Поверхность земного шара покрыта множеством объектов, так или иначе соотносимых с категорией священных – сакральных, то есть особо почитаемых, имеющих непреходящую ценность у народов.
«Сакральная география Казахстана» это, прежде всего, популяризация исторических памятников и святых мест. К реализации проекта духовного возрождения, к созданию культурно-географического пояса святынь Казахстана, одному из элементов каркаса национальной идентичности, подключилось и участвует огромное количество ученых, чиновников и представителей общественности.
Древние памятники Казахстана — увековеченная история кочевых и оседлых народов, которые проживали в прошлом в Великой Степи. Для молодого поколения наверняка будет интересна история своего края.
На территории нашей Акмолинской области находятся уникальные, исторические объекты, начнем с Целиноградского района.
На территории данного района имеется важный исторический и культурный объект — мавзолей Кабанбая. В ноябре 2000 года в маленькой деревушке Рождественка‚ ныне переименованной в Кабанбай батыр, открылся памятник великому герою Казахстана. Всех своих героев казахи хоронили на небольших возвышенностях, дабы каждый увидевший их укреплялся в вере и духе. В многочисленных исторических документах имя Кабанбая упоминается как храброго воина‚ спасший казахский народ от джунгаров.
Там‚ где был похоронен батыр‚ построен мавзолей, достигающий высоты в 25 метров. Площадь самой постройки превышает 40 кв. метров. Композиционная идея этого сооружения характерна для степного зодчества. Создана она в современном ключе. Красное кирпичное строение с шатром очень похоже на башню Кабуса (мавзолей‚ созданный в 11 столетии) — творение иранских архитекторов. Любопытно устроен верхний свет мавзолея‚ его входная часть. У фундамента имеются небольшие горизонтальные щели‚ создающие иллюзию парения мавзолея. Аналогично создан и шатер. Мавзолей Кабанбай батыра — гениальное творение архитектора А. Сауменова.
Если вспомнить историю, то к 20 – м годам XVIII в. джунгары оккупировали огромную часть казахских земель. В казахских жузах начали создаваться отряды самообороны во главе с батырами, защищавшими от джунгар свои аулы и отдельные местности. В Среднем жузе были крупные роды: аргын, найман, кыпшак, керей, конырат. У найманов в 1723 году появился бесспорный лидер – Кабанбай-батыр из рода Каракерей. Имя, данное Кабанбай-батыру при рождении – Ерасыл. Кабанбаем назвал его народ из-за высокого роста, мощного телосложения и огромной силы. Кабанбай-батыр был бесстрашен в бою, одерживал победы во многих поединках.
Согласно легенде и преданиям, копье его было не с деревянным древком и металлическим наконечником, а полностью металлическим (стальным) и весило больше самого крупного барана (60-70кг), длиной 7 метров. Ударяя таким копьем о щит противника, Кабанбай-батыр пробивал им и щит, и его обладателя. У джунгар не было батыра, который бы решился выйти на поединок с Кабанбаем. Он обладал большим военным талантом. Кабанбай-батыр в совершенстве изучил тактику и стратегию полководцев Чингисхана и Золотой Орды, а также организацию войска. Во всех сражениях, которые возглавлял Кабанбай-батыр, он одерживал победы. Сокрушая врага, войска Кабанбая преследовали его до полного уничтожения, погоня иногда продолжалось несколько суток. Кроме того, Кабанбай-батыр был мастером засад: завлекал противника в неудобное место для боя, но удобное для полного его окружения. Он был мастером ночных боев, в которых устраивал искусственный шум, дезориентируя врага и вызывая в его рядах панику. Все эти качества сделали Кабанбай-батыра главой одного из самых крупных казахских родов – найман.
Из казахских батыров Кабанбай первым получил общенародное признание. О Кабанбай-батыре неизвестным автором был создан героический эпос “Кабанбай-батыр” В народе его прозвали “Каракерей Кабанбай”, так как он был батыром и бием рода Каракерей. Русские архивные документы сохранили имя Кабанбая. Источники свидетельствуют о том, что Кабанбай-батыр был близок ко двору Абылай-хана. Абылай дал ему титул “Личный батыр хана” и назвал его Дарабозом – штурмующий небо. Предания говорят о том, что Кабанбай был старшим среди батыров. Сохранился дастан «Ер Кабанбай», повествующий о его мужестве и героизме. Дата смерти Кабанбай-батыра неизвестна. Но последние сведения о нем относятся к 1771 году.
