В редакцию газеты «Кокшетау сегодня»
Уважаемая редакция!
Вашу газету получают и в Северо Казахстанской области, особенно разграничивающие районы с Акмолинской области. Поэтому прощу Вас опубликовать эту статью.
Мне из Германии через Ватсап прислали видеофильм с названием «Во что превратили Чкалово!». Не знал что ответить, просто написал «В нашем обществе из хорошего сделать мусор много ума не требуется». А что еще сказать мне, пенсионеру…
Но вернемся к прошлому. В конце 2009 года в Кокшетауской еженедельной газете «Курс», прочитав статью «Чкалово – место контрастов, или путешествие из Кокшетау в Чкалово», я, как патриот своей малой Родины, сразу же взялся за перо, так как это село является моим родным, где я окончил школу, начал свою трудовую деятельность после окончания института.
Село Чкалово, которое стоит на трассе Кокшетау – Омск, было одним из красивейших, перспективных сел бывшей Кокшетауской области. История села начинается издалека, раньше казахи называли эту местность «Жалмырза», по имени одного из богатых баев, который был похоронен в этих краях. Мне, изучившему историю своего района, есть о чем сказать.
Как известно, Чкаловский район был образован в 1939 году и занимал территорию в 5,1 тыс.кв.м. Здесь до упразднения района проживали представители 20 национальностей, в том числе поляков – 35 процентов, казахов – 29, русских – 13, немцев — 12, украинцев – 7, белорусов – 3 процента и прочие национальности.
Территория района была разделена на 14 сельских округов с административным центром в селе Чкалово с населением 4522 человека.
На территории района функционировало три промышленных предприятия, 18 сельхозпредприятий, 5 хлебоприемных предприятий и несколько крестьянских хозяйств.
Ежегодно сельхозтоваропроизводители района поставляли в среднем до 130 тысяч тонн зерна, до 4-х тысяч тонн мяса и 10-11 тысяч тонн молока.
Если сделать небольшой экскурс в недавнее социальное прошлое района, то в районе действовали 31 школа, 27 дошкольных учреждений, 31 домов культуры и клубов, 34 библиотеки и 31 больничных учреждений.
В районе были зарегистрированы и действовали 5 общественных объединений, национально-культурных центров.
Два раза в неделю тиражом около трех тысяч экземпляров выходила районная газета «Сельские вести» и работало местное телевидение.
Еще одна немаловажная история района. С 1936 года началось переселение на жалмырзынскую землю поляков и немцев, проживавщих на Украине. Переселение велось в принудительном порядке. Они знали только, что поедут в Казахстан. Переселенцы не могли не испытывать тревоги от неизвестного будущего.
Теперь уже мало кто помнит, что села бывшего Чкаловского района, построенные в 1936 году, имели порядковые номера и назывались «точками». Их было тринадцать, т.е от одного до тринадцати – действительно «чертова дюжина». На вопрос: «В каком селе живешь?», можно было услышать ответ: «во втором», «в восьмом». А в качестве мрачной шутки о покойнике говорили, что он переселился «на четырнадцатый».
Непонятно по каким причинам упразднили Чкаловский район ( по чьей инициативе, под каким экономическим обоснованием). Об этом я сразу написал статью в областную газету «Солтүстік Қазақстан» — «Аудан таратылды, бірақ халық орнында ғой…» (Район упразднен, но народ-то на месте). В этой статье я, как экономист, проанализировал упразднение района и не мог найти ответа на вопрос: зачем это нужно было делать? Надо было по-хозяйски заглянуть вперед и подумать о перспективах этой благодатной земли. Нельзя сказать, что так диктует закон рыночной экономики.
Об этой земле, о его людях, можно написать целую монографию. А о перспективах экономики района и финансовых результатах автор этих строк, который занимался экономикой района и руководил целой службой экономистов и бухгалтеров на протяжении более десяти лет, смело может заявить, что Чкаловский район по всем показателям находился бы в первой тройке в области.
В силу ряда обстоятельств многие жители села уехали на свою историческую родину (в Германию, Польшу и Россию), а коренное население – казахи куда поедут? Будут встречать с цветами кандасов (оралманов) на «земле отцов». Я эти строки пишу не с юмором, а с горечью. Перспективного района, обеспечивающего не только себя,но и других: зерном, молоком и мясом, теперь, как модно говорить, обеспечивающего продовольственную безопасность — в один миг не стало.
Увидев видеосюжет (как документальный фильм) хочется процитировать некоторые моменты статьи из газеты «Курс»: «Вот вам и Чкалово – место контрастов. ДК – не ДК, полицейский пункт – не полицейский пункт, библиотека на «буржуйке», пивбар – без пивной стойки, мини-рынки – по сути, магазины, магазины – по сути наверно, ларьки, в акимате без проблем, а в самом селе, как в годы войны – куча брошенных домов, рыдающих пустыми глазницами, сугробы серого от гари снега, в которых сельчане собственноножно, так сказать, протаптывают тропинки».
После этой публикации прошло 15 лет. «Баяғы жартас сол жартас, қаңқ етер түкті байқамас», «Тот утес, так и есть, безмолвно стоит на месте», даже хуже стало. Читаю коментарий к видеосюжету: «Сердце кровью обливается, я здесь родилась, детство, молодость мои прошли, какой был красивый поселок», «Грустно, печально, а ведь Чкалово когда-то гремел и известен до сих пор в разных уголках страны», «Как же больно смотреть на упадок родного села», «Больно это всё видеть, сердце сжимается от боли» и т.д.
Нашими талантливыми людьми в свое время даже сочинен «Чкаловский вальс», которого до сих пор поют (припев):
Есть на свете мест не мало,
Но мне это всех милей.
Наш посёлок с названием Чкалово,
Ты частица души моей.
В то время мне не верилось, и я писал в той статье «Не очень хочется соглашаться с приведенной цитатой, может они были слишком агрессивные в отношении нашего Чкалово в своих первых впечатлениях, но факты — упрямая вещь. И все-таки я верю, что у моего родного района в будущем все экономические и социальные проблемы будут решены, и мой родной край, как и в прошлые годы, будет одним из флагманов экономики Северного Казахстана, где в межнациональном согласии будут жить все национальности нашей страны».
Нет, это было мое благое намерение, надежда на светлое будущее. Но, увы, это была просто мечта. А мечтать не вредно…
Акимом такого крупного села, как Чкалово, должен быть: опытный, эрудированный, авторитетный, хорошо разбирающиеся в рыночных отношениях человек.
Теперь слово за руководством района, даже и области. Это один из примеров, как нынешнее руководство, то есть, чины идут к простому народу.