29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан

От кочевого жилища до высотных домов

Есть интересные строчки о строителях у советского поэта Михаила Балыкина:

«Ах, память, память –
В прошлое окно! …я смотрю
На смелых рук творенье:
Гостиницы, театры и дворцы
И думаю: какое вдохновенье
У вас, строители,
У вас, творцы!
…Гордись талантами,
Строители — поэты пятилетки
Преображают наши города».

Хорошо известно, что наши далекие предки начали строить еще с момента своего зарождения, хотя первые строения и были примитивными, тем не менее, человек всегда стремился иметь свое жилье.

Строителей принято считать представителями одной из самых мирных, созидательных профессий в мире. Они не только возводят новые строительные объекты, но еще и реконструируют, восстанавливают старые.

За последнее время строительная отрасль в нашей стране достигла достаточно мощных темпов развития, и сегодня успешно работает в строительной отрасли экономики огромное количество строительных компаний, успешно обеспечивающих самый широкий и качественный спектр услуг. В своей работе строители всегда стремятся применить самые новые технологии, в строительстве и отделке — оригинальные и перспективные конструкторские решения и разработки. Строят так, чтобы можно было сохранить созданные ими постройки для будущих поколений, обеспечивая их высокое качество.

Строитель — одна из самых почётных профессий. Сколько грандиозных объектов было ими возведено, сколько квадратных метров жилья сдано!

«Одной из древнейших профессий, которая достойно встречает свой праздник, Строители жизни, сколь здесь их Достойных, почетных и важных».

Архивные данные свидетельствуют, что история данного праздника начинается с 1955 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника «Дня строителя» был обозначен этот профессиональный праздник. Впервые строители отметили его во второе воскресенье августа в 1956 году. Появление этого праздника не было случайным, оно готовилось заранее. Вот как его комментировали газеты: «Новым проявлением заботы партии и правительства о строителях является принятое 23 августа 1955 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР «О мерах по дальнейшей индустриализации, улучшению качества и снижению стоимости строительства». Это постановление со всей полнотой и ясностью анализирует состояние строительства, определяет дальнейшие пути широкой индустриализации строительного дела» («Строительная газета», 7 сентября 1955 года).

Любопытно, что многие традиции, заложенные на заре празднования Дня строителя, дошли и до наших дней: и награды к празднику, и торжественные заседания с участием представителей властных структур, и просто застолья, о которых пресса тех лет не упоминает, но которые, без сомнения, имели место быть. Но традиция праздновать широко День строителя все же возрождается. Традиционно к этому дню сдаются новые объекты: школы, больницы, мосты, жилые дома. В этот день проходят различные торжественные встречи строителей, поздравительные концерты для работников данной отрасли с вручением государственных наград лучшим из них и чествованием строителей-ветеранов.

В 1991 году СССР распался, но День строителя по-прежнему продолжали праздновать в России, Казахстане, Армении, Беларуси, Кыргызстане и Узбекистане.

Интересна история зарождения вообще архитектуры и строительства в нашей стране. В конце XIХ-начале XX века завершается формирование основных типов кочевого жилища по функциональным признакам, главный из которых — рождение казахской юрты с ярко выраженным национальным своеобразием и региональными особенностями. «Жилища по своим культурно-бытовым условиям делятся на 4 основные группы: юрта административно-общественного характера ставки, гостевая (конак уй); основная жилая (глава семьи — улкен уй, ак уй, боз уй), обычная юрта отдельной семьи, молодоженов (отауи кюйме); юрта походная (жолым уй, кос, курке, аблайша) и юрты хозяйственно-бытовые (для приготовления пищи и хранения продуктов — ас уй. Таким образом, в кочевом обществе Казахстана архитектурно-художественная мысль развивалась в специфических условиях, была направлена на создание типа жилища, которое было бы легким, прочным, красивым и полезным.

Присоединение Казахстана к России способствовало развитию оседлой формы хозяйствования, приведшему к более интенсивному развитию на фоне «шошалы» (землянок и полуземлянок) наземного, прямоугольного в плане жилища. Наряду с местными типами жилищ, имеющих обычно саманные стены и плоскую кровлю, можно встретить рубленые избы русских переселенцев, украинские мазанки и узбекские жилища».

