29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

Сейтжан Елеусызов: «Я дорожил званием педагога»

В 2020-м году, в преддверии празднования тридцатилетия Казахского педагогического колледжа им. Ж. Мусина, вышел в свет энциклопедический альбом «Тәуелсіздікпен тағдырлас білім ордасы». Колледж, воспитавший плеяду педагогов, имеет давнюю историю. Основы молодого учебного заведения, ровесника Независимости, закладывались сто лет назад в стенах старого Кокшетауского казпедучилища. Энциклопедия освещает два больших временных пласта: первый раздел посвящен периоду 1920-х-1950-х годов, второй – современному этапу.

Огромный охват материала, множество интереснейших архивных справок и фото с комментариями составителей, замечательная полиграфия – ценность этого сборника несомненна. Для нашей же семьи он имеет особенное значение, ибо один эпизод здесь связан с именем моего нағашы-ата Сейтжана Елеусызова.

Восемь строк, два групповых фото, несколько отсканированных приказов с фамилией деда в качестве директорской подписи и приказ от тридцать седьмого года за подписью директора Е. Акчурина с выражением благодарности педагогам, среди которых значится и преподаватель математики Самсонова – наша бабушка…

Вот и все, что обнаруживается на страницах энциклопедии в связи с именем Сейтжана Елеусызова. В нашем же семейном архиве хранится множество интересных документов, справок, фотографий. По ним и сейчас, спустя многие десятилетия, несложно восстановить биографию человека, стоявшего у истоков нескольких кокшетауских учреждений в сфере народного просвещения. В декабре 2020 года АОУНБ им. М. Жумабаева организовала онлайн-встречу, посвященную С. Елеусызову, как одному из первых директоров этой библиотеки. Там впервые была озвучена историческая справка, выстроенная согласно имеющимся документам (трудовой список, военный билет, трудовая книжка).

Сейтжан Елеусызов (1907-1990) родился 18 марта 1907 года в ауле Жыланды (село Ульгели) Есильского района Акмолинской области. Окончил трехгодичную совпартшколу в г. Петропавловск (1928-1930 гг.). Будучи учителем истории по образованию, в период с 1930 по 1936 год работал в системе народного просвещения в Акмолинске, Атбасаре, Караганде. В июле 1936 года был зачислен преподавателем истории в Кокшетауское казпедучилище, а в сентябре 1939 года назначен его директором. Заочно окончил два курса педагогического института (г. Свердловск, 1937-1939 гг.). В 1940-м году вступил в ряды ВКП(б). В августе 1941 года был призван в ряды РККА. В годы ВОв прошел путь от зам.политрука 415-й стрелковой дивизии до увольнения в запас 30 ноября 1945 года по должности старшего адъютанта 236 Западного стрелкового полка 69 армии в звании старшего лейтенанта. Прошел обучение в Ленинградском Военно-политическом училище (1942г.) и курсы младших лейтенантов в г. Мичуринск. Был дважды ранен, получив ранение в правое бедро под Серпуховом и ранение в правую ногу под Старой Руссой. Награжден орденом Красной звезды, Орденом Отечественной Войны 2 степени, медалью «За победу над Германией» и несколькими медалями к круглым послевоенным датам».

С февраля 1946 года работал уполномоченным Совета министров СССР по делам религиозных культов по Кокчетавской области. С июня 1946 года – уполномоченным «Общества по распространению политических и научных знаний» КазССР по Кокчетавской области (общество «Знание»). В феврале 1952 года назначен директором Областной библиотеки. В сентябре 1961 года переведен на должность директора Областной детской библиотеки г. Кокчетава. В апреле 1965 года назначен на должность уполномоченного по делам религиозных культов Исполкома Кокчетавского областного Совета депутатов. В марте 1976 года ушел на заслуженный отдых.

Неизвестно, стал бы круглый сирота из североказахстанской глубинки учителем, если бы не помощь родственника — писателя Жакана Сыздыкова. Ведь именно к нему в Петропавловск в двадцатые годы отправился юный Сейтжан из родного Жыланды. И, вероятно, не без участия и совета своего жезде он стал слушателем Петропавловской совпартшколы, где и познакомился с будущей женой, преподавателем математики Александрой Самсоновой.

