29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Светлой памяти Бибигуль Абутраповой

6 августа исполняется год, как ушла из жизни БИБИГУЛЬ АБУТРАПОВА — последний редактор областной газеты «Курс». Коллеги по перу, её постоянные авторы, близкие ей люди, подготовили публикацию памяти этого талантливого светлого человека.
_________________________________________________________

ТЕБЕ, ПОДРУГА, МОЙ ПРОЩАЛЬНЫЙ БЛЮЗ…

Тебя весенний месяц подарил,
И все продумано в тебе до мелочей.
Талантами большими одарил,
Таинственным сиянием очей.
Твои глаза он искрами украсил,
Что выражают радости и боль.
И все эмоции души разнообразил,
В состав слезы подмешивая соль.
Ты кругозором всех умеешь удивить,
Всегда вынослива в проблемах и болезнях.
Умеешь ненавидеть и любить,
И успокоить в задушевных песнях.
Твоей душе он мягкости придал,
И прочность, и выносливость впридачу.
Чтоб умный мозг работою блистал,
И приносил и радость, и удачу.
Всегда залечишь поцелуем раны,
И жизнь отдашь за тех, кому верна.
В любви к родным не сыщешь тебе равных,
В друзьях — лишь настоящие друзья!!!

Эти строки я посвятила ей на 60-летний юбилей. Они все в настоящем времени. А теперь приходится писать в прошедшем. Тяжело.
«Бибигулька»,-так звала я ее с первого класса. Небольшого роста, подвижная, с пронзительным, пытливым взглядом — такой она навсегда останется в моей памяти. Мы учились с ней с первого по четвертый класс. Затем их семья переехала в Щучинск. Активно общались, встречались, переписывались, уже даже будучи студентками. Я училась в Кокчетаве, она в Джезказгане. А потом нас просто развела судьба. Так, к сожалению, бывает. Просто у каждого какое-то время была другая жизнь. А свели нас «Одноклассники». Оказывается, мы обе искали друг друга в социальных сетях. И потом уже плотно общались до ее последнего дня.

Это была не просто переписка. Мы были нужны друг другу. Нас многое связывало в вопросах литературы, музыки, искусства, всё же обе словесники. Только я русской, а она немецкой филологии. Бибигуль была мне очень близка по духу, поэтому мы совершенно не «сплетничали» о ком-то, а обсуждали книги, статьи, советовали друг другу, что прочесть, что по телевизору посмотреть, на чем внимание заострить.

У нее всегда была своя точка зрения, причем во всем и на все. Патологически не терпела несправедливости и могла очень резко прямо сказать об этом, что не всегда и не всем нравилось. Но надо ее было знать. Она не терпела психологического насилия над собой, если это шло вразрез с ее жизненными принципами. А потом могла долго корить себя, как ей казалось, за несдержанность. Умела извиняться. Чего не было в ней — притворства и неискренней дипломатичности.

А еще Бибигуль была очень сентиментальной, но редко кто знал об этом. Могла любоваться на выловленную ей самой рыбешку (рыбалку обожала!!!), кормить белку с руки, любоваться синичками и снегирями, подзывать уток и ондатр на воде, ловить руками первый снег и гулять под дождем…

Была очень трудолюбивой. Когда работала в газете «Курс», даже не всегда ночевала дома. Я удивлялась, откуда берет силы, ведь постоянно страдала от высочайшего давления.

Бибигуль умела очаровать и убедить. Причем с детства. Помню, как она на перемене сказала нам, что у них за домом в большой луже плавает крокодил. Еле дождавшись окончания уроков, со всех ног помчались смотреть на аллигатора. И мы, малыши, действительно увидели там серого зубастого страшилу с выпученными глазами…

И еще она любила делать подарки, принимать гостей. Искусная хозяйка, чистюля, каких поискать!!! А пироги какие пекла!!!! До сих пор в памяти встреча в Щучинске у них с Гульданой, ее младшей сестренкой. Все, начиная от порога и самым дальним уголком, сверкало чистотой и свежестью. Сумасшедшая аккуратность и гостеприимство — это в крови у всех Абутраповых. К моей маме отнеслась как к своей. Так и сказала мне:« Представляю, что это мама», ровесницами они были. Трогательно усаживала ее в машину, подкладывала лучшие кусочки… Познакомила мою маму с сестрами и племянниками. Обещала приехать в скором времени ко мне в Россию.

Но проклятый ковид… Мама купила ей браслет, так и лежит. Когда-нибудь положу ей на могилу.

Умела так, походя, дать очень дельный совет и помочь. Папа мой в последний год жизни очень страдал. Чего только не перепробовали, чтобы помочь ему. Она порекомендовала мазь и уже через день стал заметен результат.

Много можно говорить… Всего не расскажешь. Часть в моих стихах. Очень жалею, что огромный временной пласт выпал из нашей жизни. Мы с ней это тоже не раз отмечали. Как мало ей удалось пожить…

Вот и сыграла я тебе, Бибигулька, свой печальный прощальный блюз. Покойся с миром, моя дорогая.

