Продолжение. Начало по ссылкам
https://kokshetoday.kz/iz-bloknota-pisatelya-zabytye-stranicy-istorii/
https://kokshetoday.kz/zabytye-stranicy-stranicy-istorii/
Вы,- заговорил он, когда его задело самолюбие и гордость,- прежде, чем начать такой разговор, для начала поинтересовались бы, что это слово означает и как переводится. Вы хоть знаете, что «Кокшетау» — это наша исконная родина. Здесь не только все мы, но и все наши предки, несколько поколений, родились, жили и трудились на этой земле… …Кокшетау полито не только потом многих поколений, это название изрядно окроплено кровью наших пращуров. И вы хотите, что бы мы от своего самого святого, по вашему велению, в один миг тут же отказались? Не выйдет! На этом мы заканчиваем разговоры на эту тему. Можете идти в обком партии жаловаться. О нашем настроении можете доложить в Москве тем, кто вас сюда прислал
Встал и вышел из кабинета. За ним последовали другие работники. Москвич остался один. А потом и он, как оплёванный, согнувшись, оставил редакцию и больше не появлялся.
Так что это название «Кокчетав – Кокшетау – Синие горы», Великая степь, название которое издревле местные жители полюбили, и пытаются сохранить. Но несведущим, без малейшего понятия и представления о красоте и романтике этого края, таким людям не давало покоя это слово. А для нас, здесь живущих, оно самое прекрасное, близкое, дорогое и даже святое. Потому что пришло оно к нам из древних времён от далёких пращуров, которые весьма мудро и обдуманно давали всему названия от первых впечатлений. И, как впоследствии оказывалось, то были лучшие и мудрейшие определения. Да и теперь, посмотрите на горы Кокшетау, разве они в любую погоду, как маяк, не излучают той же синевы, с какой бы стороны вы их ни наблюдали? И стоят они века и тысячелетия, как и их название, некой неувядаемой ветвью, цветком, букетом. И названия эти, как эстафета, передаются из поколения в поколение. И так будет вечно, пока будет здесь жив род человеческий.
И кто теперь может осмелиться утверждать, что ни это красивое и даже романтичное название сначала позвало сюда простых кочевников, чтобы занять эти места для своих аулов и улусов. А потом и хан Абылай обустроил здесь свою первую оседлую ставку на севере Сарыарки. Не дремали в это время и самовольные переселенцы. Так они добровольно образовали первые поселения на реке Ишим под названием Явленное, а в Кокчетавском уезде село – Кундукульское, при озере Кривом появились жильцы из Пермской и Тобольской губерний. Основывались они на основе аренды земли у кочевников под хлебопашество. Затем они переросли в самовольные поселения.
А, когда в Кокчетаве и в его окрестностях первые поселенцы показали свои опыты и результаты труда, правительство принимает решение о переселении сюда малороссийских казаков, крестьян Оренбургской и Саратовской губерний. В результате этой работы сюда сразу хлынуло 8352 душ для основания поселения. Когда же по просьбе того же Абылая, в степи были проведены первые опыты посева и посадки сельскохозяйственных культур, да дали они небывалые урожаи, сюда потянулись целые толпы переселенцев из разных регионов Российской империи. Первым инициаторам тогда выдавали по 40 рублей ассигнациями каждому. Землю им нарезали по 6 десятин на душу, позже – по 30 десятин, но только на мужчин.
Так, постепенно, наш край заселялся, обживался, обустраивался и крепчал. И уже к 80-м годам ХIХ века Кокчетавский уезд официально занимал площадь в 39. 688.7 квадратных вёрст. На этой территории проживало 30 766 переселенцев и 60 326 коренных жителей-казахов. Простой подсчёт показывает, что на 2 кочевника здесь приходился только один инородец. Тогда наш уезд в области, из безызвестного, оказался на 3-м месте по занимаемой территории и на 1-м место по численности населения, опередив старинные Омский и Петропавловский уезды.