Целитель и ясновидящий Кырыкбай баба
Кырыкбай баба жил в 17-18 веках. Он в свое время был целителем, ясновидящим, гадал на бобах, был костоправом. Даже в то время практиковали лечение молитвами, лечение сглаза, иглотерапию.
По пульсу он определял болезни людей, какие изменения происходят в организме и таким образом, лечил их. Кроме этого, путем массажа лечил переломы, вправлял вывихи, и те болезни, которые требовали операции. Лечил ревматизм и другие. Сила его заключалась в вере в Аллаха. По воле всевышнего он исцелял больных.
Кырыкбай баба был похоронен на кладбище «Бес кемпір» недалеко от современного села Жана-Жол Караоткельского сельского округа. До недавнего времени за захоронением ухаживали, но в последние 5-10 лет захоронение без присмотра. Ищущие помощи в исцелении продолжают приезжать в эти места, люди приходят на его могилу за исцелением от разных болезней. Его могила располагается между аулами Жанажол и Енбекші.
Хоть он и происходил из рода киргизов, он считал себя казахом. Завещал потомкам, чтобы они не забывали о том, что они из рода киргизов, но по национальности казах. «Казахи, не делитесь на роды, но не забывайте из какого вы рода», — говорил он.
Кобек батыр — воин Абылай хана
Место захоронения Көбек батыра
Көбек батыр – еще один сын казахской степи, о котором сохранилось мало сведений. Приблизительные годы рождения 1735 – 1740 гг. Сыграл очень важную роль в изгнании захватнических калмыкских
племен с казахских земель.
1771 году киргизские племена приступили к захвату Семиречья и во время боя против рода Найман одержали победу над двухтысячным войском, а головы побежденных видных найманских батыров и их воинов сложили в виде горы. Услышав про это, Абылай хан поручает сбор ополчения под руководством Кобек батыра и отправляется в Киргизский Алатау. Решающая битва вошла в историю под названием «Жайыл қырғыны». Сражение началось с поединка двух видных батыров Надир манапа и Кобек батыра. Поединок завершился победой Кобек батыра и открыл дорогу к дальнейшим победам на пути к полному изгнанию киргизских манапов и получению ключей от г.Ташкент. В
этих сражениях своей храбростью и отвагой, решительностью искусным владением такими боя отличился Кобек батыр. В 18 веке участились набеги башкирских племен на земли казахов Младшего жуза. Для оказания военной поддержки от Среднего жуза были сформированы отряды под руководством Кобек батыра. Во время одного из последних сражений был убит Башкирский хан. Кобек батыр возвращается на родные земли с победой, оставляя среди местных аксакалов истории и воспоминания как о храбром и не знающем поражений батыре.
Кобек батыр умер в 96 летнем возрасте. Его захоронение находится в местечке Козыкош на территории современного Караоткельского сельского округа. На месте захоронения имеется старый камень, и уже недавно потомки, отыскавшие место захоронения своего предка, установили здесь памятную плиту.
О Майлантау
Село Приречное расположено в 58 км к северо-востоку от Астаны – столицы нашей Родины. Основано в 1892 году переселенцами из России.
Прекрасное географическое расположение не случайно было выбрано переселенцами. На границе Приреченского сельского округа с Ерейментауским районом, где правый берег реки Акжар впадает в реку Селету на расстоянии 3 км, от села расположена гора Майлан высотой 402 м. По преданию, название горы было дано джунгарами, что в переводе с джунгарского означает «Жирный верблюд».
У подножия горы с правой стороны имеются захоронения тех времен, также у подножья горы растет черемуховая роща, куда приезжают отдыхать горожане. Река Селеты и ее приток Акжар богаты рыбой, там водится щука, окунь, плотва, линь, карп.
В данное время на территории горы находится военный полигон «Майлан».
Нияз Тілеуліұлы
Недалеко от Караоткеля, в 18 км, в сторону реки Нуры, имеется возвышенность, которую местное население называет Акмолой. Названо оно по захоронениям, сохранившимся на белых, сланцевых холмах. Это же название дали новому административному делению, и в конце мая 1830 года отряд казаков под командованием подполковника Шубина отправился на строительство окружного приказа.
Вся степь вокруг возвышенности Акмола, на которой воздвигнут одинокий белый мавзолей, была сплошь покрыта разлившейся паводковой водой. Сюда были приглашены старейшины родов для обсуждения вопроса месторасположения административного центра будущего округа – Акмолинского укрепления. Старейшины уговаривали Шубина построить укрепление на Караоткеле, со всех сторон удобном для взаимной связи населения, живущего по обе стороны Ишима.
