29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Алия Иманова

Директор филиала "ӨРЛЕУ' по Акмолинской области

Траектория и инструменты развития целевых школ

Одними из ключевых проблем нашей системы образования являются низкие показатели обучения, которые подтверждают результаты мониторинга образовательных достижений обучающихся (МОДО), Единого национального тестирования (ЕНТ), международных исследований PISA, PIRLS и др. На основании анализа данных Министерства просвещения РК и оценки Управлений образования было выявлено, что более 30% общеобразовательных государственных школ страны показывают низкие результаты обучения.

В этой связи, Проект «943 — развитие целевых школ» становится важной инициативой Министерства просвещения, направленной на повышение уровня образования в школах и создание условий для равного доступа к качественному образованию для всех обучающихся.

По Акмолинской области в данном проекте участвуют 16 школ 8 районов. Реализация проекта в этих школах предполагает синергетический подход, объединяющий усилия самих педагогов, директора школы, методистов-менторов, Проектного офиса, филиала «Өрлеу», ДОКСО и местных исполнительных органов.

Общеизвестно, что ключевым условием, обеспечивающим высокое качество образования является профессиональный уровень педагогов. Поэтому траектория развития целевых школ включает в себя несколько компонентов, которые направлены на совершенствование образовательных практик и повышение профессионализма педагогов.

Первым компонентом является обучение педагогов целевых школ в рамках уровневой пролонгированной программы. Базовый уровень предусматривает обновление предметных знаний педагогов, необходимых для выполнения своих профессиональных обязанностей. Содержание курсов основного уровня направлено на развитие у педагогов навыков формирования функциональной грамотности учащихся, навыков педагогического дизайна и применения различных методик обучения. Продвинутый уровень предполагает развитие навыков педагогов в интегрированном обучении, формировании и поддержки комфортной среды в классе, применения IT-технологий и искусственного интеллекта.

Вторым компонентом траектории развития целевых школ является обучение методистов методических кабинетов/центров по теме «Трансформация методической деятельности». Целью этого обучения является развитие компетенций методистов, которые смогут эффективно поддерживать педагогов в их профессиональном росте. Курс направлен на развитие таких навыков, как разработка модели методической работы в условиях образовательной парадигмы непрерывного образования, проектирование методической работы на основе современных теорий, анализ и оценивание результативности методического взаимодействия с педагогами, создание рекомендаций для разработки авторских программ и научно-методических публикаций, фасилитация педагогических сообществ.

Центральное место в этом процессе занимает посткурсовое сопровождение методистов-менторов преподавателями филиала «Өрлеу». Основной компонент посткурсового сопровождения — это реализация плана совместной работы методиста-ментора с педагогами школы, включающий корректировку плана развития школы, наблюдение и анализ уроков для улучшения образовательной практики педагогов, консультации и др.

Завершится проект «943 — развитие целевых школ» комплексным мониторингом развития целевой школы в направлении преподавания, обучения и оценивания.

Таким образом, разработанная система позволит обеспечить непрерывное улучшение качества преподавания и обучения в целевых школах, что является залогом успешного образовательного процесса.