29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

История, которую нельзя забывать

Приближается значимая дата — 79- летие Победы в Великой Отечественной войне. А 2 сентября 1945 года — дата окончания второй мировой войны. И традиционно мы будем чествовать оставшихся в живых ветеранов войны и тыла.

Человечество окончательно победило фашизм и… забыло своих победителей. Не всех, конечно, и далеко не везде. А именно в стране-победительнице и именно тех, кто отдал все, что имел, за Родину, за Победу, за Сталина. Все, включая руки и ноги. Наше молодое поколение не знает или слабо знают о тех жестоких и суровых годах,  много ли было покалеченных войной?

Учитель истории общеобразовательной школы-гимназии имени М.Габдуллина Зерендинского района Талгат Олжабаевич Нурсеитов вспоминает: «Еще в школьные годы мне врезался в память рассказ моего учителя литературы о танкисте, который горел в танке, выжил, мотался по госпиталям, а по выздоровлению ему дали отпуск на несколько дней… Он с трудом решился съездить домой повидать старушку мать. Так как его лицо и тело обгорело очень сильно, боясь реакции матери он назвался товарищем сына. Не узнала при встрече и невеста, которая писала ему письма на фронт. Переночевав, утром он простился и уехал. Он так и не признался матери ,что ее сын… На фронте получил письмо, где мать писала о посетителе и спрашивала, не он ли это был…сердце матери не обманешь…И, что в любом состоянии его примет, будет ждать с войны живым».

Что мы знаем об инвалидах войны? Кроме миллионов погибших, в Великой Отечественной войне еще «ранено 46, 250 млн человек. Из них, по данным Военно-медицинского музея Санкт-Петербурга, 10 миллионов вернулись инвалидами, включая 3 миллиона с одной и 1,1 миллиона без обеих рук». Один из тех, кто много поездил по послевоенному Союзу, отмечал: «…Неотъемлемой частью картины повседневной жизни советских городов были инвалиды, просящие милостыню на вокзалах, рынках, перед кинотеатрами и в других общественных местах или агрессивно попрошайни чающие и пытающиеся при помощи разных мелких нелегальных махинаций свести концы с концами…».

Инвалиды заполняли улицы городов и сёл. Передвигавшихся на колёсной площадке, отталкиваясь от земли специальными приспособлениями, народ прозвал их «танкистами». Самых тяжёлых, лишившихся всех конечностей – «самоварами». Тысячи тех, кто вышел с полей сражений полными или почти полными инвалидами, цинично прозвали «самоварами». за отсутствие конечностей. А между тем речь идет об одной из самых страшных, самых потаенных трагедий минувшей большой войны. О трагедии, растянувшейся для сотен несчастных на долгие годы.

Наша молодежь должна знать историю, а она история бывает разной: горькой, жестокой, красивой  и не очень… Так вот продолжил педагог: «В стране соответствующие органы внимательно следили за инвалидами как потенциальной протестной аудиторией. Ещё в 1943-1944 годах направили органам госбезопасности на места директивы, требующие проводить профилактику среди инвалидов, следя, не ведут ли они антисоветскую агитацию. Обижаться инвалидам было за что. Государство, получив от них что нужно, бросило их на произвол судьбы. Их не принимали на работу, а пособие для самых тяжёлых категорий, I и II, было 300 рублей, что составляло половину зарплаты неквалифицированного рабочего. На селе было ещё хуже. В целом, советская власть считала, что за инвалидами должны ухаживать родственники и государство им ничего не должно.

Законодательно запрещалось принимать в учреждения социального обеспечения инвалидов I и II группы, у которых были родственники или родители. Инвалиды ходили в отрепье, побирались, некоторые занимались мелкой торговлей. Всё закончилось в один день, в 1949 году, перед празднованием 70-летнего  юбилея Великого Сталина, когда по всем крупным городам была проведена операция зачистки: всех инвалидов, находящихся на улице, арестовали и вывезли в места заключения. Без вины и суда. Чтобы они неприятным видом своих фронтовых обрубков не смущали граждан и не портили идиллическую картину всеобщего благоденствия.

Рассказывали, что инвалиды пытались сопротивляться, бросались на рельсы но их поднимали и всё равно везли. «Вывезли» даже так называемых «самоваров» — людей без рук и ног. Часть инвалидов вывезли на далекие острова Севера и в глухие уголки Сибири с целью дальнейшей «утилизации».

