29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Понедельник, 29 апреля

Забытые страницы истории (окончание)

Начало по ссылкам:

https://kokshetoday.kz/zabytye-stranicy-istorii-prodolzhenie-2/
https://kokshetoday.kz/iz-bloknota-pisatelya-zabytye-stranicy-istorii/
https://kokshetoday.kz/zabytye-stranicy-stranicy-istorii/
https://kokshetoday.kz/zabytye-stranicy-istorii-prodolzhenie/ 

И вскоре здесь стали разрабатывать более 20 приисков. Богат наш край был и на железосодержащие руды. Известен факт, когда учёным Г.Шапгиным в районе реки Акан — бурлук, протекающие по территории нашего уезда, а точнее в её притоке реки Чирик-бурлук он установил, что это место является, чуть ли ни богатейшим месторождением железа в России.

Особое богатство наш край составлял на соль, квасценосные глины, известь, цветные камни, минеральные ископаемые. Ну, а о природе, так и говорить не приходится.  Особо богатой в этом отношении была растительность. А такие травы, как полынь разных видов, кокпек при цветении, копец пользовались особым спросом у кочевников. А дело было в том, что эти травы являлись лучшим кормом для животных в зимних условиях. Особой питательностью для животных считались Ржанник и  Ебелек. Шли на корм животных верхушки Чия и Камыша, а стволы этой травы употреблялись кочевниками для плетения рогожек, которыми прикрывались бока юрт. А камыш использовался для зимовок. Популярными  были дикий лён, Марена, из которой получалась хорошая красная краска, табак – для курения. Лучшими лекарственными растениями считались Ревень и Солодковый корень. А вот Ессек-мия и Центория сибирская использовались для скрепления ползучих и сыпучих песков, которых в крае было предостаточно. Не случайно, что здесь, в Кокчетавском уезде так широко использовались верблюды. И только потому, что их широкие копыта не тонули в песке так, как лошадиные. А ещё, на этих песках  в обилии росла такая трава, как колючка. Она была жёсткой, и, действительно, настолько колючей, что её не принимало ни одно животное. И только верблюды ею питались. Оттого она и получила названия «Верблюжья колючка». Это, в итоге, послужило тому, что этих южных животных, большой численностью, стали активно использовать на строительстве дороги Петрокока.

А ещё из животных, здесь разводили и содержали лошадей, овец, коз, быков, кроликов, ишаков, ослов.

Из птиц в дикой природе водились белые куропатки, полярные совы, рябчики, тетерева,  вороны, сороки, воробьи, коршуны, орлы, соколы, фазаны, ястребы, дрофа. Однако такие птицы, как орёл, сокол содержались у кочевников. Их, в основном, обучали, готовили, и  использовали для охоты. А вот фазан содержался в подворьях для украшения и развлечения.

Интерес, но горький, представляют водоёмы. А это озёра и реки нашего края. Я их не стану перечислять только потому, что горько и обидно по утрате одного и важнейших условий человеческой жизни. А их, рек и озёр только в Кокчетавском уезде было несчётное количество. Однако многих уже не стало. К примеру, может ли кто-то из современников вспомнить  и назвать такие реки, как Убагань – приток р.Тобола, или Кара-кингирь, Козукочь, или Кутлас-Китмес? Уверен – никто. Потому, что их уже давно не существует.

Удивляют и озёра. Многих так же не стало. Да и, существующие, давно усохли, помелели, или вообще высохли. Вот взять, к примеру, неизвестное современникам озеро Большие Чаглы. Оно в своё время, по окружности, занимало 100 вёрст, длина его была 25 вёрст, ширина 20 вёрст, глубина доходила до 10 аршин. То же можно сказать и об озере Ак-бат – Малые Чаглы. В своё время от Чаглинской впадины на север от него тянулась вёрст 50 логовина. Между этими озёрами лежало ещё множество озёр, к примеру Таинчикульское, Джаксы – янгыз –куль, другие. Но куда все они девались? Не гадайте. А взять, к примеру, озёра Бюрлю – тарангуль, Курдыгуль, другие, а их не мало – то же самое. Правда, кое-какие озёра остались. К примеру, Зарендинское. Но ведь оно было длиною 5 вёрст и глубиной 22 аршина. А что осталось? А взять озеро Карагайлы, правда теперь мы его знаем, как озеро Боровское. Но что мы нынче видим? А ведь оно было 6 вёрст длины и 2 версты в ширину. Там же озеро Чартан – куль. Ныне его называют Щучинским. Так его длина была 7 вёрст и ширина 5 вёрст и глубина 20 аршин. Озеро Копа при Кокшетау когда-то было по окружности 13 вёрст и глубиной 6 аршин. А сегодня? Уже не хочется вспоминать об озёрах  Калибек, бывшего окружностью в 40 вёрст, Улькун – карой диаметром 25 вёрст, Эбейты по окружности 38 вёрст. Теке имело окружность 70 вёрст. Здесь же, в 150 верстах южнее Омска лежало озеро Джаман–туз. В своё время на его берегу образовалось одноимённое селение.