Наталья ДУБОВЕЦ (ПАВЛОВА).
Омская область, Россия

СЛОВО О РЕДАКТОРЕ

Бибигуль Абутрапова, последний редактор «Курса»… Когда после закрытия «Акмолинских вестей» мне снова негде было печататься, экс-редактор этой газеты Оксана Матасова посоветовала обратиться в «Курс». Собственно, с «Курса» я и начинала (если не считать нескольких ранних заметок в «Степном маяке»). И теперь я опять шла в «Курс» и размышляла, каким же это человеком нужно быть, чтобы в одиночку тянуть на себе всю газету. Кто-то когда-то сравнил газетные материалы с песчаными замками. Пишешь, «изводишь слова единого ради тысячи тонн словесной руды», а жизнь газетной публикации до обидного коротка… И те, кто осознают истинную ценность этого сизифова труда, как правило, видят друг друга издалека.

Бибигуль сразу покорила меня своей серьёзностью и строгостью, скрупулезным отношением к делу. Вспоминаются наши нечастые разговоры. Бибигуль, например, высоко ценила творчество павлодарского поэта Ольги Григорьевой, интервью с которой мне довелось делать именно в этот период «заката» когда-то популярнейшей в городе частной газеты. Мой материал об уникальном мальчике-колясочнике, нашем студенте Алтынбеке Акниете был тоже опубликован в это время, причём пошёл на первую полосу.

А ещё Бибигуль однажды косвенно, в своей незабываемой манере, похвалила мои стихи, сравнив их с поэзией одного маститого автора. «Вот не понимаю я его поэзию. Ваши стихи и то лучше», – сказала она, и из её строгих уст эта забавная в своей неоднозначности фраза прозвучала настоящим комплиментом. Кроме того, она уважала грамотно пишущих и, постоянно сталкиваясь с кучей ошибок в присылаемых материалах, как-то отметила: хорошо, мол, что с вашими материалами практически ничего не нужно делать.

Бибигуль осталась в моей памяти самоотверженным, вдумчивым и понимающим редактором, не болтливым и сдержанным человеком. Уже после закрытия «Курса» мы поддерживали общение в сетях, на Фейсбуке. Бибигуль всегда живо реагировала на острое, справедливое слово, не оставляла без внимания зацепившие её строки. И я благодарна, что такой человек был в моей судьбе.

Рена ЖУМАНОВА 

ЕЁ УХОД БЫЛ ВНЕЗАПНЫМ…

Не говори с тоской, их нет, а с благодарностью, были, — повторим и мы вслед за поэтом.

Тем более, что есть и те, кто, уходя, навсегда остаются с нами. Бибигуль Абутрапова… Пролистываю ее ленту на Фейсбуке, вспоминаю, скорблю. Она была прежде всего ответственным честным человеком, глубоким, как все порядочные люди, проникающим. Включенным. Ей удавалось практически одной делать газету: и ответсек, и редактор, и корректор, и обозреватель — корреспондент, причем подходила к своим и чужим публикациям крайне требовательно. Мы часто полемизировали, нередко спорили, я выслушивала ее и потом соглашалась, в нашей работе важно сомневаться, уточнять, выверять, необходима достоверность информации.

В наших порой пылких шумных спорах профессионализм Абутраповой побеждал. Почему-то лезут в голову эти строчки Высоцкого:« Он мне спать не давал, он с рассветом вставал, он всегда говорил про другое… а вчера не вернулся из боя»
Наша жизнь несовершенная, порой трудная с неизбежными в судьбе каждого драмами и трагедиями, и порой оставалось только мечтать. Бибигуль часто заводила разговор о том, как будет жить на пенсии. Свобода, воля, путешествия, отдых, чтение, прогулки по вечерам неспешные в любовании природой. Любила лес. Тишина – ты лучшее из всего из всего, что слышал.

При ней «Курс» не гонялся за сенсациями, а печатал взвешенные содержательные материалы. Газете, как топке паровоза, требуется множество, великое множество материалов, газета живет один день, рождается утром и умирает к вечеру. Но газета обязана выходить, несмотря ни на какие препятствия. Такова редакторская планида.

Ее уход был внезапным, оттого еще более несправедливым и ошеломляющим. Как же так… Не осуществилась мечта, не реализовались дальние путешествия, не удалось просто пожить на пенсии. Для себя. Но Бибигуль не умела жить для себя. Страстно помогала ближним, переживала, творила добро. Любила правду и умела ее открыто сказать, не умела молчать…
Нет, не забыть мне, как в течение года мы готовили в каждый номер очерки об участниках афганской войны. Это был ее журналистский моральный подвиг. Нередко она отмахивалась от критики, ей звонили, интересуясь, не много ли Ахетовой? Бибигуль ценила, умела признавать чужой труд. С какой любовью, вкусом и удовольствием оформляла каждую публикацию…искала фотографии, подбирала иллюстрации.

