О развитии туристского инфраструктурного комплекса региона во время пандемии, о Бурабае рассказал собственному корреспонденту Юридической газеты Президент ОЮЛ «Ассоциации индустрии туризма и отдыха», Почетный работник туризма Республики Казахстан, профессор Шынарбек Батырханов.
— Шынарбек Беркутбаевич, расскажите о индустрии отдыха и туризма нашего региона?
Индустрия отдыха и туризма является одной из приоритетных отраслей экономики. В области функционируют более 500 предприятий сферы туризма. Это: 317объектов размещения, 45 санаторно-курортных учреждений, 178 субъектов придорожного сервиса, 38 турфирм, имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности, 3 государственных национальных природных парка «Кокшетау», «Бурабай», «Буйратау», Коргалжынский государственный природный заповедник, ТОО «Бурабай даму». И что интересно, несмотря на пандемию Бурабай стал популярным местом отдыха среди казахстанцев. Во время карантина здесь работали, перспективы развития есть. Более того, несмотря на строгие карантинные ограничения, внимание к внутреннему туризму растёт. В прошлом году в Бурабае открылись несколько домов отдыха и развлекательно-оздоровительных центров. В курортной зоне впервые появился аквапарк; началось строительство нового туристического городка. Сегодня все туристические объекты в Бурабае работают стабильно. Соблюдая санитарные правила, могут принимать до 80% гостей.
Культурно-исторический сегмент кластера представлен 900 памятниками, большинство из которых находятся под охраной государства и используются при обеспечении экскурсионных программ. В области действуют 73 туристских маршрута, успешно реализуемых туроператорами и внесенных в государственный реестр туристских маршрутов.
Акмолинская область входит в пятерку драйверов развития туризма в Казахстане. Здесь выпускается более 6 % услуг в сфере туризма, сконцентрировано 10 % всех мест размещений (370 из 3 тыс. 592 единиц по республике).За последние 5 лет наблюдалась динамика стабильного роста основных показателей сферы туризма. 2020 год внес свои коррективы в развитие туризма региона.
По предварительным данным органов статистики за 9 месяцев 2020 г. количество обслуженных посетителей по Акмолинской области составило 334 392 человека. Количество мест размещения в Акмолинской области составило 317 единиц, с общей емкостью фонда – 4 993 номеров, при единовременной вместимости 12 797 койко-мест.
Местами размещения оказано услуг на сумму 4,5 млрд. тенге. В разрезе республики по данному показателю Акмолинская область заняла 3 место – 4,5млрд. тенге (Республика Казахстан – 47,4 млрд. тенге), уступив г. Алматы (11,5 млрд. тенге) и г. Нур-Султан (8,0 млрд. тенге).
— Как отразилась пандемия на количество посетителей и что делается для развития туристского инфраструктурного комплекса региона?
К сожалению, в целом, наблюдается снижение количественных показателей вследствие негативного влияния распространения коронавирусной пандемии.В период COVID туристские объекты курортных зон региона вынуждены были осуществлять деятельность в ограничительном формате, в том числе и в летний период (запрет проведения массовых мероприятий, ограничение заполняемости объектов размещения во временном интервале от 50 % до 80 % от проектной вместительности, закрытие внешних границ страны).
Количество обслуженных посетителей местами размещения составило172 879 человек. В разрезе страны по данному показателю Акмолинская область занимает 5 место – 172 879 человек(Республика Казахстан – 2,6 млн. человек), уступив г. Алматы (510 902 человек), Алматинской области (412 178 человек), г. Нур-Султан (279 468 человек) и Восточно-Казахстанской области (265 971 человек).