18 июня был составлен соответствующий документ, скрепленный подписями грамотных старейшин – аксакалов. Название округа осталось прежним, как это неоднократно отражалось в официальных бумагах царской администрации. Поэтому 18 июня 1830 года, в соответствии с архивными документами, можно считать днем рождения нынешней столицы Казахстана. Белый мавзолей на возвышении Акмола, где первоначально остановился отряд Шубина, является мавзолеем бия Нияза(Нияз Тілеуліұлы (1741 – 1790) . Вот с чем связано возникновение географического названия – Акмолы.
Бий Нияз своей справедливостью и умом был знаменит в степи. Его отец Тлеули батыр занимает достойное место в истории национально-освободительной борьбы казахов с джунгарами. Тлеули был боевым соратником легендарных полководцев-тарханов Есета и Жанибека. В казахском ополчении он бессменно возглавлял тумен (армию) 92 кипчакских рода в решающих битвах с джунгарами (1710-1729 годы) в Аныракае, Калмаккыргане и Каракумах. И сына воспитывал себе достойным. Впоследствии Нияз бий стал одним из авторитетных советников хана Абылая. В 1868 году была образована обширная Акмолинская область, состоящая из пяти уездов.
В гербе Акмолинской области на зеленом щите изображен мавзолей Нияза бия с двумя остроконечными башнями и куполом из серебра, с полумесяцем из золота посередине. К сожалению, подлинник не найден, так как хранилище геральдики, где хранился герб, было закрыто в 1917 году. Сохранилась копия графического изображения этой бесценной исторической реликвии.
Соленое озеро «Тұзды көл»
Вода в Сарыколе (второе название Туздыколь) очень соленая, растительности мало, весной и летом, когда тает снег, на побережье образуются отложения солей. Озеро расположено в 800 метрах от села. И зимой и летом озеро притягивает к себе своей белизной.
По рассказам старожилов, раньше здесь добывали соль и продавали. Особенно в голодные годы озеро спасало людей. Грязь в соленом озере лечебная, испокон веков люди приезжали сюда за исцелением. Когда еще в стране медицина не была так развита, возле озера ставили юрты для лечения людей. Каждый год люди приезжают сюда, чтобы вылечить такие болезни, как простуда, кожные заболевания, болезни суставов и другие.
Для лечения болезней есть свои условия: принимать лечение в летнее время, с середины июля до середины августа. Так как озеро считается священным, распитие спиртных напитков строго запрещается. Дни лечения состоят из нечетных цифр 3, 5, 7. Во время лечения надо хорошо питаться и тепло одеваться. После лечения надо ходить в той же одежде столько дней, сколько дней принимал лечение. Мыть надо только лицо и руки.
Прошлое и все, что в нём правильно и что неправильно, может пригодиться, когда мы будем говорить о настоящем и о том, какое общество мы хотим построить в будущем. И так, продолжим экскурс по сакральным местам, и сегодня – это Шортандинский район.
Интересны все памятники, и среди них — Памятник Кулагеру. Установлен в в пяти километрах от поста дорожной полиции, расположенного на автобане «Астана-Кокшетау».
Общая высота памятника – 11 метров, длина скульптуры – 8 метров, высота – 5 метров, вес – 5,5 тонны. Памятник является символом торжества добра над злом. Он символизирует народ Казахстана, идущий вперед.
Цель строительства монумента самому известному в народе скакуну Кулагеру является уважение к истории, к истокам, национальным ценностям, воспитание молодежи в духе патриотизма, преданности Родине, земле предков. Работы по возведению монумента легендарному тулпару Великой Степи Кулагеру были завершены 27 ноября 2009 года. Автор идеи и организатор строительства памятника Кулагеру, писатель и президент Федерации национальных видов конного спорта Республики Казахстан, Садыбек Тугел.
Легенда о Кулагере гласит, что владельцем скакуна был Акан серэ (1843—1913) — выдающийся казахский народный поэт — акын, певец и композитор. В первый раз Акан серэ выпустил Кулагера на байгу в пятилетнем возрасте. И с этого времени взошла счастливая звезда скакуна – слава о нём и его хозяине разнеслась по всему Казахстану, и за его пределы. Произведение «Кулагер» — печальный рассказ о гибели его любимого коня, которого завистники зарубили во время скачек. Он был убит по велению злого завистника бая Батыраша, понимавшего, что его рысак по кличке Серый Ястреб никогда не обойдёт известного во всей степи скакуна Кулагера. Конь известного акына во время байги шёл первым, а скакуны баев оставались далеко позади.
