О ситуации на дорогах, их качестве — проблемы и решения
Выступая по проблеме качества дорог, глава государства Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что автодорожная сеть – это кровеносная система экономической и социальной жизни страны.
Важно связать все наши ключевые города и регионы качественными транспортными артериями. Подчеркиваю – качественными дорогами. Говоря откровенно, ситуация с качеством дорог тяжелейшая, давно стала притчей во языцех. Люди справедливо жалуются на низкое качество дорожного покрытия. Причины такого положения дел разные, но главная – это коррупция
В свое время классик мировой литературы, Николай Васильевич Гоголь иронически говоря об основных бедах своей страны, подчеркнул, что среди прочих — это отвратительные дороги. Благополучно пережив столетия, эта беда дошла и до наших дней.
Конечно, качество современных дорог стало намного лучше, чем в 18 веке, но появилась другая беда, которая характеризуется такими понятиями, как «ситуация обстановки», со всеми вытекающими последствиями.
Дороги всегда привлекали своей романтичной таинственностью и непредсказуемостью. О них сложено немало песен от лихих ямщицких и суровых военных, современных задорных. А что же это такое — дорога?
Большинство людей на такой вопрос затрудняются ответить. Для них дорога — она есть дорога. Чтобы освежить в памяти смысл этого слова, откроем словарь Даля, где поясняется, что дорога — это ездовая полоса, накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяжение для езды, проезда или прохода.
От Даля нас отделяют многие десятилетия. В его годы по дорогам в основном ходили люди, да изредка проезжали запряженные лошадьми повозки. Теперь на смену гужевому транспорту пришло множество многосильных автомобилей, мчащихся по трассам.
Техника изменилась разительно, а пешеходы остались все теми же. Они благополучно пережили века, не утратив своего смысла и скорости передвижения. Вне потока транспортных средств они все также ходят, топают, бегают. Естественно, постоянно адаптируются к тем изменениям, которые происходят на дорогах.
Сегодня на наших городских трассах развернулась своего рода борьба между теми, кто ездит и теми, кто ходит. Пока в этой междоусобице выигрывают последние – почти все санкции направлены против водителей, стражи порядка чаще всего стоят на стороне пешеходов.
Случается, иной пешеход, даже не убедившись в безопасности своего движения, как это предписывается Правилами, смело переходит дорогу, как будто стартуя на спринте перед зеброй, или «ведут свою армию в бой». Что это, удаль, беспечность или отсутствие элементарного инстинкта самосохранения? А ведь водители — то же люди, которые не всегда могут вовремя среагировать на выскочившего неведомо откуда человека и затормозить. Нередко можно видеть взрослых, которые, не дождавшись разрешающего сигнала, перед несущимся автомобилем, переходят дорогу, ведя за руку детей.
Подобных случаев нарушений дорожного движения можно привести немало, но бывают картины другого рода, которые не иначе, как театром абсурда, не назовешь . Один человек может переходить дорогу, говоря по мобильному телефону, другой — просматривая очередной номер газеты. Однажды довелось видеть, как парочка современных акселератов, видимо в приливе любовного экстаза, застыла в нежном поцелуе прямо на переходе. Наверное, экстрима не хватало.
Те, кто постоянно живет в бешеном ритме больших городов, попадая в нашу провинцию, многое не понимают. Для них все происходящее вокруг напоминает картину замедленной киносъемки. Мой приятель, приехав, в гости из России, с иронической улыбкой заметил: «Ну и пешеходы у вас! Непуганные птицы, какие-то. Одним словом ленивый восток, как сказал в свое время поэт».
Видимо, он в чем- то прав, ведь постоянно растущее количество автомобилей резко уменьшает пропускную способность наших дорог.
Не хочется обобщать, но иной старушке сам бы, выйдя из кабины, помог пересечь улицу. А вот переходит улицу «цветущее поколение», идет вальяжно с достоинством. Для них, пропускающий автобус, битком набитый спешащими на работу пассажирами, просто не существует. Пройдут две — три парочки, загорается красный свет, и опять стоит очередь машин. Или несет себя словно на подиуме современная царевна Несмеяна. И вовсе не интересно ей знать, что за рулем неодушевленного транспортного средства, сидит живой водитель, нервная система которого в отдельных случаев не выдерживает.