К сожалению, нет уже в живых ни их коллег, ни даже учеников, время безвозвратно ушло. И о том, каким Сейтжан Елеусызов был педагогом, можно установить лишь по косвенным свидетельствам, к которым принадлежат его фронтовые письма и «Дневник воина», написанный приблизительно в 1945-1946 годах. Трудно переоценить и сведения из уст дочери С. Елеусызова – Инны Сейтжановны, которая всегда рада поделиться своими воспоминаниями. Так, по рассказам мамы, в послевоенные годы к ним постоянно заезжали в гости бывшие шакирты-ученики Сейтжана Елеусызовича, сохранившие благодарную память о своем учителе истории.

Судя по трудовому списку, начинал свой учительский путь Сейтжан Елеусызов в 1930-м году с должности «преподаватель школы Стройученичества города Акмолинск». Наверное, именно этому раннему этапу становления образовательной системы республики соответствуют анекдоты из тогдашних учительских будней молодого Сейтжана Елеусызова. По его рассказам, напоминающим некоторые эпизоды «Республики ШКИД», среди учеников были и вчерашние беспризорники – полуголодные ребята с ухватками городской шпаны. Им выдавали полное обмундирование с иголочки, а они на другой день возвращались с толкучки, спихнув спекулянтам новёхонькую одежду и завернувшись в одеяло…

Потом был недолгий период работы в Стройуче Атбасара, откуда в 1931 году Сейтжана по вызову отдела кадров отправляли на Первую методическую конференцию учебных заведений Казжелдорстроя, о чем свидетельствует групповая фотография с надписью и соответствующее удостоверение.

Спустя три года С. Елеусызов преподавал в Карагандинском горном рабфаке, а в 1935-м, после курсов повышения квалификации в Московском ведущем рабфаке имени Ленина, переехал в Кокшетау, где отработал один учебный год преподавателем истории Кокшетауской межрайонной совпартшколы. Новый же 1936-1937-й учебный год Сейтжан Елеусызов начал уже в качестве преподавателя истории Кокшетауского казпедучилища, с которым были связаны последующие пять лет его жизни. Именно отсюда Сейтжан Елеусызов отправился на фронт, о чем подробно написал в своем «Дневнике воина».

Воспоминания начинаются рассказом о воскресном дне 22 июня, когда директор Елеусызов мирно беседовал в саду педучилища с бывшим его выпускником, парторгом Айтмагамбетом.

«1941 жыл. 7 жыл табан аудармастан қызмет істеген үйреншікті Көкшетауымда Педучилищенің директорымын. Жазғы мемлекеттік экзамен жұмысын бітіріп, жүздеген жастарды классап класқа көшіріп, жазғы каникулге тарату, училищені бітіріп шыққандардың қолына аттестат беріп, оларды жаңа орындарына тарату жұмыстарының аяқтап келген кезі. Ауыл муғалімдері сырттан оқу педучилищене сапырылып келіп жатыр. Қала өзінің белгілі социалистік еңбегінде. Ертеңгі күн ешкімнің есінде кірмеді.
Жексембі. Училище бақшасында училищені бітіріп шыққан, әрі парторг болып істеген, училище беделінің бірі Айтмагамбетпен әнгімелесіп отырмын. Күтпеген жерден Шура (Александра Михайловна – менің жолдасым) жүгіре шығып, — «Сейтжан! Үйге жүр, жолдас Молотовтың речін тыңда, Германиямен соғыс басталыпты»

– деді».

Далее дед рассказывает о многолюдном собрании вечером того же дня в городском саду, куда с красными флагами приходят и его коллеги-учителя и где ему предоставили право выступить от лица «передового отряда советской интеллигенции». Позже С. Елеусызова отправляют в с. Карабулак для разъяснения «речи товарища Молотова» колхозникам. А после обращения Сталина к советскому народу (которое тот, наконец, сделал 3-го июля) дед едет в тот же Карабулак – теперь уже с разъяснениями речи генералиссимуса.

