По плану утвержденному председателем Акмолинского областного суда Д.С. Амировым во исполнение положений статей Главы государства Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней великой степи», судебная система региона проводит общественно значимые мероприятия. Иллюстрацией части этих мероприятий является заметная деятельность музея областного суда, создание которой и его повседневная работа заслуга ветерана областного суда, обладателя звания «Почетный судья» – М.М. Гибадилова. В музее, по возможности полно, собраны сведения и экспонаты обиях нашего региона внесших большой вклад в торжество справедливости не только на территории области, но и за ее пределами. В этой статье, на основе материалов музея, вниманию читателей предлагаются краткие биографические сведения о биях Зерендинского района – Қанай и Бөгенбай.
В середине века, в законодательном пространстве всего казахского общества, основой правосудия был сборник «Законов степи». Хранителями ценностей этих законов, их совершенствования и силой претворения их в жизни – являлись бии.
Би — прежде всего судья. Сами бии, их деятельность своими корнями были связаны с историей народа. Поэтому власть и авторитет деятельности биев являлся обычным и беспрекословным. А власть ханов воспринималась как власть исполнительная.
В казахской степи стать бием было непросто. Народная мудрость тех веков гласила, что: «Бием может стать только любимец Всевышнего». Би – знаменосец справедливости, кроме данных ему природой позитивных качеств личности должен был обладать: непревзойденным умом, исключительным ораторским мастерством, знать наизусть основные положения «Законов степей», знать образцовые тезисы своих предшественников.
Кроме перечисленных требований, для доказательства компетентности би должен был пройти еще два испытания.
Во-первых, он претендент на звание бия должен был ответить на философские вопросы мыслителей своего времени и знатных биев, тем самым доказать, что он достиг интеллектуального уровня требуемого от бия.
Во-вторых, он должен был получить бата-напутствие мудрых аксакалов.
Поэтому в народе действовала пословица: «Батамен ер көгерер,жауынмен жер көгерер».
Сложилась традиция: претендент желающий стать сильным бием, старался получить бата (напутствие) у самых сильных биев.
В системе обычного казахского права действовал ряд положений и непреложенных традиций определяющих значение и статус бия (судьи). Они определялись в таких кратких и метких изречениях, как: «Туғанына бұрғаны – биді құдай ұрғаны», т.е. «Би вставший на стороне родственников – будет проклят всевышним», «Таста тамыр жоқ, биде бауыр жоқ», т.е. «Скала не имеет корней, а би – родных», «Елге бай құт емес, би құт», т.е. «Благо народу не богач, а би»,«Батыр дегенді екі әйелдің бірі табады, би дегенде мыңнан біреуі табады», т.е. «Батыра (героя) может породить каждая вторая женщина, а бия одна из тысячи».
Поэтому би мог «четырьмя фразами мог распутать распри состоящий из 90 фраз», т.е. «Тоқсан ауызды даудық түйінін тобықтай төрт ауыз сөзбен шешкен». При чем, би распутывал любые сложные споры без каких-либо протоколов и постановлений. Би был воплощением деятельности нынешнего суда, прокуратуры и полиции. Этот статус бия породил в народе поговорку: «Тілмен түйгенді, тіспен шете алмас», т.е. «Узел завязанный языком бия, зубы развяжет».
Как и в других регионах великой степи, бии обладающие всеми качествами этого статуса, жили в прошлые века и на территории Акмолинско – Кокшетауского региона. Их было немало и о них можно написать много книг и очерков. Но сегодня мы кратко расскажем о следующих наших легендарных предках.
Қанай би Құттымбетұлы
Родился примерно в 1695-1698 годах в ауле Қарабұлақ (ныне Қанайби) Зерендинского района. Умер примерно в 1775-1780 годах и похоронен в мавзолее города Туркестан. Қанайби был одним из знаменитых биев и батыров Абылай Хана, которому Хан безгранично доверял. Ум и острота языка Қаная обратили внимание окружающих с юных лет.
Земляки помнят такой поступок12-15 летнего Қаная, когда его повение стало началом деятельности как бия. Как-то один из гостей находившихся за столом родителей Қаная небрежно передал ему в виде угощения обглоданную кость, произнеся: «Мына сүйекті ана балаға бере салыңыздаршы!», т.е. «Передайте эту кость тому мальчику!».
В ответ подросток Қанай сказал «Ақсұңқар шашып жейді, қарақұс астына басып жейді, ит сүйек жейді, адам ет жеййді, сүйекті өзіңізжейді», т.е. «Сокол кормится щедро делясь, черный ворон по собой пряча, человек питется мясом, поэтому кость заберите себе». С этих пор Қанайби начал участвовать во множестве сложных распрях между родовыми кланами о делении земли, скота и т.п.
Исторически доказано, что потомками Қанайби являлись герой Советского Союза Малик Габдуллин, Герой труда Баян Жангалов, ученый Мынбай Искаков и другие.
Именем Қанайби названа улица в городе Кокшетау и других населенных пунктах. В музее Акмолинского областного суда находится его бюст, а также книги, буклеты и иные предметы, иллюстрирующие его жизнь. Аул, где он родился, переименован в аул Қанай би.
Батагой Бөгенбай
Батагой Бөгенбай Құттықадамұлы жил в Зерендинском районе 1761-1866 г.г. в ауле который в настоящее время носит его имя. Он был преданным соратником в годы борьбы хана Кенесары с царским колониальным режимом. Он был известен, в начале справедливый би, оратор острослов. Но не менее столь известным тем, что его бата – т.е. напутствие – отличались святостью последствий, реальностью воплощения в жизнь. Хан Кенесары называл его: «Бөкем – менің Батагөй!», т.е. «Бөкем – мой предсказатель!» Поэтому би был в числе наиболее приближённым к нему лице.
Бөгенбай Би прожил долгую жизнь – 105 лет. Он похоронен с южной стороны озера Айдабол. Благородные потомки Бөгенбай воздвигли на могиле аксакала заметный издалека большой и красивый мавзолей.
О жизни и деятельности наших предков – биев, правивших судьбами народов двумя справедливыми фразами, из сотен наших современников может знать лишь один. Поэтому в наши дни немало всевозможных конфликтов между людьми, переходящие иногда в посягательство на жизнь и здоровье.
Поэтому, судейский корпус области старается работать, применяя на практике бесценный опыт предков – биев прошлого.