29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Маргарита Вайда

Большая перемена. Гранты теперь по новым правилам

Механизм предоставления государственных грантов для неправительственных организаций, несмотря на действенность в поддержке инициатив гражданского общества, нередко подвергался критике за несовершенство. Исправить ситуацию и вывести партнерство государства и НПО на более качественный уровень призваны недавно принятые законодательные изменения, которые, как считает председатель правления НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» Нурлан Утешев, позволят повысить эффективность распределения государственных грантов.

— Нурлан Сулейменович, насколько серьезную трансформацию переживает процедура выделения государственных грантов для НПО? Как этот процесс скажется на взаимодействии государства и НПО в реализации совместных социальных инициатив?

— Действительно, 24 сентября 2018 года вступили в законную силу изменения и дополнения в Правила предоставления грантов для неправительственных организаций, разработанные на основании изменений, внесенных в Закон «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан» от 18 июня 2018 года. Но прежде чем перейти к обсуждению изменений, предлагаю кратко остановиться на самом механизме грантового финансирования, на его преимуществах и на практике применения в Казахстане.

Грантовый механизм финансирования неправительственных организаций в нашей стране впервые был внедрен в 2016 году. Его цель – в поддержке гражданских инициатив, привлечении потенциала институтов гражданского общества к решению актуальных вопросов развития социальной сферы. Иными словами, государство в партнерстве с НПО реализовывает качественные социальные проекты и социальные программы для улучшения благосостояния населения и решения их социальных проблем.

Наша организация — Центр поддержки гражданских инициатив, законодательно определена как единственный оператор в сфере грантового финансирования НПО из государственного бюджета. В первую очередь, это обеспечивает прозрачность распределения и расходования бюджетных средств, так как Центр является беспристрастной и независимой от других НПО организацией. Кроме того, особое внимание в работе Центра уделяется выявлению и устранению возможного конфликта интересов. За два предыдущих года было реализовано 68 грантовых проектов на общую сумму 812 миллионов тенге.

В целом, с уверенностью можно сказать, что государственный грантовый механизм доказал свою состоятельность и необходимость. Как и в случае внедрения многих других реформ, процесс реализации грантового финансирования НПО сопровождается постоянным совершенствованием законодательства. Недавно принятые изменения и дополнения призваны совершенствовать организационные и операционные вопросы грантового финансирования на законодательном уровне.

— В чем конкретно это будет заключаться?

— Изменения направлены на расширение применения грантового механизма и улучшения качества социальных проектов путем совершенствования механизмов отбора и мониторинга качества реализации грантовых проектов. Но давайте рассмотрим какие именно новшества и изменения были внедрены.

Во-первых, право выделения государственных грантов для НПО делегировано и местным исполнительным органам. Раньше только Министерство общественного развития имело право финансировать социальные проекты через грантовый механизм. Теперь эта возможность появилось и у акиматов областей, городов Астана, Алматы и Шымкент. Это значит, что акиматы тоже могут воспользоваться преимуществами грантового механизма в решении проблемных вопросов социальной сферы на региональном и местном уровне и при формировании тематики грантовых проектов учесть потребности непосредственно местного населения, а значит более точечно определять сферы, требующие внимания со стороны государства и институтов гражданского общества. Таким образом у местных (сельских) НПО появился еще один вид государственной финансовой поддержки — кроме государственного социального заказа, еще и государственный грант. Что касается региональных НПО, то для них автоматически расширяется доступ к грантовым средствам.

Во-вторых, приняты поправки, направленные на совершенствование конкурсных процедур по распределению государственных грантов среди НПО. В целях упрощения и сокращения продолжительности конкурсного процесса, а также повышения качества заявок неправительственных организаций, упразднена норма, позволявшая потенциальным грантополучателям дорабатывать конкурсные заявки на соответствие требованиям правил предоставления грантов в части оформления документов. В результате конкурсный процесс сократиться как минимум на пять рабочих дней, и НПО будут более внимательно формировать конкурсные заявки, обращая внимание не только на обязательные требования, но и на качество заполнения заявок.

В качестве меры обеспечения прозрачности и последовательности механизмов оценки грантовых заявок утверждены критерии оценки. В частности, правила предоставления грантов дополнены приложением №7 «Содержание баллов по показателям оценки заявок», на основании которого конкурсная комиссия будет оценивать заявки. Критерии оценки состоят из шести пунктов, направленных на оценку качества грантового проекта, потенциала, опыта и квалификации организации, ориентированности на достижение целей, устойчивости проекта и финансовой эффективности. Также в случае предоставления государственных грантов за счет средств местного бюджета оценивается опыт работы неправительственной организации в соответствующем регионе.

Другим новшеством является возможность подачи заявки на участие в конкурсах по распределению грантов для НПО в электронном формате. В ближайшем будущем НПО смогут направлять свои заявки через специальный веб портал. Это сократит административные и финансовые расходы НПО на курьерские услуги и уменьшит бумажный документооборот. Тут стоит подчеркнуть, что онлайн-система приема заявок на участие в конкурсах по распределению грантов широко применяется на международном уровне.

— Решат ли новшества одну из самых, наверное, главных проблем в предоставлении грантов для третьего сектора, заключающуюся в получении государственной поддержки для реализации конкретных задач «непрофильных» НПО? Нередко бывает, что общественные организации грант осваивают, отчитываются за него по всем правилам, но пар так и уходит в гудок, социально значимого выхлопа так и не происходит…

— Изменения и дополнения так же коснулись документов, предоставляемых для участия в конкурсах по распределению государственных грантов для неправительственных организаций. Так, например, дополнительно предоставляются копия устава, бухгалтерский баланс организации, согласие указанных партнеров и привлекаемых специалистов на участие в грантовом проекте, документы, подтверждающие наличие собственного вклада заявителя или других источников финансирования социального проекта. Данные меры как раз таки и призваны решить проблему, связанную с подачей заявок на участие в конкурсе по определенным тематикам организаций не по профилю, не имеющих необходимых ресурсов и потенциала. Согласно новым нормам правил предоставления грантов, если тема, на которую подалось НПО, не соответствует профилю деятельности согласно уставу, то заявка НПО будет отклонена.

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!

Конечно, вопрос качества предоставляемых заявок остается актуальным, и наш Центр предпринимает шаги по повышению потенциала НПО в части подачи заявок на государственный грант. Так, нами была разработана инструкция для НПО по заполнению заявок с детальным описанием процесса заполнения и примерами. На постоянной основе проводятся информационные собрания при сборе заявок на конкурс, где оператор отвечает на вопросы НПО по заполнению форм, а сотрудники Центра на всем протяжении конкурсного процесса проводят консультации как по программной, так и по финансовой части заявок посредством телефонной связи, Jivosite (онлайн чат, предназначенный для общения с клиентами в режиме реального времени – РЕД.) и электронной почты. Однако этого недостаточно, чтобы повысить уровень работы НПО в целом. Очевидно, что это роль зонтичных организаций, созданных для объединения, защиты прав и развития НПО. Но в настоящее время работа в этом направлении требует значительных усилий и, увы, не ведется на должном уровне.

— И все-таки, подводя черту, расставьте главные акценты в произошедших законодательных метаморфозах…

— В целом в результате внесенных изменений и дополнений усилено требование к НПО в части обеспечения устойчивости, адресности и результативности грантовых проектов. Таким образом, новые процедуры по участию в конкурсе позволят повысить эффективность распределения государственных грантов.