Большой удачей для нас, потомков, стала возможность восстановления некоторых моментов биографии деда через его фронтовые письма, бережно хранимые Александрой Михайловной всю войну, а впоследствии десятилетиями аккуратно лежавшие в личном дедовском архиве. Письма построены по некоему шаблону. Как правило, дед рассказывает о себе, потом интересуется тыловыми делами, новостями, работой жены, здоровьем и успехами детей. Интересен тон писем: казенные речевые обороты-клише, назидательность, подчеркнутая идеологическая выверенность… Понятно, что написано это было с расчётом на неизбежное цензурное око. Как-никак, дед был сначала заместителем политрука, а потом и политруком, и в одном из писем так и пишет: занимаюсь я, мол, тем же, чем и всегда, то есть воспитанием молодежи.

В сумбурных открытках и письмах первого года войны об учительской работе почти ничего не говорится. А вот начиная с сорок второго года эта тема проходит в письмах настойчивым лейтмотивом. Так, в одном их писем Сейтжан говорит о предстоящем новом учебном годе, о старшей дочери Розе и младших детях Инне и Леоне, о том, что им даровано счастье учиться в советской школе и нужно быть достойными детьми своей страны. И параллелью к образу советской школы дается воспоминание о школе дореволюционной:

10.09. 42. «Я немного видел старую, религиозную школу, получая уроки от муллы, там не было никаких радостей, тяги, увлечения. Помню, как Али (двоюродный брат – прим. авт.) обманул муллу, а благодаря его обману мы не занимались целый день. Помню, как дети старшего возраста (с участием Али) незаметно срезали (видимо, «надрезали» – прим.авт.) палку муллы, ….. при первом ударе палка разлетелась на куски…»

А меньше месяца спустя появляется ностальгическая нотка, густо приправленная канцеляритом:

3.10.42. «Немного скучаю о своем труде. Как мне трудно не видеть уже второй год школьной жизни. Моя сознательная жизнь протекала только в рамках учебы, среди юношей и девушек. Как я любил свой труд, как я дорожил званием советского педагога, как я стремился ежечасно улучшать свою работу, быть полезным для блага народа на культурном фронте. Надеюсь, что после победы опять я стану таким же педагогом, как и вы, по большим фактическим материалам, накопившимся за период войны, которые, безусловно, будут небесполезны в качестве примеров и даже иллюстраций».

А вот любопытный фрагмент, в котором экс-директор Казпедучилища сокрушается о кадровых изменениях в родном коллективе. Здесь упоминаются друзья-педагоги Валиуллин, Холодков, Шиденов, друг и заместитель Кукубаев.

29.01.1943. «Получил письмо от Кукубаева. Бедный, он не написал ничего о себе и жене, о своей жизни и здоровье, а больше всего писал о положении дел в педучилище. Видно, что господствовал произвол нового директора. Как мне интересно узнать, кого же он оставил из старого состава педколлектива. …. Шиденова тоже уволил. Как мне жаль старых педагогов Кукубаева, Валиуллина, Холодкова! Неужели РОНО, РК допустили до того, чтобы не закреплять этих педагогов за педучилищем? Я думаю, что любимчики нов. дир-а по всем качествам не лучше этих. Черт с ним, что хотят, но мне жалко работы, людей, учащихся».

В письмах сорок четвертого и сорок пятого годов несколько раз звучит обеспокоенность деда своим профессиональным будущим:

22.07.44. «Я всё же очень намного отстал от тебя в области педагогики. Почти ничего не читаю, не знаю. Если после войны придется опять взяться за ту же работу, то, пожалуй, необходимо будет самому подучиться. Иначе нельзя. Ты будешь меня учить. Мое приобретение за годы войны тебе ни к чему. Разве в моей работе кое-где может быть будет нужда в примерах, рассказах, различных многообразных сюжетах и картин этих лет».

30.06. 45. «Четыре года я не работал по своей основной специальности. И года тоже прибавляются. Признаюсь, за годы сражения я отстал намного. Если поверишь, сейчас я не смогу прочитывать даже подвальные статьи газет без отрыва. Если я раньше прилично знал новую историю, историю СССР, историю ВКП(б), эк. географию, то теперь многое перезабылось. Что скажешь о моей будущей трудовой деятельности?»