Возможно, иной пешеход скажет: «Ага, мы вам не нравимся, а сколько нашего брата пострадало по вине нерадивых водителей?!» С этим нельзя не согласиться, и подтверждением тому – удручающая дорожная статистика. Но ведь в авариях виноваты не только те, кто ездит, но и кто переходит дорогу
«шествуя важно в спокойствии чинном».
Наверное, поэтому иногда думается, переходя дорогу, смотрите не на светофор, на машины – светофоры еще никого не сбивали.
Однако, несмотря на разные позиции в приоритете движения, пешеходов и водителей, сегодня их объединяет одно мнение, что качество наших дорог, по которым ходим и ездим, находятся не в лучшем состоянии.
Возвращаясь к ранее сказанному выше, о нашей перешедшей из прошедшего столетия беде, качество дорог, время и обстановка повысило к ее требованиям. Особенно с появлением высокоскоростных современных машин, которые рассчитаны на высококлассные дороги.
Как водитель, имеющий не один десяток лет стажа вождения, приходится часто испытывать этот строительный изъян. Ударим по бездорожью автопробегом, писали в свое время писатели сатирики, призывая тем самым улучшить качество дорог.
Как пример этому, является одна из главных улиц в городе — улица Ауэзова. На её большом протяжении , можно увидеть рытвины, провалы асфальта разной конфигурации и величины. Проезжая район Бармашино и особенно на повороте на Красноярскую трассу с очень интенсивным движением, где нарушен асфальт с резкими и глубокими ямами, водителям порой приходится выезжать на полосу встречного движения, чтобы сделать правый поворот на стрелку, создавая тем самым аварийную обстановку и способ сберечь колеса машин. И таких примеров в городе множество.
Колдобины и ухабы на дорогах стали привычной картиной города, которые покрывают его транспортную артерию.
Традиционно, после схода снежного покрова в городе начинается косметический ремонт дорог с названием ямочным, который часто длится на протяжении всего летнего периода зачастую им и ограничивается, минуя капитальный.
С этим видом дорожных работ у населения города связано множество вопросов.
Как известно, ямочный ремонт, как вид дорожной деятельности – это лишь временная мера, отличающая краткосрочным эффектом. Ямочный ремонт не заменяет собой полноценный капитальный ремонт дорог. Выполнение работ по ямочному ремонту – это работы направленные на устранение аварийности, а значит это вынужденная мера, считают специалисты дорожники, отвечая на вопросы горожан.
Однако часто временный ямочный ремонт, становится постоянным, а сам процесс похож на Сизифов труд, когда после летних осадков вся засыпка ям просто вымывается водой, и ямы возрождаются вновь.
Ямочный ремонт, это распространенный метод, который используется широко в зарубежной практике ремонта дорог, с одной оговоркой, он применяется в основном на второстепенных дорогах с использованием техники, а не как у нас — засыпка ям дедовской лопатой.
Как пример, хочется привести опыт работ по качеству дорог в странах дальнего зарубежья.
В США за 60 лет было построено более 7,5 миллиона километров дорог. Ежегодно там строят дополнительно более 10 тысяч километров. При этом доход, получаемый от автоперевозок, превышает в 17-19 раз понесённые затраты на строительство.
В Китае за 30 лет было построено более 5,5 миллиона километров автомобильных дорог. Будучи до 1990-х годов отсталой страной, КНР выдвинула лозунг «Если хочешь быть богатым – строй дороги». Сейчас в год там строят дополнительно 17 тысяч километров. Доход превышает затраты на строительство до 70 раз, и по экономическим показателям Китай уже приближается к США.
Состояние дорог является лицом города, особенно пристоличного, который претендует быть ведущим кластером развивающегося международного туризма, поток которого растет с каждым годом. Привлекательным должна быть не только красота города, которая неизменно растет, но и его дороги, важная жизненная артерия.
Как отметил Глава Государства: «Качественные дороги должны стать общенациональной задачей. Без них, качественных дорог, ни о каком прогрессе нашей страны не может быть и речи».
Горячая линия WhatsApp — делись новостями с редакцией! +7 775 244 99 15