Степной поэт оплакал гибель своего любимца в песне, которую до сих пор поют в степях. Памятник стал местом паломничества людей, водителей, пассажиров и горожан. Строительство памятника именно в этом месте имеет несколько преимуществ. Отсюда, берет начало туристический маршрут в знаменитую курортную зону Боровое, а на обратном пути монумент будет встречать и приветствовать приезжающих в столицу Казахстана — Астану. И, что интересно, обширная площадь вокруг памятника позволяет организовывать и проводить здесь конно — спортивные мероприятия, например скачки, байгу, аламан и т.д.
Скульптура Орла также издали привлекает взор путника и всех тех, кто видит его.
Популярным и излюбленным местом молодоженов поселка Шортанды и окрестных сел является скульптура Орла, которая находится вдоль трассы Шортанды – Астана в 7 км от поселка Шортанды.
Доброй традицией и хорошим знаком считается сделать первую семейную фотографию и загадать желание о долгой и счастливой семейной жизни возле этой птицы. Неповторимая аура и атмосфера этого места остается лучшим воспоминанием о счастливом начале новой жизни. Возможно, эта популярность связана с тем, что в легендах разных народов Орел добывает для людей огонь и служит воплощением божественной любви, силы, мощи, юности и бодрого духа, символом богов и их посланцем.
Село Гуляй-Поле
Гуляй Поле — село в Шортандинском районе Акмолинской области, входит в состав Раевского сельского округа. Когда то в 1899 году, украинский крестьянин – бедняк Ефим Климович Бына приехал в далекий Казахстан – понаслышке знал он о бескрайних степных просторах. Понравились хлеборобу необъятные степи, возвратившись в родное Гуляй–Поле, что в Запорожье, рассказал Ефим Климович своим сельчанам об увиденном.
Многие из них страдали от безземелья, но ехать в такую даль не решались. Нашлись все же смельчаки, которые в бегстве за Урал видели спасение от голода и нищеты. И вот 8 семей во главе с Быной собрав свои нехитрые пожитки, двинулись в далекий Казахстан. Не легок был их путь: до Петропавловска поездом, затем наняв извозчиков, по пыльным степным дорогам до Ак–Куля. Так, на берегу озера Батантай, где было кочевье казахов, в 1900 году возникло село, которому в честь своей родины, переселенцами с Украины было присвоено название Гуляй–Поле.
Село Петровка
Следующее село Петровка в том же Шортандинском районе. Административный центр Петровского сельского округа. Находится примерно в 38 км к западу от центра посёлка Шортанды. Поселение было образовано 21 сентября в непростые и жестокие 1936 годы как 22-я точка Карлага для 228 семей депортированных с Украины поляков. Позднее прибыли немцы с Поволжья. В 1999 году население села составляло 1420 человек (743 мужчины и 677 женщин).
По данным переписи 2009 года в селе проживало 1168 человек (562 мужчины и 606 женщин). В 1936 году на основании Постановления Совнаркома СССР «О переселении лиц польской национальности из Украины» в Шортандинский район, в точку №22 были депортированы представители этого этноса. Многие остались здесь навсегда, создали семьи и Казахстан стал для них Родиной. Казахстан — это не только сплав множества народов, но и соединение религий.
В данном районе живут и работают в мире и согласии представители более 50 этносов. 27 сентября 2017 г. в с. Петровка прошла церемония открытия и освящения католической часовни имени св. Викентия де Поля. В этот день осуществилась мечта многих поколений жителей села Петровка. Шортандинцы разных вероисповеданий верят, что построенная часовня будет символом дружбы и единения наций и конфессий, а так же станет архитектурным и культурным украшением района.
Урочище рудника Жолымбет
Рудник находится в 100 км к северу от города Астана и 100 км к югу от города Степногорска. Хорошая транспортная и энергетическая инфраструктура. Рудник работает с 1930-х годов. Входит в состав АО «ГМК Казахалтын». Головной офис компании находится в Степногорске, в 180 км от Астаны. До нас дошло предание, которыми поделились аксакалы аула Жолымбет. А оно таково, в начале 20 века, в урочище рудника Жолымбет кочевал род казахов, во главе стоял старейшина по имени Жолымбет. Как-то пастух Наушан, в один прекрасный летний день, заметил, что в определенное время года из под земли идет свечение. Каждый раз, Наушан находясь в этом месте чувствовал необычную энергетику. Люди узнав об этом удивительном месте стали его посещать.