По количеству содержащих животных картина выглядела таким образом. У оседлого населения скота насчитывалось 35 169 голов, или 1,1 голова на душу населения. У кочевников содержалось 283 161 голова, или на одного жителя приходилось 4,7 голов. Поэтому, когда я, иногда, слышу утверждение даже некоторых «историков», что тогда славяне вытеснили кочевников со своих исконных земель, из-за чего номады несли громадные убытки и даже нищенствовали, то мне становится не по себе. И за собой чувствую эту вину, что не смог или не сумел ранее донести и даже доказать абсурдность таких утверждений. Больше того скажу: лет 20-30 ранее эти соотношения были иными. Тогда заселённость кокчетавской степи номадами не было столь плотной, как к концу того века. А наплыв сюда казахского населения с юга как раз и был спровоцирован русскими новосёлами. Переселенцы, прибыв сюда, не только стали многое закупать у кочевников, но начали и своё продавать то, чего было у них в избытке. Да славяне создавали здесь свои новые производства, куда требовались рабочие руки. И на них свободно стали устраиваться степные люди. Они начинали на них получать сносную зарплату, и что-то, в основном животных и малахаи, продавать новосёлам.
Таким образом, конечно, жизнь номадов заметно улучшалась. А продавать и покупать уже было что и где. Скоро в округе вынуждены были создавать сеть ярмарок. И скоро уже функционировало 6 ярмарок. В Арык-Балыке работала Александро-Невская; в Щучинске – Введенская; в Лобаново – Михайловская; в Аиртау – Никольская; Акан – Бурлуке – Тихановская; Сандыктау – Рождественская. Но, пожалуй, самой, если можно так выразиться, старинной, и обширной, следовательно, популярной ярмаркой являлась Таинчи-кульская. Возникла она ещё в древности между реками Большие и Малые Чаглы, посредине пути между Синими горами и Петропавловском, на берегу одноимённого озера Таинчи-куль. Когда она, ярмарка, там и как появилась, в равной степени, как и название озера, назвать конкретную дату уже никто не может. Известно только, что, первоначально, останавливались здесь торговцы, везущие разные товары и прогонявшие скот на север и юг, запад и восток. Тому способствовало то, что здесь было большое пресное озеро, чистое, мелководное, и окружённое богатыми лугами с травостоем. Удобно это было тем, что лежало оно на пути следования караванов. Вокруг водоёма могли выпасаться сотни животных и тут же их поили. А люди получали возможность отдыхать. Это и подтолкнуло предприимчивых граждан начать здесь куплю-продажу. Начинались торги тут кратковременные. За тем, переросли они в ежегодные и длительные, как правило, начиналась купля-продажа в июне месяце и длилась до августа включительно.
Известно, что просуществовала ярмарка более 50 лет. Затем озеро стало, по мелководью усыхать, и скоро совсем сошло на нет. Нынче такому процессу подвергается там же, недалеко, озеро Калибек. Однако к тому времени предприимчивые люди, заметив эти богатые просторы и наплыв сюда торговцев, решили построить несколько бараков и помещений, скорее, для сохранения товаров и продукции. Да и самим уже надоело бесконечно ютиться в шатрах и юртах. А это потянуло за собой и строительство, пусть и примитивных, жилых домишек.
Так начиналось рождение современного города Таинша. Это и даёт нам право говорить о том, что город Таинша был вторым оседлым поселением, после Кокчетава, в открытой степи. Однако его «рождение» было в официальных органах зарегистрировано гораздо позже. Такие коллизии тогда происходили и с другими селениями. К примеру, Зерендой, Балкашино, Сандыктау, Кривоозёрным, многими другими селениями. Дело было в том, что тогда, прежде чем зафиксировать официально поселение, его предстояло религиозно освятить. А чтобы освятить, в нём должно быть определённое число православно верующих граждан. А чтобы и они приналичествовали, нужно было там иметь храм. А его не было. Потому крохотное селение, получившее от своих обитателей, по месту размещения, название Таинша так и существовало, нигде не зарегистрированным. Получалось, что селение есть, и в нём жильцы на практике трудятся и живут. А официально зарегистрированных их не существовало. Потому, они не имели права ничего просить у государственных органов, поскольку их официально никто не признавал.