Надо отметить, что, согласно постановления главного санитарного врача Акмолинской области разрешительные документы (акты готовности) по соблюдению усиленного санитарно-дезинфекционного режима были получены 86 туристскими объектами. Чтобы стабилизировать ситуацию во время карантина была разработана интернет платформа (единая база) для обеспечения пропуска туристов на блок постах курортных зон по фактической брони на период объявленного локдауна (забронировано 20,0 тыс. койко-мест для пропуска туристов). При этом объем инвестиций в основной капитал по направлению использования «Услуги по проживанию и питанию» за 10 месяцев 2020 г. составил 4,6 млрд. тенге, по направлению использования «Искусство, развлечение и отдых» составил 4,5 млрд. тенге. Общий объем инвестиций составил 9,1 млрд. тенге (снижение более чем в 2 раза). Для развития туристского инфраструктурного комплекса региона в прошлом году реализовано 15 проектов на общую сумму инвестиций 4587,5 млн. тенге с созданием 325 рабочих мест. Вот к примеру: многофункциональный комплекс «Променад Бурабай»2-ая очередь («BI-Group», и др. На стадии активной реализации находится еще 7 крупных проектов с созданием 1500 рабочих мест. Несмотря на пандемию в прошлом году году 10 инвестиционных проектов в сфере туризма (ОКЭД «Услуги по проживанию и питанию») получили государственную поддержку в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2025» на общую сумму инвестиций 391,4 млн. тенге.
— Шынарбек Беркутбаевич, а что можете сказать о реализации мероприятий?
Реализация мероприятий в прошедшем году была затруднена по причине отрицательных процессов экономического кризиса, вызванного распространением пандемии. Акиматом Зерендинского района совместно с управлением туризма Акмолинской области разработан План развития Зерендинской курортной зоны до 2025 года. План утвержден на региональном уровне и принят к реализации.
На постоянной основе проводится работа по офлайн продвижению туристского потенциала Акмолинской области в социальных сетях (аккаунты facebook, instagram). По причине ухудшения эпидемиологической ситуации в мире и в соответствии с объявлением пандемии коронавируса COVID-19 Всемирной организации здравоохранения, а также по согласованию с государственными органами РК по представлению МИД РК Главой Государства было поручено отложить или пересмотреть сроки проведения крупных международных мероприятий, запланированных на 2020 год.
В связи с этим реализация концепции событийного туризма «FourSeasons» приостановлена, а также участие местных исполнительных органов и объектов туризма в крупных международных выставках и ярмарках.
В рамках продвижения туристского продукта региона ежедневно в социальных сетях (Instagram, Facebook) размещается рекламный графический контент, направленный на продвижение туристских продуктов Акмолинской области (Instagram страница VisitAqmola насчитывает 6592 подписчика и 1864 публикаций, на странице Facebook1502 подписчиков и 800 публикаций). Ежедневно работает и принимает звонки Call-center. Работает обновленный 3-х язычный (казахский, русский, английский) сайт о туристском потенциале Акмолинской области (www.visitaqmola.kz). В социальных сетях запущен травел проект по продвижению туристской и инвестиционной привлекательности региона– «Неизведанная Акмола», охвативший 5 районов области (Сандыктауский, Атбасарский, Буландынский, Аккольский, район Биржан сал). Также в период чрезвычайного положения ТИЦ «VisitAqmola» совместно со «Smart Aqmola»был размещен рекламный контент (новейшие технологии дополненной реальности – виртуальные 3D-туры). Охват контента включает 50 достопримечательностей по 43 сакральным объектам Акмолинской области (Кокшетау, Бурабай, Зеренда, Сандыктау, Коргалжын). Опубликованы статьи в крупных информационных агентствах РК inbusiness.kz, baigenews.kz и республиканских, региональных газетах «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан», «Акмолинская правда» о пост карантийном периоде для туризма в Акмолинской области. Запушены статьи и реклама о туристских местах региона в бортовом журнале «ASPAN» авиакомпании «SCAT». Все больше казахстанцев обращают взоры на местные красоты. Наше государство создало и создает все условия для развития туризма в Казахстане, и мы можем наслаждаться красотой у себя на Родине.
— Спасибо за интервью.