Поисковая партия возглавляемая молодым специалистом Каличкиным Н.П в 1931 году проводили геологоразведочные работы в данном урочище. Узнав от Наушана о странном явлении, начали проводить исследовательские работы в данной местности. В результате поисковых работ, были обнаружены залежи золотой руды. На основании этого заключения в 1932 году комбинат «Каззолото» принял решение о строительстве рудника Жолымбет. Такова краткая история.
Если вспомнить историю репрессии 30-х и дальше, то об этом ныне напоминают — Интернациональные точки захоронения в данном регионе. Жолымбет – посёлок в Шортандинском районе Акмолинской области. Административный центр и единственный населённый пункт — Жолымбетской поселковой администрации. Находится примерно в 49 км к востоку от районного центра посёлка Шортанды. В 1999 году население посёлка составляло 5218 человек (2583 мужчины и 2635 женщин). По данным переписи 2009 года, в посёлке проживало 4258 человек (2118 мужчин и 2140 женщин).
В народе бытует такая легенда. А история такова. В 18 веке в поселке Жолымбет жил старик «Аулие Ата», к нему тянулись люди со всей округи. Он обладал удивительной силой, это его руки, они имели особенное свойство, к кому бы он не прикасался то, умел выявлять болезни, благодаря чему он лечил людей от разных болезней. После смерти место захоронения «Аулие Ата» стало местом паломничества для многих людей. Как гласит предание, посещение могилы помогало людям обрести здоровье и благополучие в семье.
В середине 20 века Жолымбет стал местом депортации многих народов и местом высылки военнопленных — японцев и венгров. Услышав от местных старожилов в 1946 году об этой истории и зная, что больше не вернутся на Родину, они просили похоронить их возле этого святого места. Так образом и появилось точка захоронения репрессированных и военнопленных.
Река Дамса, что протекает через одноименный поселок Шортандинского района, также имеет свою историю. По воспоминаниям старожилов данной местности, передаваемое из уст в уста предание гласит, что на берегу реки останавливались воины Абылай-хана, возвращавшиеся с походов в свою главную ставку, которая находилась в урочище «Боровое». Абылай хан устраивал привал возле реки. Многие воины омывали свои раны водой. Вода заживляла глубокие раны воинов и утоляла жажду. Таким образом, считается, что река получила свое название «Дәм су» (вкусная и лечебная). В дальнейшем река стала называться Дамса.
В окрестностях аула Мыктыколь, до 2007г. – Барышевка находится сопка любви.
Входит аул в состав аульного округа Бектау. Находится примерно в 10 км к северо-востоку от центра посёлка Шортанды. Высота над уровнем моря – 351м. Вблизи аула проходит скоростная автомагистраль «Астана-Петропавловск». В 1999 году население составляло 211 человек (102 мужчины и 109 женщин). По данным переписи 2009 года, в ауле проживало 249 человек (132 мужчины и 117 женщин).
Опять же согласно легенде, в давние времена супружеская пара ехала к «Аулие Ата» лечиться от бесплодия, в урочище Жолымбет. Не доезжая урочища они устроили ночлег у сопки возле села Мыктыколь. Прибыв к «Аулие Ата» они услышали из его уст, что они уже зачали ребенка. Это легенда дошла до наших дней. С тех пор многие супружеские пары посещают это место в надежде, что у них будут дети, загадывают желания, проводят свои выходные и праздничные дни.
Мазар Пан Нурамагамбет Сагнайулы, и мечеть, названная его именем также относится к сакральным местам. На выезде из города, напротив телевышки, в конце прошлого века был возведен мазар Нурмагамбета Сагнаева и его жены.
Нурмагамбет был известным человеком в округе. В конце 19 века, когда в Омск приезжал будущий император Николай II, была устроена выставка предметов быта казахов, юрта Нурмагамбета была признана самой красивой. Пан Нурмагамбет также совершил хадж в Мекку, он не ограничился выполнением только общепринятых ритуалов. Нурмагамбет отправляется в пустыню, чтоб побеседовать со святым человеком, который велел ему раздать свое богатство людям, также на свои деньги он построил мечеть и медресе.
(Продолжение следует)