И такая судьба тогда постигала многие селения. Несмотря на то, что люди там уже обитали десятилетиями, а права они никакого не имели. И такая судьба тогда постигала многие оседлые селения степи. Но вот, на счастье таиншинцев, в 1901 году приходит к власти Степного генерал-губернатора Н.Н. Сухотин. Выпало на его долю не лучшее время – русско-японская война, другие невзгоды. Тем не менее, прошёл какой-то период, и жители Таинши смекнули, как выйти из этого замкнутого круга. Они обращаются к губернатору с ходатайством, чтобы он разрешил назвать их поселение его именем «Сухотино». Николай Николаевич был человеком деятельным, инициативным и активным. При нём в степной губернии возникали учительские семинарии, архирейское подворье, консистория, Серафимовская часовня, Епархиальное училище, церковь при госпитале, здание нового театра, Коммерческое училище, другие. Кстати, при нём тогда возникло немало новых поселений в степи – активизировалась в степь переселенческая политика и торговля. И в силу этого, кто-то поспешил ранее таинчинцев с такой просьбой. И имя Степного губернатора уже было где-то в регионе одному поселению присвоено. Потому Сухотин и ответил, что заведения, носящие его имя, в области уже есть. Тогда таиншинцы, не растерявшись, выставляют вторую просьбу: переименовать их поселение, и дать ему название Новосухотино. На этот раз фортуна сработала. Селение с названием Новосухотино в начале ХХ века появилось. И скоро здесь началось возведение православного храма. И дальше всё пошло по закону. – освящение, богослужения, крестные ходы, воскресные молитвы, венчания, крещения новорождённых. И Новосухотино зажило новой, на тот момент, современной жизнью.
Но, пришло время, когда старая-царская власть рухнула. А за ней посыпалось всё остальное. И, на смену Новосухотино, в небольшое поселение вернулось название Таинша. Просуществовало оно до 1962 года, тогда поселение выросло до масштабов города. И в 1962 году Таиншу переименовывают в город Красноармейск.
Помню, спустя некоторое время, на областном партийно-хозяйственном активе его первый секретарь райком партии Н.Бухряков с возмущением выступал:
Назвали городом, а признаков городской жизни никакой нет. Нет у нас даже водопровода и центрального отопления. Нет ни одной асфальтарованной улицы, нет ДК, универмага, центральной бани. Нет многого того, чтобы подчёркивало бы лицо города
Замечания и просьбы первого лица района уважили, и Красноармейску во многом помогли. Так город с этим именем просуществовал и развивался десятилетия, причём, хорошо развивался до времени обретения Казахстаном независимости. И только с веянием новых ветров, сюда вернулось его исторически верное название. И тогда Красноармейск, сохранив за собой бывший городской статус, переименовывается в город Таинша.
Привёл я этот пример для того, чтобы показать, как тогда решались многие вопросы жизни. Ибо такая судьба постигала многие, почти все православные селения. Без проведения определённого законом ритуала ничего нельзя было решить. Такая неудача постигала некие селение, которые вынуждены были существовать, как в замкнутом круге. Многие выживали. А некоторые так и исчезали с географической карты края. Нынче вам уже никто не скажет, где находились такие селении, как Камышловское, Мизгильское, Джиландинское, Восточное, Покровское, и многие другие.
А теперь покажу вам на конкретном примере Кокчетавского уезда структуру местной власти в то время. Делаю это с той целью, что, наверняка, здесь найдутся те, кто вспомнит и узнает своих давних пращуров и родственников, кто и чем тогда занимались? Эти сведения беру из архива периода конца ХIХ века. Вот, к примеру,
Кокчетавский уезд.
(Уездное управление)
Уездный начальник – Надворный советник Фёдор Кириллович Костырко.
Старший его помощник – коллежский ассесор Африкан Николаевич Крамалеев.
Младший помощник – коллежский секретарь Фёдор Степанович Черданъев.
Письмоводители: Титулярный советник Николай Тихонович Усиленьев и Коллежский секретарь Александр Андреевич Коростелёв.
Помощники письмоводителей – Коллежский секретарь Василий Иванович Киренский и
коллежский регистратор Кронид Сергеевич Виноградов.
Уездный судья
Титулярный советник — Фёдор Васильевич Рябинин.
Следственный пристав по делам конокрадства – Титулярный советник Александр Александрович Ильин.
Следственный пристав по делам конокрадства.
Титулярный советник- Александр Александрович Ильин.
Уездный врач
Лекарь Иван Иванович Брохович.
Уездная повивальная бабка
Ольга Яковлевна Фидлерман
(Продолжение следует)