Недавно в газете, которую вы держите в руках, рассказывалось, что в 1934 году всю страну облетела страшная весть о гибели в северных льдах ледокола «Челюскин». Натолкнуло меня на воспоминание об этом факте то, что я, как-то давно и случайно, узнал из архивных документов, что в спасении челюскинцев принимали участие наши земляки – кокчетавцы. А это украшение и гордость нашего города! И как теперь об этом умолчать? Начну издалека, по порядку.
В Кокчетаве родился и жил молодой человек Яков Гаврилович Погорелов. Окончив здесь школу, Яша поступил в военное пограничное училище. По его окончанию, молодого офицера направили служить в пограничные войска на Чукотку. Сначала его назначили командиром пограничного взвода. А спустя некоторое время, Погорелову, как лучшему офицеру, приказывают приступить к обязанностям начальника заставы на мысе Дежнева. 13 февраля 1934 года на далёком севере Уэленская радиостанция получила сигнал о гибели затёртого во льдах ледокола. Об этом вы уже читали. На его борту находилось 104 человека научной экспедиции О.Ю.Шмидта и команда парохода. Среди них было 10 женщин и двое детей. Все они успели высадиться на лёд, забрав с собой часть продуктов питания, научной аппаратуры, палатки, уголь…Разместились на льду подальше от тонущего судна, но от материка было далеко. Далее, о происходивших событиях, расскажет сам Погорелов:
Как только поступила радиограмма в райисполком, её сейчас же направили мне на мыс Дежнёва и предложили немедленно прибыть в Уэлен для решения вопроса оказания помощи людям, попавшим в беду. Я тут же запряг собак и тронулся в путь.
Рассказывает Яков с такой лёгкостью, как будто отправился он в тёплом лимузине по наезженной трассе в соседнее село. На самом деле тогда на севере морозы стояли более 50 градусов, да ещё и с пронизывающими ветрами, и не один день. А снежные заносы были такими, что их не так просто было преодолеть. И ехать надо была на нартах в собачьих упряжках, а проще говоря, на санках без всякого обогрева, и не один десяток вёрст. Поэтому чаще приходилось ездоку бежать рядом с упряжками, держась за поручень нарт, чтобы не отстать и не замёрзнуть. Но успешно добрался. Когда начальник воинской заставы появился в исполкоме, кто-то саркастически заметил: «Так вы уже успели и в нашей бане побывать?» Вид Погорелова, действительно, был такой, как будто он вышел из бани. Бег рядом с нартами сделал своё дело. Яков Гаврилович на эту шутку только усмехнулся и занял свободное место в кабинете. И заседание началось с рассмотрения вопросов о помощи, пострадавшим челюскинцам. Дальше офицер снова продолжает рассказ:
На заседании я внёс предложение организовать комиссию – «тройку», на которую и возложить обязанности по организации спасения челюскинцев. Одновременно сообщить об этом правительству страны. В тройку был включён и я. Скоро нам стало известно, что в Москве создали правительственную комиссию во главе с Валерианом Куйбышевым. Я обрадовался тому, что это же мой земляк – кокчетавец!…
С начала ХХ века семья Куйбышевых действительно проживала в Кокчетаве. Но скоро отсюда Валериан Куйбышев поступил в Омский кадетский корпус. Там, вступив в партию РСДРП, получая партийные задания, он часто приезжал в Кокчетав, где проводил партийно-революционную пропаганду. Здесь он создал свой подпольный кружок и типографию. Проводил большую пропагандистскую работу в Кокчетаве среди населения, особенно в среде молодёжи. И продолжалось это до тех пор, пока Валериан ни поступил в Санкт-Петербургский университет. Так что у Погорелова были все основания считать Куйбышева своим земляком. А ко времени челюскинской эпопеи, то есть в 30-е годы В.Куйбышев уже в Москве возглавлял Госплан СССР. Его авторитет перед Сталиным был весьма высок. И в силу этого Валериана Владимировича утверждают председателем правительственной комиссии по спасению челюскинцев.
Но продолжим рассказ офицера Якова Гавриловича:
Мы тут же получили задание подготовить аэродромную площадку, сосредоточить там горючее для самолётов, приготовить собачьи упряжки, заготовить много мяса и других продуктов питания. Мобилизовали для этой работы местное население. Из посёлка Ванкарем выслали 15 нарт на мыс Северный за бензином и моторным маслом. Сразу приступили к подготовке аэродрома. Правительственной комиссии мы скоро доложили о выполненных работах. В Уэльсе, а так же в бухтах «Лаврентия» и «Провидения» приготовили помещение для спасаемых людей…
И опять же, огромное замёрзшее и занесённое сугробами снега поле, не так легко было использовать для посадки самолётов. Конечно, его следовало очистить и подготовить. И всё это приходилось выполнять людям. Дальше Погорелов продолжает рассказ:
Я телеграфировал Куйбышеву, что имеющимися у нас самолётами нам челюскинцев не спасти. Первым с материка прилетел к нам Каманин…
И тут, в очередной раз вынужденно прерывая рассказ Погорелова, замечу то, что лётчик Каманин Николай Петрович, после Валерия Чкалова тогда считался лучшим пилотом страны. Но на эту операцию первым послали его, а не Чкалова, только потому, что Валерий Павлович в это время готовился к знаменитому беспосадочному перелёту в Америку через Северный полюс. Не случайно и то, что именно Каманину Н.П. в своё время было поручено сформировать первый отряд космонавтов, и заняться их подготовкой к космическим полётам. И такой первый полёт совершил космонавт №1 Юрий Гагарин. Каманин с молодых лет стал легендарным человеком.
