29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Пятница, 11 октября

В памяти потомков, в памяти людской…

Благодарю судьбу за встречи с интересными личностями, общаясь с которыми, становишься духовно богаче и беседуя с которыми, открываешь удивительный мир человеческих судеб.

Не первый год общаюсь с Гульбарой Нуркановой, замечательной женщиной, мастером декоративно-прикладного творчества, членом Союза декоративно-прикладного искусства при Акмолинской ассамблее народа Казахстана, автором книги «Өнер көзі халықта», учителем технологии школы-лицея №2 г.Кокшетау, преподавателем творческого кружка вязания Дворца детства и юношества «Болашак Сарайы».

Гульбара Намазбековна как-то взахлеб рассказала о родителях своего супруга Марата, с которым семейные узы связывают почти четыре десятка лет, что посчитала нужным рассказать о них на странице уважаемого издания. По словам собеседницы, её свёкру Даулетбеку Нурканову в январе этого года исполнилось бы 100 лет со дня рождения, и этот человек прожил свой век достойно, оставив добрый след о себе своим потомкам.

Как выяснилось, Д.Нурканов родом из села Шиялы бывшего Енбекшильдерского района Кокчетавской области, ныне района Биржан сал Акмолинской области. После окончания Қудукагашской восьмилетней школы трудовую деятельность начал в селе Шиялы рабочим колхоза, в годы Великой Отечественной войны работал учетчиком в колхозе.

Как и все добровольцы, он рвался на фронт, защищать родину, однако, будучи инвалидом, на фронт его не взяли. Так получилось, что в детские годы его отец нечаянно косой травмировал правою ногу, были перерезаны сухожилия ноги, до конца жизни он хромал. Поэтому в трудный военный период он самоотверженно трудился в тылу, был ветераном тыла. Все земляки, хорошо знавшие его, с огромной благодарностью вспоминают о нем.

Была неоценима его помощь вдовам земляков-солдат, погибших на фронте, всем женщинам селения, на чью долю выпала тяжелая участь военных лет. Он взял на себя всю тяжелую работу в хозяйстве не только родного села, а всего округа.

В этот трудный период, а именно в 1944 году, он связал свою судьбу с Каншайым Касеновой, которая в раннем детстве осталась круглой сиротой. Она для него стала верной спутницей в жизни, любящей супругой, вместе они прожили 64 года непростой, но счастливой семейной жизни, воспитали двенадцать детей – 8 сыновей и 4 дочерей, а также приемную девочку по имени Эмма.
В тяжелые годы репрессии, когда в бескрайние казахстанские степи отправляли эшелоны переселенцев – ингушей, чеченцев, поляков и представителей других национальностей, именно Даулетбек Нурканович помогал продуктами, размещал людей по семьям в городе Макинске. Тогда в свою многодетную семью, где кроме детей он ухаживал за своими пожилыми родителями, он взял на воспитание девочку-подростка по имени Эмма, немку по национальности, которая осталась круглой сиротой. Позже они с Каншайым сыграли свадьбу, выдали приемную дочь замуж в соседнее село.

Здесь хочу обратить внимание на широту души казахского народа, его гостеприимность, человеческие качества в отношении представителей других национальностей в тяжелые годы испытаний, преемственности поколений, казахстанской идентичности. Ведь сын Даулетбека Нуркановича Марат женился Гульбаре Намазбековне, киргизке по национальности, родом из города Нарын Киргизской Республики, которая в данное время вносит огромный вклад в деятельность Акмолинской Ассамблеи народа Казахстана как член Совета матерей, как председатель Союза мастеров декоративно-прикладного творчества при ААНК.

Причем по словам Гульбары Нуркановой, её свекровь была талантливой трудолюбивой женщиной, которая и пряла, и вязала, и вышивала, шила национальную одежду, «төр көрпе» (одеяла с национальным орнаментом), в округе славилась искусной мастерицей. Вся женская половина селения обращалась к ней за помощью, как к профессиональной швее. Неслучайно у казахского народа есть мудрая пословица: «Келін — қайын ененің топырағынан», что в буквальном смысле означает: «Невестка – из праха свекрови».

Возвращаясь к биографии Даулетбека Нуркановича, следует отметить, что он после войны трудился на разных участках, в разных должностях, был бригадиром, работал трактористом. За добросовестный труд в архиве семьи сохранились разные награды, начиная от ордена славы до грамот различного ранга, благодарственных писем. У своих сельчан он всегда был в почете. В 1983 году Даулетбек Нурканов вышел на заслуженный отдых, он достойно прожил до 85-летнего возраста, принимая активное участие в воспитании уже внуков и правнуков, не забывая при этом помогать сельчанам.

В семье Д.Нурканов был единственным сыном и до конца своих дней жил с родителями, помогая и оберегая их. Сегодня потомки гордятся добрым именем деда Даулетбека Нурканова, продолжают его славные дела, воспитывают уже своих детей в лучших традициях казахского народа, прививая духовно-нравственные ценности подрастающему поколению.

По словам Гульбары Намазбековны, у них с Маратом двое детей — сын Самат и дочь Асем, также своими успехами радуют внуки Мансур и Зарина, причем сын Самат в свое время воспитывался у деда Даулетбека, который не чаял души во внуке, приучал с детства труду, учил добрым делам, совершать хорошие поступки, помогать людям.

«Помню, бабушка Каншайым по вечерам мне читала сказки, тем самым привила любовь к книге, а также она красиво пела песни. Кстати, они с дедушкой Даулетбеком замечательно исполняли национальные песни дуэтом и славились в округе песенным талантом», — с теплотой в голосе вспоминает Самат о своем детстве у любимых дедушки и бабушки.

Сегодня можно с огромной уверенностью сказать, что потомки Даулетбека Нурканова навечно сохранят память о своем деде, а его славные дела останутся образцом порядочности, честности, доброты и моральных качеств.

Как однажды высказался известный ученый Альберт Эйнштейн: «Моральные качества замечательного человека имеют большее значение для его поколения и для исторического процесса, чем чисто интеллектуальные достижения. Эти последние сами зависят от величия духа, величия, которое обычно остается неизвестным».