Шортанбай был большой аул, родина Сыздыка Мешимбаева.  В данное время сохранены мазар С. Мешимбаева и колодец. Сыздык Мешимбаев  был членом  Алашординского движения в г.Атбасар.  Вместе  с М.Дулатовым призывал  молодежь к единству. Совместно с М.Дулатовым они поставили  в г.Атбасар  пьесу «Несчастная Жамал».  С.Мешимбаев был инициатором постановки этой пьесы. Пьеса проходила в здании бывшей татарской мечети (здание на сегодняшний день сохранено). В пьесе приняли участие около 40 человек, в основном атбасарская молодежь. После установления Советской власти С.Мешимбаев посвятил себя и свою жизнь сфере образования.

Свою историю  имеет и сопка Амантай.  Давным давно, вдоль реки Ишим кочевал степняк. Был у него косяк лошадей. Однажды разразился буран, свирепствовавший несколько суток. Из кибитки нельзя было выйти,снег сек лицо, ветер валил с ног. Когда буран улегся, перед глазами хозяина открылась страшная картина: вместо косяка он обнаружил замерзшие трупы, разбросанные по безбрежной степи. Только в седловине сопок остался жив один жеребенок. Степняк, увидев его, снял малахай, и с надеждой сказал: «Живи, спасшийся! Ты принесешь мне счастье!» С тех пор самую высокую сопку назвали Амантау (совр. «Амантай»).

Привлекает внимание сохранившаяся усадьба  купца Белова, ныне там находится   — историко-краеведческий музей.  Историческая справка свидетельствует, что усадьба купца А. Белова,1911года постройки, расположена  в старой части города  по ул. Победы, 28.  Представляет собой комплекс построек, расположенных по периметру участка: главный дом, флигель для служащих, конюшня. В 1917-1918 гг. в здании находился  уездный Совет рабочих, солдатских, крестьянских, казачьих и киргизских депутатов.  С 1974 года по настоящее время в здании располагается Атбасарский историко-краеведческий музей. Является памятником архитектуры, охраняется государством. Интересны его архитектурные особенности. Жилой дом – высокий, двухэтажный, первый этаж кирпичный, второй деревянный со стенами, рубленными из бревен без остатка, с выразительным убранством и формами кровли, характерными для периода эклектики.

Аббас қажы Балтабекулы родился в 1883 году в ауле №6 Каракойын-Кашырлы Атбасарского района Акмолинской области. В 1908 году, когда ему исполнилось 25 лет, он вместе с аксакалами аула совершает хадж в Мекку. В годы Советской власти он пережил трудные времена, подвергался гонениям ( «Қазақстан қажылары» 180 стр. том3), но все равно он не потерял веру в религию и высоко чтил все заповеди ислама.  Умер Аббас кажы  в 1972 году в с. Калиновка Атбасарского района, в возрасте  89-лет.

Из воспоминаний соседа Хасен Тыканулы:

«Мы жили по соседству с Аббас кажы. Я хорошо знал его. В 25 лет пешком совершил хадж в Мекку, шел целый год. Когда я приезжал с учебы в аул, заходил к Аббас кажы поздороваться, он сидел держа в руке  книгу Коран, с расстеленным жайнамазом, для чтения намаза.Увидев меня, звал супругу-байбише: «Жаныл! Жаныл!». А супруга была шустрая, со словами «Что случилось кажеке!» — вбегала в комнату. Прекрасные были люди. Аббас кажы из рода Алтай — Жанузак. Я в семье был один, и когда у меня родился первенец-сын, он назвал моего сына Жанузак».

Ерден Сандыбайұлы  родился  в 1808 году в Атбасарском уезде. Султан,батыр из рода Баганалы-Найман Улытауского края. Был волостным в аулах Богентай сай, Сандык кескен, Кайракты, затем назначался старшим султаном уезда. Будучи султаном,был приглашен в Россию на инаугурцию царя Александра II. Умер в 54 года. Его мазар находится а ауле Бозтумсык, Улытауского района в 18 км. к юго-востоку от реки Каракенгир.  Один из потомков батыра Ердена Сандыбайулы  Хасен Тыканулы  Калменбаев в данное время проживает в г. Атбасар. Несмотря на преклонный возраст, аксакал занимается предпринимательством, воспитал 13 детей, имеет 36 внуков и 7 правнуков. 

Хасен Тыканулы Калменбаев:

«На следующий год моему великому предку Ердену Сандыбайулы 210 лет, а мне исполнится 80, я являюсь его  прямым  5-ым потомком. В Советское время нельзя было говорить про султана  Ердена, даже моего отца посадили в тюрьму, из-за того, что он потомок богатого Ердена Сандыбаева».

Ильяс Есенберлин   (1915г- 1983г.) родился 10 января  1915 года в г.Атбасар. Сохранился дом (1895 года постройки), в котором родился будущий писатель. В 1994 году на стене дома  установлена мемориальная доска и улица, где расположен дом названа в честь  И. Есенберлина.

Атбасар был милым и светлым городом. Расположенный на степной равнине и состоящий из небольших деревянных домов с зелеными садиками, он выглядел очень уютным. На восточной окраине города протекала извилистая речка Жабайка…, по левому берегу её бесконечными зелеными лоскутами тянулись огороды, тихо качались огненные маки, желтые подсолнухи, душистый табак. Жители Атбасара занимались земледелием и кустарничеством. Казахи, как и русские, пахали землю, сажали картофель, капусту, шили сапоги, работали плотниками и стекольщиками…

— писал И.Есенберлин.

В детстве  Ильяс  проявлял удивительные литературные и математические способности, умел быстро анализировать и систематизировать различные явления и события, очень любил и хорошо знал казахский фольклор, с удовольствием читал мировую классику, рисовал.  Но судьба оказалась жестокой, Ильяс рано осиротел и воспитывался  в детском доме. Там будущий писатель писал стихи для стенгазет. Нелегок и непрост был его путь в большую литературу.  Но результатом его литературного труда стало 15 романов за 16 лет. И.Есенберлин написал более 40 текстов песен на музыку  известных композиторов Казахстана. В 1968 году роман «Схватка» отмечен Государственной премией Казахской ССР. Особой любовью читателей  пользуются  его романы «Кочевники» и «Золотая орда». Роман «Кочевники» переведен на 30 языков.

24 декабря 1999г.  при активной поддержке администрации города Атбасар, семьи писателя состоялось торжественное открытие  литературного музея Ильяса Есенберлина. В экспозиции музея представлены личные вещи писателя, фотодокументы, семейные фотографии,  книги,  воссоздан интерьер кабинета. В фонде музея хранится уникальная запись – живой голос писателя,  рукописи книг, а также коллекция книг с автографами известных казахстанских писателей.

В  2015 году, в год 100-летия  на родине писателя, прошли торжественные юбилейные мероприятия. На центральной площади  г.Атбасар  был открыт памятник Ильясу Есенберлину (авт. И.Л.Седлецкий), и открыта новая экспозиция литературного музея И.Есенберлина.

(По материалам музея области)