Что писала в ответ на этот серьёзный вопрос бабушка своему «дорогому Сейтжаночке», мы никогда не узнаем, поскольку ее писем сохранилось совсем мало. Зато есть те письма деда, в которых Александра Михайловна, возглавившая коллектив второй средней школы, охарактеризована мужем со слов ее коллег:

«Мария Марковна писала кое-что о тебе. Она тебя обрисовала «богиней» … «Маленький директор с большим умом» … «Она очень хорошо отзывается о вас. Восхваляет тебя. Пишет, что ты очень хорошая, красивая и очень молоденькая, энергичная».

Образу Александры Михайловны (1907-1947), были посвящены небольшие статьи прошлых лет в газетах «Степной маяк» (№1 (139555), 03.01.2008 г.) и «Акмолинские вести» (№11 (214), 19.03.2015 г.). А вот фото из домашнего архива, где она запечатлена с учащимися Кокшетауского казпедучилища, публикуется впервые.

Согласно архивным справкам, А.М. Самсонова проработала в Казпедучилище с августа 1936 по март 1942 года, с перерывом на декретный отпуск. Из ее документов в папке деда почему-то сохранился лишь студенческий билет Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина, физико-математический факультет которого она окончила, две фотографии да пара-тройка писем.

В посланиях, адресованных любимой спутнице жизни, Сейтжан Елеусызов предстает верным патриотом родного языка и казахской культуры. Так, в письме из Мичуринска, где он проходил курсы младших лейтенантов, Сейтжан пишет о патефонной записи Куляш Байсеитовой, родном языке и Абае.

7.VII.43 г. «Вчера был в городе, город мне очень понравился. Отражение войны чувствуется, но это ничего. Идя по улице, услышал родное мне слово, оказывается, передают патефонные записи наших певцов, артистов и др. Присел на лавку, в саду, послушал несколько хороших вещичек в исполнении Байсеитовой, её мужа и других наших артистов. Как хорошо, прямо удовольствие. Поверишь, что я до сих пор ни разу не слышал на своём что-нибудь в области культуры, хотя наши артисты побывали на фронтах, но там меня не было, где были они (…..)…

Найди сборник произведений Абая, ещё несколько хороших книг на моем языке, наших писателей (цельное произведение, а не какой-нибудь сборник) и по возможности пришлешь мне. Очень скучаю, буду читать. Есть опасения, что я могу забыть свой родной язык. Там у вас что делается, я знаю. В моей семье нет ни одного человека, говорящего на моем языке, но это ничего, пусть будет так. Как я приеду, научу кое-кого говорить и на моем языке. Ты не думай, что у меня что-нибудь есть национального (имелось в виду «националистического» – прим.авт.), но знание языков народов, населяющих наш Союз, это очень необходимое и благородное дело. Моё преимущество — это понимание, разговор с народами, родственными нам».

Сейтжан Елеусызов прожил долгую жизнь, осиротев в еще дореволюционный период, пережив тяготы двадцатых-тридцатых, выйдя живым из пекла войны. Его не стало в 1990-м, поэтому ни независимого Казахстана, ни его завоеваний он увидеть не успел.
С. Елеусызов остался в нашей памяти щепетильно-порядочным и гордым человеком. Здоровье, подорванное войной, он поддерживал правильным, размеренным образом жизни. И к запредельным карьерным высотам не рвался, никогда не переступал через собственную совесть и головы окружающих.

Один яркий эпизод из его ранней аульной юности, рассказанный мамой, поддерживает нас, его потомков, в нашем сегодняшнем ощущении собственной правоты, в нашей фамильной модели поведения. Однажды Сейтжан, увидев одного сановитого односельчанина, направился к нему с традиционным приветствием, «салемом». Но тот, смерив сироту высокомерным взглядом, надменно процедил: «Саған сәлем керек пе?» С тех пор Сейтжан ни с кем, кроме родных, не здоровался за руку, ограничиваясь словесным приветствием.

В общении Сейтжан Елеусызов был прост и радушен. Друзья и родственники любили Сейтжана и за его тонкое чувство юмора. Дед всегда ценил печатное слово, не мыслил себя без книги или газеты. В последние годы часто просил читать ему вслух. Среди его внуков и правнуков есть преподаватели, врачи, музыканты, писатели, и в каждом из нас живёт частичка его души.