Похвастаюсь, в 1981 году, будучи в Москве на очередном ведомственном Пленуме, нам, участникам того мероприятия, организовали встречу с известными личностями страны. В их числе был и генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин. В свои 73 года он выглядел бодрым, энергичным, интересным рассказчиком. Затрагивал и темы спасения челюскинцев, ВОВ и подготовку космонавтов. То был интереснейший рассказ. Но он меня, к сожалению, как-то не интересовал, я тогда был занят другой интересной литературной темой. Повторись такая встреча теперь, я непременно нашёл бы десяток вопросов, которые нынче меня интересуют. Но задать их некому.
К примеру, как случилось так, что космонавт В.Быковский должен был приземлиться в Центральном Казахстане, а оказался неожиданно на севере недалеко от Кокчетава? Или, что случилось, что первый космонавт Ю.Гагарин так успешно закончил полёт, а его уже не первый последователь Виктор Иванович Пацаев погиб при завершении программы полёта. Или, как обогревались пассажиры с льдины в самолётах в воздухе, в которых тогда ещё не было обогревов? Пилоты летали в кожаных на меху куртках, брюках, в тёплых рукавицах, шапках и сапогах на меху? Как переплавляли пассажиров? Ведь северные холода не спадали. Но, увы, нынче этих вопросов никто легендарному летуну уже не задаст. Ибо через год, после той встречи, страну облетела скорбная весть — Каманина Н.П. не стало.
А в своё время дальше Погорелов продолжал:
Потом приземлились другие машины. Когда лётчик Ляпидевский доставил к нам в Уэлен со льдины женщин и детей, радости нашей и восторгам не было конца». Таким образом, несмотря на сложности и трудности погодных северных условий, явную нехватку многого того, что требовалось в том момент, северяне успешно справились с поставленными задачами. И все люди, находящиеся на льду, были успешно спасены. И, чуть ли ни главную роль в этом спасении сыграли наши известные теперь земляки В.В.Куйбышев и Я.Г.Погорелов.
За активное участие в спасении челюскинцев, Постановлением ЦИК СССР от 15 июня 1934 года Я.Г.Погорелова наградили орденом Трудового Красного Знамени. Лётчику Каманину Н.П. присвоили звание Героя Советского Союза. Удостоен высокой награды и Валериан Владимирович Куйбышев. Однако менее чем через год его не стало. А капитан Погорелов получив новое звание и назначение, отбыл в другое место пограничной службы. Дальше для меня его следы затерялись. Хочется верить, да, наверное, так и, в самом деле, было, что и на новом месте майор Яков Гаврилович Погорелов не уронил чести кокчетавца и звания Советского офицера.
Сам факт спасения челюскинцев к нам, кокчетавцам, вроде, как никакого отношения не имеет. Но, тут важно и даже ценно понимать и помнить то, какие высоконравственные, ответственные, и гуманные люди, как В.Куйбышев, Я.Погорелов и другие росли и воспитывались как раз на нашей древней, обласканной, согретой трудом и дружбой кокчетавской земле, в самом тогдашнем небольшом городке.
В таком высоком трудовом и нравственном порыве, как и вся страна, кокчетавцы вступили в ХХII годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции.
В марте 1939 года состоялся ХVIII съезд ВКП(б). На нём был рассмотрен и на высокой нравственно-моральной волне, которую породила как раз челюскинская спасательная эпопея, был утверждён план завершения строительства социализма, и постепенного перехода к коммунизму. Выполнение этих мероприятий было расписано включительно по 1942 год. Необычность и грандиозность таких планов ещё больше поднимали дух людей, вдохновлял их светлым будущим, воодушевляло на новое патриотическое движение, ради быстрейшего достижения заветной цели, которой должны достичь всего-то за пятилетие. Как такому счастью было не радоваться?! Но, увы, всем задумкам и планам СССР не было дано осуществиться. Их перепутал фашизм своим нашествием в 1941 году.
Школа, в которой учился Я.Г.Погорелов (см главное фото): её оканчивали и другие известные лица Кокчетава, в том числе и Мембетали Сердалин, генерал Иконников, разведчик Минкин, работавший в г.Львове вместе с легендарным Н.Кузнецовым, другие. Во время войны здесь размещался один из военных госпиталей. Ветхое здание сохранилось до наших дней. Находится оно через дорогу напротив музея истории Кокшетау. Вот бы его реставрировать, здесь можно бы создать филиал городского музея по истории Кокшетау. И тогда тысячи драгоценных исторических экспонатов, хранящихся в запасниках музея, можно бы здесь выставить для всеобщего обозрения. И здесь же могла бы появиться и экспозиция об участии кокчетавцев в спасении челюскинцев.
А память – большое, если не сказать, главное дело жизни. Памятью, как зеницей ока, следует особо дорожить.