Озеро, как бы представляло отделившееся от залива Денгиза. И принимало воды аж из реки Селеты. Но всё это данному водоёму не помогло. Оно, при безразличии и пассивности человека, так же успешно исчезло. А вокруг Борового, в ясную погоду, поднявшись на возвышенность, можно было невооружённым глазом насчитать около 80-ти сверкающих больших и малых озёр. Нынче их не стало. Причины их исчезновения – разные. В том числе приложило руку освоение целины.

В те далёкие годы, конца ХIХ века степь давала такое богатство, что только в Кокчетавском уезде вынуждены были создать множество крупных ярмарок, чтобы на них сбывать выращенную или производимую здесь продукцию. Так ярмарки действовали в сёлах и станицах, которые уже упоминались. Но, среди них особо славилась, как выше сказано, ярмарка Таинчикульская.  На её работу купцы жаловались даже в вышестоящие инстанции, что она имеет настолько обширный район влияния, что привлекает к себе не только местное население, но и втягивает сюда торговцев из Сибири, России, Туркестанского края, других. И в самом деле, на этой ярмарке в один сезон, в среднем, получали доход более полтора миллиона рублей. В союзе с Константиновской ярмаркой, эти два торговые скопища собирали за сезон до 85 % всего ярмарочного оборота всех ярмарок уезда. Ибо в один только сезон, на Константиновской ярмарке продавалось более 22 тысяч голов скота, На Таинчикульской, почти, 20 тысяч голов. Вот это размах! А была же ещё меновая торговля. Но ею, в основном, увлекались казаки Арыкбалыкской станицы. А была ещё торговля вне рынков, ярмарок, магазинов. Ею занимались те, кто ездил по аулам, и там, на местах, закупали у кочевников кожи, овчину, мерлушку, шерсть, джебагу, волос и отправляли всё это в Петропавловск, Курган, г.Ишим, другие места.  И там за высокую таксу всё это сбывали. Хорошим спросом пользовался испечённый хлеб. Его в отдельных российских селениях выпекали в огромных объёмах. Затем этот готовый продукт сушили на сухари, и увозили в дальние аулы, не только своего уезда, и там сбывали по хорошей меновой торговле. И за те же сухари торговцы там получали шерсть, джебагу, овчины, другое. На этом деле, предприимчивые мужики, на затраченном рубле расходов, зарабатывали по 4-8 рублей чистой прибыли.

Скоро, после столь активной работы, особенно ярмарок, что эффективно способствовало здесь появлению, особенно аулов, да и сёл,  станиц с хуторами. И все они не отставали в своём возникновении и развитии. В скором времени их число в Кокчетавском уезде выглядело таким образом:

Кокчетавскую волость заселяла Атыгай –багишевская волость  одним родом – Атагаевским. В нём наличествовало 9 аулов, с численностью 1592 кибитки.

Котуркульская волость состояла из Исемболты – Киреевской (Малболтинская) Киреевского рода. В ней было 9 аулов с численностью 1730 кибиток. Восточная – Мунтук караульскаая (Караул-уваковского рода) с численнеость 6 аулов и 976 кибиток. Зерендинская – Карача –джазубаевская (Атагаевского рода) с численность 11 аулов и 1940 кибиток. Мезгильская – Джазылык –есембаевская, (Караул-уваковского рода) 6 аулов, 1095 кибиток. Челкарская, Чонгурча-чоктубаевская, (Атагаевского рода) 7 аулов и 1134 кибитки. Аиртавская —  Кочкули-баимбетовская, (Атыгаевского рода) 11 аулов и 1842 кибитое. Джиландинская – Кылды-нагаевская, (Караул-уваковского рода) 10 аулов и 1366 кибиток.

Таким образом, в Кокчетавском уезде размещалось 69 аулов с 11675 кибитками. В каждой кибитке, в среднем, жило по 5-7 душ. А это, примерно, в уезде проживало до 100 тысяч человек-кочевников. И как после этого можно говорить о том, что, с появлением здесь православных людей, якобы, мусульмане были отсюда вытеснены или прогнаны. Не иначе как бездумный лепет безграмотных «патриотов». На самом деле – тупых националистов.

Страну, где живёшь и трудишься, нужно любить и защищать. Но, только не унижая и не оскорбляя тех, кто живёт и честно трудится с тобой рядом.

Так вот, несмотря на, казалось бы, такую рассеянность поселений, и их отдалённость друг от друга, все они были связаны, пусть и не асфальтированными путями, а укатанными степными дорогами. К примеру, из Омска в Кокчетав можно было спокойно проехать по степной проложенной дороге, проходившей маршрутом: Омск – речка Камышловка, урочище Баян, озеро Джалтырь, урочище Джар-куль, урочище Самис-балык, озёра Кедах, Аллда, Кош-куль, Чупку-куль, Джан-мурза,  урочище Матек, озеро Байджигит. Всего путь охватывал 334 версты.