Судьба «самоваров» была ещё тяжелее. Их сосредоточили на острове Валаам, в бывшем монастыре. Валаам — один из таких концентрационных лагерей для инвалидов второй мировой войны расположенный на острове Валаам, куда после второй мировой войны свозили инвалидов войны. Здесь работал спецприёмник с жёстким режимом. Официально он назывался Дом инвалидов войны и труда, был организован в 1950 году. Основан по указанию советского руководства. Находился в старых монастырских зданиях. Официально необходимость спецприёмника объяснялась требованиями ухода за инвалидами, усиленным питанием, природой и свежим воздухом, которые пойдут им на пользу. Лагерь закрыли только  в 1984 году. Люди, чья «вина» заключалась лишь в том, что они потеряли руки и ноги на войне, содержались в условиях, средних между лагерем и психбольницей. Стоит отметить, что ряд «самоваров» сознательно попали на Валаам, не желая быть обузой для родных». Кстати об  этих событиях был документальный фильм когда то.

«Места тут были не самые благоприятные для жизни – отдалённость от цивилизации, суровая природа, зависимость от внешних поставок продуктов питания и медикаментов. Помещения бывшего монастыря не отличались комфортом – часть строений стояли без крыши, а электричество появилось лишь через несколько лет. На первых порах не хватало даже медперсонала. Многие фронтовики умерли в первые месяцы пребывания на острове. У размещённых в спецприёмнике пациентов отбирали паспорта и наградные документы. В отличие от узников ГУЛАГа, обитатели Валаама не оставили письменных свидетельств о своей судьбе – им просто было нечем писать. Никакие внешние посетители не могли попасть на остров без разрешения компетентных органов. Да и, строго говоря, мало кто знал о существовании спецприёмника, воплотившего принцип « с глаз долой – из сердца вон» — продолжил Талгат Олжабаевич. Есть такие стихи Андрея Логвинова:

 «…Недавно боевые мужики —
кому печаль поведают обрубки?
И что сказать сумеют языки,
когда ни ноги не в строю, ни руки?
…Да, Валаам — вторые Соловки.
Они страданий столько повидали! —
Здесь мигом вымирали старики,
которым тридцать стукнуло едва ли…».

Остров был не единственным пристанищем «самоваров». Так, несколько сотен инвалидов жили в интернате Вологодской области, на берегу Шексны.

В тот период появились и другие подобные «заведения». Все они располагались в отдаленных, скрытых от глаз людских местах, чаще всего в заброшенных монастырях — Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком… О судьбе «самоваров» известно из архивных документов и немногих литературных произведений. Например, работавший на Валааме экскурсоводом сорок лет историк и кандидат искусствоведения Евгений Кузнецов провёл большую исследовательскую работу, итогом которой стала знаменитая «Валаамская тетрадь». В ней содержатся свидетельства, что персонал не следил за пациентами, месяцами не меняя им, например, постельное бельё, обворовывал. Есть портреты ряда пациентов, сделанные в 1974 году художником Геннадием Добровым. О судьбе валаамских «самоваров» писал Юрий Нагибин. Учреждение на Валааме ликвидировали в 1984 году. Хрущев в кардинальном решении «инвалидного вопроса» даже превзошел своего предшественника. Именно в начале его «царствования» появился этот документ: «Доклад МВД СССР в Президиум ЦК КПСС о мерах по предупреждению и ликвидации нищенства. 20.02.1954 Секретно.

МВД СССР докладывает, что, несмотря на принимаемые меры, в крупных городах и промышленных центрах страны все еще продолжает иметь место такое нетерпимое явление, как нищенство. За время действия Указа Президиума ВС СССР от 23 июля 1951 г. „О мерах борьбы с антиобщественными, паразитическими элементами“ органами милиции… было задержано нищих: во 2-м полугодии 1951 г. — 107 766 человек, в 1952 г. — 156 817 человек, в 1953 г. — 182 342 человека… Среди задержанных нищих инвалиды войны и труда составляют 70%…

Борьба с нищенством затрудняется… тем, что многие нищенствующие отказываются от направления их в дома инвалидов… самовольно оставляют их и продолжают нищенствовать… В связи с этим было бы целесообразно принять дополнительные меры по предупреждению и ликвидации нищенства. МВД СССР считает необходимым предусмотреть следующие мероприятия:  Для предотвращения самовольных уходов из домов инвалидов и престарелых лиц, не желающих проживать там, и лишения их возможности заниматься попрошайничеством, часть существующих домов инвалидов и престарелых преобразовать в дома закрытого типа с особым режимом…

Министр МВД С. Круглов.»

С тех пор на парадах ветеранов уже не было инвалидов. Их просто убрали, как неприятное упоминание. В небытие ушли даже их имена. Уже гораздо позже те инвалиды оставшиеся в живых, начали получать льготы и прочие блага. А те — одинокие безногие и безрукие мальчики были просто заживо похоронены в спецприемниках, и сегодня уже никто не знает их имён и их страданий. Так было произведено окончательное решение вопроса инвалидов в СССР.