Помню, как уже глубокой зимой, когда газета закрылась, она отыскала меня и при встрече, чтобы вручить остатки гонорара, казалось бы, мелочь, запомнившаяся своей честностью. Да, кстати, Бибигуль Абутрапова всегда упорно отстаивала у учредителя мысль, что постоянным авторам надо оплачивать их нелегкий труд. Буквально выбивала у собственника, пусть и крохи… Легко писать- тяжелая работа…

Бибигуль, неутомимая правдолюбица, великая трудяга, надежный товарищ, порядочный коллега, была в моей судьбе и осталась. Как и в жизни многих дорогих ей людей. А это не так уж и мало. «Нету лучших времен, и в людскую врезается память только тот, кто пронес эту тяжесть на смертных плечах». Это о ней, нашей дорогой Бибигуль. Я ее никогда не забуду…

Алия АХЕТОВА

ЭТА ЖЕНЩИНА В ОКНЕ

Знаете, как бывает в жизни… Плывет лодка по реке как бы сама по себе, подгоняемая течением. Сидя в ней и вволю наслаждаясь природными красотами, совсем не думаешь о хрупкости и быстротечности бытия. Кажется, все это будет всегда с тобой. Небо, воздух, зелень береговой листвы деревьев… И только внезапная потеря близкого человека выбивает из колеи каждодневной жизни. Бежишь себе, бежишь… и вдруг кто-то жестокий и грубый внезапным ударом буквально сбивает с ног!

Успокаиваешь потом себя, что такова жизнь. В которой подчас больше потерь, чем обретений. Увы…

За прошедший такой тяжкий последний период немало потерь пришлось и на нашу журналистскую братию. Ушли из жизни многие можно сказать лучшие умы, очень светлые и одаренные свыше коллеги. Прощаясь с ними, мы говорили, вспоминали, писали о них, добрые слова шли из самих сердечных глубин.

А здесь и сейчас я хочу вспомнить еще одного прекрасного коллегу. Это Бибигуль Абутрапова, как-то на мой взгляд оставшаяся недооцененной окружающим миром. А ведь это был светлый, солнечный человек. Умница, каких поискать.

Мне не хотелось бы, как это часто водится, создавать некую икону образа, своеобразный идеал, типа делать жизнь с кого. Она была живым человеком. Со своими достоинствами и недостатками. Любила, страдала, плакала и смеялась.

Мы были не так близко знакомы. Она редактор газеты «Курс», я ее пишущий автор, ветеран журналистики. Только, наверное, позже стали общаться более плотно…в Ватсап. О сколько было трогательных моментов откровения. О потерянной любви, о глубоком драматизме в отношениях. О бездонной преданности своим родным по крови людям… То, чего никогда и ни за какие сребренники не обнародуешь для общего доступа. Я молча сочувствовала и так же молча склоняла голову перед ее глубокой и такой разнообразной по многогранности душой и горячим пульсирующим сердцем.

Написала слово «была» и так стало горько и обидно! Она ведь ушла из жизни на взлете. Столько осталось нереализованных планов. Столько сверкающих кусочков безграничной любви к сестрам, племянникам, друзьям… Даже лицо ее не может оставить равнодушным. Вглядываясь в эту улыбку, в это сияние, ну никак не могу сказать «Прощай!»

Лыжница, всадница, пловчиха… А сколько места в ее жизни занимала рыбалка! Вот уж никогда не подумаешь. Я даже червяка на крючке боюсь…Ну как же так, что ты, такая сильная, мужественная и энергичная, всегда готовая прийти на помощь другому, вдруг сдалась чему то мощному и безжалостному…

Иногда смотрю в чье- то окно. Чей- то мелькнул похожий силуэт. А вот кто-то бежит торопливой походкой… Не она ли…
Да, Бибигуль нет с нами. Но как говорится, человек жив, пока жива память о нем. А мы будем помнить ее, пока сами ходим по этой благодатной земле. Восполняя невосполнимое своими восторгами оружающей неземной красотой нашего края. А это любимые тобой, Бибигуль, щебет птиц, небесная синева, шелест листвы и журчание лесного ручейка

Светлая память светлому человеку!

Лариса АИТОВА, ветеран журналистики

СЕСТРАМ

Дорогие мои, Гульдана и Айгуль! Вот и минул год, как не стало нашей Бибигуль. Так неожиданно она покинула нас… Нет, она не умерла, а исполнив предначертание судьбы, просто вышла…

Она была жизнелюбива, жизнерадостна. Любила землю, на которой родилась и выросла. Бибигуль очень любила своих родителей, которые дали ей жизнь. Любила всех родных. Нам будет не хватать ее как прекрасного и чуткого товарища, ответственного, трудолюбивого, готового всегда прийти на помощь. Она способна была решать жизненные проблемы не только своих родных, но и всех людей, которые ее окружали.

Память об этом светлом человеке навсегда останется с нами. Скорбим бесконечно…

Валентина СОЛОМИНА,
почетный гражданин г.Кокшетау