«Мой город во вселенной знаменит тем, что другим его не заменить…» написал Олжас Сулейменов о своем городе. Этими словами мы горожане также можем сказать и о нашем прекрасном и любимом Кокшетау. В эпической поэме «Кокшетау» Сакена Сейфуллина есть строчки:
«Преданья о ней, о ее чудесах
Нигде не записаны, но на устах.
У старцев-сказителей живы они,
Чтоб знал их и пел о них каждый казах».
Наш город основан в 1824 году, с 1868 года — окружной центр Акмолинской области.
16 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР была создана Кокшетауская область, и Кокшетау стал областным центром. 25 лет назад 7 октября 1993 года Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Казахстан было указано транскрибировать на русском языке город Кокчетав как Кокшетау, а Кокчетавскую область — как Кокшетаускую. Весной 1997 года Кокшетауская область была упразднена, город был лишен статуса областного центра.
А 8 апреля 1999 года, после изменения административного устройства Акмолинской и Северо-Казахстанской областей, Кокшетау стал городом областного значения Акмолинской области, а затем областной центр был перенесен из Астаны в Кокшетау. Да! «…Там Кокшетау расположен. В предгорьях юга и востока, На бреге Копа-озера…». И «оно, словно в малахитовой чаше, сверкает летом своими чистейшими водами», написано в архивных документах.
Неповторим и чудесен облик города, красивые парки, памятники, удобные прогулочные зоны для пешеходов, ровные улицы, многоэтажные дома, стройные ряды ажурных уличных фонарей… об этом пишет в своих стихах поэт Сырым Рахимов:
«…Во тьме фонари, словно гроздья рябины.
Днем небо над крышами, как бирюза.
Газонов и улиц твоих паутины
И окон домов голубые глаза».
С каждым годом улучшается современный облик нашего города, меняется постепенно городской абрис…
«…А воздух чист и свеж, и озеро сверкает…
Жемчужной искоркой слезы простой.
Там люди улыбаются друг другу
И гостю рады, и здоровья всем желают!
Гостеприимный город Кокшетау
Нас приглашает Всех!»
— пишет поэтесса Надежда Фомичева. А Сырым Рахимов:
«Хрустальные звезды, небесные чаши
И месяц, упавший в Копу с высоты.
Я знаю, что где-то места есть и краше,
Но где-то не будет такой красоты».
О любви к Кокшетау, людях, живущих в чудесном городе, писали многие писатели, поэты, историки, краеведы… Как звучны и прекрасны о моем любимом городе слова Сакена Сейфуллина:
«… Кокшетау легенды в народе живут,
И не только певцы о ней песни поют,
Даже звучные ветры, летящие с гор
Шепот древних легенд и преданий несут»…
Поэт Долгамак Оспанов посвятил городу такие прекрасные слова:
«Как книгу, которой еще не читал.
Открыл я когда-то тебя Кокшетау!
Когда б ни вернулся к кварталам твоим,
Читаю впервые, и вновь ты любим.
Еще не родился, еще подрастать
Тому, кому новым творцом твоим стать.
А мне, возвращаясь, читать и читать.
Волшебную книгу — тебя Кокшетау».
Стихотворение «Ғашықпың саған, Кокшетау», сборник «Көкшетау кестелері» поэта и писателя Серика Жетпискалиева — о лучших представителях творческой интеллигенции города, любви и верности Кокшетау. Это звучит и в стихах поэта Срыма Рахимова:
«Я счастлив, что есть Кокшетау на свете.
Мой город, я связан навеки с тобой,
За то, что во мне возродил ты поэта
Своей необычно красивой судьбой».
А сколько мифических представлений о Кокшетау выражено в текстах о древних событиях, которые по преданию определяют красоты природы города. История Кокшетау запечатлена не только в камне, вблизи Бурабая есть, например, роща, которая называется «Танцующие березы». В материале Г.Н. Сакуповой, (старший преподаватель Кокшетауского университета), есть интересные предания о том, что однажды «великий хан, узнав о том, что вокруг Бурабая молодежь проводит время в играх, песнях и танцах, решил увидеть все это своими глазами. И пришел, переодевшись, на поляну. И увидев прекрасное зрелище, воскликнул: — О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго! Заметив хана, кто-то воскликнул: — О, всесильный хан! …Танцующие девушки засуетились, не зная куда деваться, где спрятаться. Так и замерли в танце и остались стоять, превратившись в молодых березок, которые действительно похожи на красивых стройных девушек, кружащихся в вихре веселого и стремительного танца».
Исследования древних текстов повествуют о том, что именно в окрестностях Кокшетау находилась ставка Абылай хана, который внес огромный и значительный вклад в развитие казахского государства.
«Под именем Абылая он оседает в Кокшетау, и ставит свою Белую Орду (так в тексте) на красивейшей поляне на склоне горы Окжетпес и поднимает свое Белое знамя». Позже упоминается как «Поляна Абылай хана».
В материале Г.Н. Сакуповой упоминаются факты — о жырау Шал акын, который внес известный вклад и тоже является исторической и культурной личностью Кокшетау. Родился у горы Азат, на жайляу, у берегов речки Кылшакты в 1748 году. Шал акын певец, острослов, оратор…
Другой акын айтысов Шоже, еще в детстве потерял зрение, прожил долгую жизнь, почти до ста лет. В семь лет ему присвоено звание акына. О его мастерстве и виртуозности говорит тот факт, что он на айтысе побеждает семнадцать акынов. Он оставил потомкам богатое духовное наследие, свой интересный своеобразный след, как композитор. Его песни исполняют до сих пор. Как алмаз в золотой оправе сверкают имена великих акынов родившихся на священной земле нашего Кокшетауского региона — это: Биржан Сал, Акан Серэ, Орынбай, Тезекбай, и многие другие.
…Какие люди! Они сияли своим душевным светом и сияют даже сейчас, хотя их давно нет. Не зря великие писали: «Самое прекрасное для человека — всем созданным тобой служить людям и тогда, когда ты перестаешь существовать». А северо-казахстанский поэт М.М. Кангожин отмечает:
«В любимом, богом данном мне краю,
Веду я родословную свою.
Питают душу мне его земные соки,
Потомкам предков дух передаю».
И вновь Сырым Рахимов:
«Я в стихах воспеваю мой город,
Не затем, чтоб прославить себя,
Потому что душою он молод,
И живу, его просто любя».
Да! «…Красот земных не перечесть. Но не заменят дива эти, Тех мест родных, что в сердце» (Дмитрий Филатов).
Цвети и процветай, мой любимый город Кокшетау, и радуй всех своим красивым ликом, я вечно к тебе иду, «как к истине первоначальной».