Командировку в это село я очень хорошо запомнила. Хоть и было это несколько лет назад, впечатление осталось очень светлое и яркое. Словно древняя история ожила и предстала в новых лицах и новых ее страницах. Запела, зазвенела на новые голоса домбра, но память о прошлом не ушла, она живёт в этом селе, что расположено на тропе выдающегося полководца, легендарного правителя и национального героя Абылая, которым гордятся.
Эта проселочная дорога мало чем отличается от других, вокруг — бескрайняя степь и поющий ковыль, колосящийся волнами и сверкающий на солнце, которого здесь удивительно много. Такая знакомая и милая сердцу рождённого в этих краях картина.
А вот спроси любого здесь, сразу скажет, какое это особенное место. Именно здесь века назад проходила историческая тропа хана Абылая. Бережно хранят народную память, переданную им от своих дедов аксакалы аула Сауле, что в переводе означает как раз тот самый солнечный луч, который так щедро озарил эту местность, словно подтверждая, что это и есть указанный свыше благословенный путь, дорога добра.
И не случайно потому именно здесь взялись обустроить этот древний путь, внести его в маршрут туристического кластера. А готовить будущих экскурсоводов, которые станут рассказывать о легендарном Абылае и его походах, начали в местной школе, традиции которой и ее успехи тоже достойная тема для отдельной экскурсии. Школа носит имя своего земляка, первого педагога- профессора страны Шарапи Альжанова, оставившего много трудов по педагогике и психологии, автора первого русско-казахского этимологического словаря. У входа в школу установлен его бюст, что изваял тоже уроженец аула, выпускник этой школы. Земля эта легендарная стала родиной многих творческих людей, учёных, знаменитостей, героев труда, да иначе и не могло быть.
Именно здесь ещё в Средние века пролегал путь караванов, шедших с севера до самого Туркестана и обратно. Что и до сих пор отмечено штрихами веков, оставивших свой след на этой земле. Вдоль легендарного пути расположено много мазаров, древних колодцев. Один из них, как гласит предание, выкопал для проезжающих путников на месте бывшего родника местный житель, Байгобек кажи, чтобы уставшие в дороге люди могли испить живительной влаги этих мест, напоить коней. Благородный поступок, достойный широты души жителей этих мест. Этого доброго, истинно верующего старца потом и похоронили, как он завещал, тоже у дороги. До сих пор живёт в народе поверье, что, проезжая мимо, обязательно нужно прочесть молитву, и тогда с тобой в дороге не случится ничего плохого, никакой беды. Что так и есть. Проверено людьми, и не раз. Такой видно особенный это был человек, отмеченный небесами. За добрые дела и благородство старца вот так, негласно возвели его сами люди в ранг святого. И почитают до сих пор. Хоть и было это более ста лет назад, но потомки основателя первого народного колодца живут здесь и поныне. Даже работают в местной школе учителями, и конечно же, рассказывают о своем предке уже своим ученикам, гордятся им. Как и все сельчане. Правда, саму школу сегодня не узнать: на месте покосившейся прежней выросла новая — современная, введенная по программе ликвидации аварийных школ. Компьютерные классы, мультимедийные доски, просторные мастерские и спортивный зал. Вместе с красавицей школой появился и детский мини- центр, которого в этой глубинке никогда не было. И теперь тридцать дошколят ходят сюда на радость родителям, вернувшимся на свои рабочие места. А ещё в селе повернулись лицом к местным талантам, коих здесь множество, в каждом доме — свои. Далеко за пределами аула известно имя потомка знаменитого ученого — виртуозного домбриста Жениса Альжанова, создавшего здесь филиал районной музыкальной школы, а потом и свой семейный ансамбль. В репертуаре — классика, народные кюи, а неизменный «конек» Альжановых — произведения выдающегося певца этих мест Биржана сал, именем которого назван теперь и район. Они их знают все. И поют. Да так, что сам автор бы остался доволен.
Национальным достоянием становятся и здешние чемпионы, обладатели престижных званий на состязаниях по казак куресi. Все они — воспитанники преподавателя Сакена Шайкенова, фаната казахской национальной борьбы. Имя простого сельского учителя хорошо знают спортсмены, за высокие достижения удостоенного медали имени Сагадата Нурмагамбетова.
