Одними из ключевых проблем нашей системы образования являются низкие показатели обучения, которые подтверждают результаты мониторинга образовательных достижений обучающихся (МОДО), Единого национального тестирования (ЕНТ), международных исследований PISA, PIRLS и др. На основании анализа данных Министерства просвещения РК и оценки Управлений образования было выявлено, что более 30% общеобразовательных государственных школ страны показывают низкие результаты обучения.
В этой связи, Проект «943 — развитие целевых школ» становится важной инициативой Министерства просвещения, направленной на повышение уровня образования в школах и создание условий для равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся.
По Акмолинской области в данном проекте участвуют 16 школ 8 районов. Реализация проекта в этих школах предполагает синергетический подход, объединяющий усилия самих педагогов, директора школы, методистов-менторов, Проектного офиса, филиала «Өрлеу», ДОКСО и местных исполнительных органов.
Общеизвестно, что ключевым условием, обеспечивающим высокое качество образования является профессиональный уровень педагогов. Поэтому траектория развития целевых школ включает в себя несколько компонентов, которые направлены на совершенствование образовательных практик и повышение профессионализма педагогов.
Первым компонентом является обучение педагогов целевых школ в рамках уровневой пролонгированной программы. Базовый уровень предусматривает обновление предметных знаний педагогов, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей. Содержание курсов основного уровня направлено на развитие у педагогов навыков формирования функциональной грамотности учащихся, навыков педагогического дизайна и применения различных методик обучения. Продвинутый уровень предполагает развитие навыков педагогов в интегрированном обучении, формировании и поддержки комфортной среды в классе, применения IT-технологий и искусственного интеллекта.
Вторым компонентом траектории развития целевых школ является обучение методистов методических кабинетов/центров по теме «Трансформация методической деятельности». Целью этого обучения является развитие компетенций методистов, которые смогут эффективно поддерживать педагогов в их профессиональном росте. Курс направлен на развитие таких навыков, как разработка модели методической работы в условиях образовательной парадигмы непрерывного образования, проектирование методической работы на основе современных теорий, анализ и оценивание результативности методического взаимодействия с педагогами, создание рекомендаций для разработки авторских программ и научно-методических публикаций, фасилитация педагогических сообществ.
Центральное место в этом процессе занимает посткурсовое сопровождение методистов-менторов преподавателями филиала «Өрлеу». Основной компонент посткурсового сопровождения — это реализация плана совместной работы методиста-ментора с педагогами школы, включающий корректировку плана развития школы, наблюдение и анализ уроков для улучшения образовательной практики педагогов, консультации и др.
Завершится проект «943 — развитие целевых школ» комплексным мониторингом развития целевой школы в направлении преподавания, обучения и оценивания.
Таким образом, разработанная система позволит обеспечить непрерывное улучшение качества преподавания и обучения в целевых школах, что является залогом успешного образовательного процесса.