Переселенцы в нашем Акмолинском регионе, например, в Кокшетау строили себе добротные дома, вырубая примыкающий к озеру сосновый бор. Но строящаяся станица не имела хозяйского вида, не была благоустроенной. Строения не отличались особой архитектурой, размахом и удобствами. Срубленные деревянные дома строились, как правило, из двух комнат с полатями, разделенных темным коридором. Окна вместо стекол затягивались выделанной брюшиной скотины или сухими пленками бычьих пузырей.
В северо-западных районах Казахстана с холодной и продолжительной зимой вырабатывается общее планировочное решение жилой усадьбы, отличающееся компактным размещением всех элементов. Хозяйственные постройки, животноводческие помещения, кладовые для хранения продуктов и инвентаря, объединенные в одно большое строение, примыкали непосредственно к жилому дому. Особенно в конце XIX-начале XX века в плане жилого помещения казахов произошли довольно значительные изменения. Вместо прежней однокамерной избушки у более зажиточной части населения появились двухкомнатные и нередко трех- и четырех комнатные дома. Этот процесс способствовал коренному изменению типа сельского жилища. Новый для Казахстана тип жилых домов, построенных в городах и других населенных пунктах переселенцами из России и перешедшим в оседлость коренным населением края, по архитектурно-функциональным и художественным особенностям можно разделить на четыре вида. Наибольшее распространение получили одноэтажные, в основном 4-5-комнатные с хозяйственными помещениями двора рубленые или кирпичные дома. Второй тип — деревянные строения одно-, двух- смешанной этажности. Третий — 2-этажные городские многокомнатные жилые дома кирпичного стиля. И четвертый — 2-этажное многокомнатное городское жилье стиля «модерн».

Интерес представляют исторические источники о том, что важные общественные здания общегородского значения строились с «высочайшего» указания из российской столицы. Так, например, «в 1795 году в Петропавловске с позволения императрицы Екатерины II в нижнем форштадте была выстроена киргизом Касымовым первая в киргизской степи каменная мечеть». Анализ архитектуры мечетей XIX-начала ХХ века показал, что на фоне некоторой общности архитектурно-пространственного построения наблюдается их региональное отличие».

Наша страница в Фейсбук! Подпишись!

Выявлена типичная общая композиционная схема объемно-планировочной структуры ряда мечетей Северного и Восточного Казахстана. Пример — мечеть Рамазанова (1905 год) в Павлодаре, мечети по ул. С. Муканова (середина XIX века) и ул. Кирова (XIX век) в Петропавловске, мечеть по ул. Урицкого (XIX век) в Кокшетау и другие, входящие в третью группу мечетей Казахстана.
Особое место в архитектуре Казахстана конца XIX века занимает комплекс мечети-медресе. Особый тип мемориально-культового комплекса зданий, возникший со строительством мавзолея-ханаки ходжи Ахмеда Яссауи в XIV веке, повторенный при возведении мавзолея-мечети Али-Ходжа-ата в Туркестане в XV веке, вновь возродился в середине XIX века в селе Баба-ата, а также в 1907 году. С присоединением к России в зодчество Казахстана стали активно проникать традиции русско-европейской архитектуры и градостроительства. Одной из наиболее крупных работ православной культовой архитектуры XVIII века, сохранившихся на территории Казахстана, является Михайло-Архангельский собор в Уральске (1741-1751 годы). В 90-е годы XIX века архитектура культовых зданий христиан Казахстана обогащается: примером служит памятник христианской культовой архитектуры Казахстана — Собор Казанской богородицы в Кызылорде (1890-1896 годы). Таким образом, на примере данного собора виден среднеазиатский — казахстанский тип православных соборов. Церковь, расположенная в северо-восточной нагорной старой части Петропавловска, построенная в 1894 году на средства купца Хлебникова, представляет собой также новую группу церквей, которые возникли в конце XIX века. Особого размаха достигло в данный период строительство в городах Казахстана самых разных типов общественных зданий: административно-управленческого характера, культурно-просветительских, больнично-оздоровительных, зрелищно-развлекательных учреждений, столовых и ресторанов, гостиничных, транспортно-производственных комплексов, большинство из которых ранее были не известно в Казахстане.

Профессиональный праздник День строителя будут отмечать все те, кто так или иначе причастен к строительству — строители, каменщики и плотники, архитекторы и проектировщики, в общем, все работники строительной отрасли и ее ветераны. Нам же со своей стороны остается поздравить всех, кто причастен к такой нужной профессии с Днем строителя, с их праздником и пожелать от всего сердца им всего наилучшего, здоровья, успехов на профессиональном поприще.