А вот из Петропавловска на Акмолу лежал такой путь: Пик Каратожарский,  речка Чаглинка, кстати, её воды омывали Кокчетав, и спокойно доходили и впадали в Северный Ледовитый океан. По ней на стругах можно было спокойно доплыть до севера страны. Дальше маршрут, преодолев Чаглинку, пролегал до озера Булат-чалкар, озеро Джукей, река Татымбет, урочище Уч-Булак, пикет Чубарь-куль, урочище Куче-ку, озеро Сасык-куль. Всего длина маршрута составляла 430 верст.

Сложность описания этих мест состоит в том, что за многие годы некоторые из них уже по нескольку раз переименовывались разными лицами и властями. Это прослеживается и теперь. И каждый из них стремился зафиксировать свой род, некое событие, или некие приметы самого места, или имя и фамилию, кто в данный момент здесь хозяйничал. Потому нынче весьма сложно что-то рассказать о том или ином месте только потому, что их уже по нескольку раз переименовывали. А проследить всё это за период, когда это писали грамотные люди, а их число было весьма ограничено, очень трудно. Зачастую, вообще не возможно. Вот взять, к примеру, место расположения Кокшетау. Этот земельный регион, некогда, принадлежал Атыгаевскому роду. На нём кочевали 9 аулов с 1592 кибитками. Некоторые «историки, где-то, прочитав об этом в художественном произведении, но, не разобравшись в сути, стали утверждать, что в урочище Чат Кокчетав не был первым поселением. А он, якобы подселился там, где издревле существовал некий аул кочевников. Даже оседлый. Утверждая подобную нелепость, такие авторы умалчивают о том: если здесь был аул, то, как его обитатели могли в лесистой местности содержать огромное количество животных, особенно лошадей и овец в зимнее время, когда они, в этот период, могли питаться исключительно подножным кормом. К тому же, во времена появления Кокчетава, эти, предгорные места, были исключительно щебёночными. Ответа такие «учёные» не дают, а только твердят свою придуманную глупость.

И такая нелепость прослеживается и по другим оседлым поселениям. Особо это коснулось в годы освоения целины. Тогда вершиной всего было продекларирована мысль о покорении нераспаханных земель. То, что таковыми являлись огромные просторы Северного Казахстана, это ни у кого не вызывало сомнения. Однако настораживает слово «покорить». Ибо оно, в первую очередь, ассоциируется с такими словами, как «завоевать, захватить, прибрать к своим рукам». И, почти совсем не использовались такие слова, как «трудились все дружелюбно, смиренно, безропотно, коллективно, организовано, послушливо одной, неделимой, семьей». Как непосредственный участник тех событий, ответственно заявляю: именно в таком духе,  и по таким правилам шла распашка и засев неосвоенных земель. Теперь мы, воочию, убедились, в правильности проводимой тогда государственной политики. Однако идеология её в этом плане отставала, или путалась в определениях дела и задач огромной государственной важности для миллионов изголодавшихся граждан не только нашей страны.

Когда-то я прочитал, и записал себе английское изречение: «Молодые люди думают, что старые люди – дураки. Но старые люди знают, что дураки не они, а молодые люди». И я задумался: кто же прав? А потом мне попала в руки одна грустная шутка: «В пятьдесят ты начинаешь смертельно уставать от окружающего мира, а когда тебе шестьдесят, мир смертельно устаёт от тебя». И мне после этих слов стало не по себе. Но тут же помогло избавиться от хандры следующее изречение: «Трагедия старости в том, что её нет». И, слава Богу!

На этом, пожалуй, я закончу эту вечную нескончаемую историческую повесть. Поверьте на слово, я не стремился кого-то обидеть, оскорбить, или раскритиковать. Я только пытаюсь рассказать что-то о прошлом, и добиться того, чтобы наши идеологические, да и административные службы начали хотя бы понемногу прислушиваться к народному голосу, и возвращать общество в то поле исторических и межнациональных отношений, в которых мы жили последние 200 лет. Да, чтобы не ломали тот опыт, как это делается у нас в последние годы, особенно в деле переименований городов, селений, улиц в ущерб межэтнические отношения. А это не патриотизм, не простая ошибка –  преступление. Жаль только, что чиновники не понимают того, что история сохранит не то, где и как они выступали с приукрашенными отчётами, как встречали вышестоящее начальство. А грядущие поколения будут познавать нашу жизнь и историю такой, какой она будет запечатлена в архивах, и на страницах наших книг. А архивы и книги, как известно, это память человечества. Они обладают способностью бессмертия, являются самыми долговечными плодами человеческой деятельности.  Потому, я и стремился изо всех сил писать книгу о Кокшетау исторически честной и правдивой.

Подписывайся на наш Телеграм-канал! Будь в курсе новостей!