«А ведь кого-то из покалеченных войной солдат искали — их матери, жены, сестры. Немало женщин в послевоенную пору писали запросы в дома инвалидов, а то и сами приезжали: «Нет ли у вас моего?» Но удачи были редкими, — продолжил свой рассказ Талгат Олжабаевич.  Некоторые калеки сознательно отказывались объявляться перед родственниками, даже скрывали настоящее имя: так сильно не хотелось показывать близким людям свое уродство, беспомощность, которыми наградила война. В итоге эти люди оказались «вне исторической памяти». И до сих пор узнать правду о тех, кто коротал век в специнтернатах для ветеранов войны, пытаются в основном лишь отдельные энтузиасты.

На могилах инвалидов, умерших в «домах скорби» для ветеранов войны, ставили деревянные столбы с пятиконечными звездами, однако со временем эти «монументы» истлели. А вместе с безымянными холмиками растворились на заброшенных погостах всякие следы, которые могли бы рассказать о судьбах сотен советских солдат, которые так и остались до сей поры в разряде безвестно сгинувших. «Я навсегда запомнил валаамское кладбище. Без надгробий, без имен, только три гнилых, упавших столбика — страшный памятник беспамятства, бессмысленности жизни, отсутствия какой-либо справедливости и платы за подвиг»- это свидетельство человека, побывавшего на Валааме в прежние времена. Однако среди полустертых могил в 1990-е годы появилась одна ухоженная. На обелиске из нержавеющей стали можно прочитать, что здесь похоронен Герой Советского Союза Григорий Волошин. Память о человеке, который умер дважды, а много лет спустя после этого вернулся из небытия.

Летчик, которого считали погибшим. Летчик-истребитель 813 истребительного авиаполка, младший лейтенант Григорий Волошин дважды умирал, но только через 20 лет после второй смерти вернулся из небытия…

16 января 1945 года группа советских истребителей ЛА-5, в количестве 8-ми самолетов, получила задание на прикрытие наземных войск ведущих бой. Сразу после взлета наши летчики вступили в бой с 30-ю немецкими истребителями FW-190. В неравном бою, будучи ведомым, Григорий Волошин спасая жизнь своему командиру, пошел на таран с вражеским истребителем. В наградном листе от 10 февраля 1945 года. Командир 813-го истребительного авиаполка майор Турагин указал: «Горя ненавистью к врагу, Волошин шел на лобовое сближение с противником, чтобы наверняка сбить его, и видя, что противник не принимает боя и уходит со снижением, лейтенант Волошин Григорий Андреевич, ценой своей жизни пошел на таран и своим самолетом сбил его. За проявленное мужество и героизм, достоин награждения орденом Отечественной Войны I степени – посмертно».

Дальше все как положено, семье отправили извещение о смерти и передали орден. Однако в действительности похоронка, отправленная семье героя, оказалась обманом — обманом «во благо». В той воздушной «мясорубке» Волошин остался жив, хотя и страшно изуродован. Молодой летчик в свои 22 года лишился не только обеих рук и ног, но еще слуха, речи. После долгого лечения в госпиталях беспомощный калека предпочел остаться для близких геройски погибшим в бою. Он долго мотался по госпиталям и лазаретам пока не оказался на острове Валаам, где он прожил практически человеком без имени, а незадолго до смерти оказался «натурой» для художника Геннадия Доброва, сумевшего не только добраться до режимного островного специнтерната, но и сделать серию портретов его обитателей. Картина под названием «Неизвестный» позднее демонстрировалась на одной из выставок, и якобы именно благодаря этому Волошин был волею случая опознан своими близкими.

Григорий Андреевич прожил среди других таких же калек на Валааме более четверти века и скончался в 1974 г. Лишь спустя почти 20 лет о судьбе героя узнал его сын — по архивным данным или благодаря увиденной случайно картине Доброва… В 1994-м он приехал на остров, отыскал здесь отцовскую могилу с едва читаемой уже надписью на табличке и поставил новый памятник».

В 2011 году на Валааме установили уже официально  мемориал памяти ветеранам войны, закончившим в этом доме инвалидов свои дни.

Только вот при освещении этого мемориала патриарх Кирилл с горечью заметил: «Это был никакой не дом инвалидов, а обыкновенный лагерь. Я хорошо помню этих людей, большинство из которых были калеками, но больше всего, они мучились от того, что Родина, за которую они проливали кровь, не посчитала сделать ничего лучшего, как сослать их на этот холодный остров, подальше от общества победителей»…

До сих пор неизвестно, сколько живых человеческих обрубков погибло в таких ссылках, их имена не рассекречены.
Судьба этих «обрубков войны» до сих пор остается “за кадром”, а многие из них так и числятся без вести пропавшими.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!