А ещё здесь по крупицам собирают сведения об истории своего края для музея села. Чтобы каждый его житель знал больше о своей малой родине. Из этого аула вышли потомки Биржан сал: бии Альжан, Клышпай. Сын Альжана — Шарапи Альжанов как раз и стал видным ученым- педагогом, в честь которого названа новая школа. Учился здесь также Марат Идрисов, построивший затем на свои средства для аула мечеть. Чуть ли не каждая семья аула вносит свой вклад в историю родных мест.
Аул Сауле — старинный. Архивы рассказывают, что лет сто назад он стал колхозом, объединив несколько соседних сел. В 20-е годы прошлого века под руководством жителя аула Токпая Ершика (Ермагамбет) была построена плотина для сохранения пресной воды из родника, что вливалась в соленое озеро, находившееся вблизи. Это было непросто. Камни для строительства возили на быках, но, все же, построили. А озеро это с годами приобрело известность не только своей солёной водой, но и лечебной грязью, за которой приезжают выходцы этих мест теперь издалека. А ещё, чтобы забраться на живописную сопку Шокы и полюбоваться дорогими сердцу окрестностями. Вид отсюда впечатлит каждого.
В истории аула много самых разных страниц. Горя и голода, побед и достижений. В голодные тридцатые многие его жители не перенесли горьких тягот, часть вообще уехала в другие края. Великая Отечественная война вписала свою трагическую страницу — с фронта не вернулось 88 мужчин. В те времена золотыми буквами в историю села вписан такой факт. Кузнец Ехсан Сулейменов подарил фронту танк. Аксакал хотел купить на заработанные деньги сельхозтехнику на поля, да началась война, и этот мудрый и добрый человек решил, что так будет правильнее.
А после Победы в аул пришла новая жизнь. Во время поднятия целинных и залежных земель на освоение целины сюда приехало 30 добровольцев. Урожайность зерновых тогда впервые достигла 30 центнеров с гектара. В ауле заработала малая электростанция. Построили клуб. В каждый дом пришло радио. Поднялось животноводство. Поголовье скота за несколько лет выросло до трёх тысяч голов. Среди организованных в ту пору бригад по откорму скота появились семейные. Так, Алимбай Шолаков с двумя сыновьями Ескендиром и Идрисом, невестками Айжан и Алмагуль, дочерью Тиыштык взяли тысячу голов скота и достигли лучших показателей в районе. За добросовестный труд отмечены высокими наградами: бригадир Шадан Темиргалиев, труженики Сарбас Уайисов, Дуйсенбек Мынжасаров, Сагымбай Казыкенов, Куттыбек Уалиев, Кайырбек Габдуллин. Доярка Айша Абдирахманова участвовала на выставке ВДНХ СССР, этой чести удостоился и скотник Шакир Ескендиров. Передовыми сельчанами гордятся. О них слагают песни. Кстати, это ещё одна особенность села. Его так и называют — поющим.
В каждой семье здесь дружат с песней. Известен на всю страну местный оркестр народных инструментов. Родом отсюда немало талантливых акынов. Выходец из этих мест и композитор Рамазан Елебаев. Свою, не менее интересную страницу истории начинает писать и местная молодежь, ровесники независимого Казахстана. Марал Тлеукенова, выпускница местной школы, окончив Евразийский университет, вернулась в аул со словами: «Я здесь родилась, здесь мой родной дом, живут мои родители, для меня нет на земле места лучше, люблю свою профессию, свое село, детей, которых учу. Верю в лучшее будущее родного края». Надежды молодых поддержал и ветеран школы Женис Альжанов: «Я и сам вернулся в родное село сразу после вуза и работал здесь всю свою жизнь, создал лучшие в округе народные ансамбли, которые поют и прославляют родной край, его историю. Так что на Тропе Абылая и сегодня живут достойные люди, жизнь продолжается, и будет ещё лучше…»
Убегает вдаль безбрежная степь, как всегда зовёт за собой, храня свою тайну, ещё не разгаданную и манящую, древняя и вечно молодая, родная земля. Которую здесь очень любят и которой дорожат.