От брички до автомобиля

Без движения жизнь — только летаргический сон, — когда-то оставил такие слова великий Жан-Жак Руссо. Об эре зарождения и движения транспорта на Земле можно узнать из исторических данных, которые остались в документах различных архивов мира. Прошли тысячелетия, пока человек не начал создавать машины, способные многократно увеличивать его собственную физическую силу и оставаться притом послушными его воле.

Первой стала паровая машина. Она была изобретена в конце XVII века. Быстро совершенствуясь, соединяясь с различными исполнительными и вспомогательными механизмами, паровой двигатель преобразовал средневековые мастерские и мануфактуры в фабрики и заводы, дал жизнь паровозам, пароходам, локомобилям.

В 1852 году во Франции появилась летательная машина, которую назвали дирижаблем. Спустя тридцать лет русский изобретатель Александр Федорович Можайский установил облегченную паровую машину с тремя воздушно винтовыми двигателями на крылатый аппарат, который назвал самолетом. На полях Англии и Франции в середине XIX века появились колесные сельскохозяйственные машины с паровыми двигателями. Каждая могла соперничать с двумя десятками лошадей.

В 1770 году во Франции построили паровую повозку, способную перевозить груз до трех тонн по дорогам. Чуть позже паровые машины стали заменять лошадей на английских омнибусах.

В 1873 году в Германии создали конструкцию электрической машины-генератора, которая, как вскоре оказалось, может быть легко преобразована в свою противоположность — электрический двигатель.

Слово «автомобиль» означает «самодвижущийся». В наше время автомобиль — самое распространенное средство механического транспорта. Во всем мире насчитывается более 300 млн автомобилей. В России в 80-е гг. ХVIII в. над ее проектом работал известный русский изобретатель И. П. Кулибин. В 1769-1770 гг. французский изобретатель построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 году немецкий изобретатель Карл Бенц построил четырехтактный бензиновый одноцилиндровый двигатель с искровым зажиганием. На стенде он развил 300 оборотов в минуту и показал мощность около 2/3 лошадиной силы.

А откуда же все-таки взялось имя «Мерседес» в широко известной автомобильной марке?

Так звали дочь Э. Елинека, представителя фирмы «Даймлер» во Франции. Коммерсант убедил инженера, что благозвучное слово в названии машины будет способствовать финансовому успеху предприятия. В 1901 году марка «Мерседес» появилась на новой модели Даймлера. А через два десятилетия, когда наследники изобретателей решили объединиться в фирму «Даймлер-Бенц», именем, действительно оказавшимся счастливым, стали называть все автомобили фирмы. Чтобы в марках машин закрепить факт объединения, прибавили к женскому имени, давно уже связанному с фирмой «Даймлер», фамилию другого изобретателя. Так в 1926 году родилась марка «Мерседес-Бенц». Тем не менее, Генри Форда все считают одним из первооткрывателей автомобильной эры.

С 1896 года пошел отсчет истории автомобилестроения в России.

Вошло в историю развития автомобилизма имя Ипполита Романова. Он был электротехником, много и плодотворно работал над созданием аккумуляторов, электродвигателей, электрических железных дорог. Построил машину с электрическим двигателем для городских поездок в 1899 году. В 1879 году русский изобретатель Федор Абрамович Блинов получил патент на созданный им «гусеничный ход». В 1912 году американская фирма «Холт» стала выпускать тракторы на гусеницах и с двигателями внутреннего сгорания. Гусеничный движитель создавался специально для преодоления бездорожных пространств.

Как говорится: «Время — это простор для развития способностей».

Если об истории нашего государства, то шоссейных дорог в Казахстане не было. Грунтовые дороги пересекали практически всю территорию Казахстана. Активизация передвижения по ним происходит со второй половины XVIII века. По времени она совпала с усилением торговли между Россией и Казахстаном. К примеру, в 1745 году между Усть-Каменогорском и Омском была учреждена казенная гоньба, для чего было устроено 5 станций. Содержание почты и ямской повинности в Степи было возложено на казаков. Позднее ее начали исполнять крестьяне. На грунтовых дорогах проезд осуществлялся на лошадях, иногда на верблюдах. Они запрягались в тарантасы, плетеные коробы, телеги и арбы. Основными перевозчиками товаров на грунтовых дорогах были казахи. Были целые семьи, которые специализировались на этом промысле.

Водный транспорт был развит по Иртышу. Если сначала он использовался в военных целях, то по мере хозяйственной колонизации Казахстана перевозки стали приобретать мирный и торговый характер. До XIX века для перевозки грузов использовали коноводки, когда пара лошадей приводила в движение два бортовых колеса. Но быстрота течения на Иртыше не позволяла им двигаться против течения. Поэтому широкого распространения они не получили. В основном коноводки использовались для переправ через реку. Первые паровые суда появились на Иртыше в начале 60-х годов XIX века. Первый пароход прошел из Омска до Семипалатинска в 1862 году. На рубеже XIX-XX веков между Семипалатинском и Тобольском курсировало около 40 пароходов. Постройка их производилась в Тюмени. Главными перевозочными товарами были каменный уголь, хлеб, соль, зелень и продукты скотоводства. Для транспортировки грузов использовались также и плоты, которые двигались от верховьев Иртыша до Омска. Они перевозили арбузы, крупы, рыбу, кедровые орехи, соль, известь, алебастр и охру. Движение на некоторых других реках, в первую очередь на Урале, было запрещено из-за необходимости сохранения рыбных запасов. На других же реках и озерах пароходство из-за мелководья не получило заметного распространения. Морское движение было развито на Каспийском море. Например, между Гурьевом и Астраханью также курсировали пароходы.

(Тобольские губернские ведомости. Тобольск, 1885.)

Если о нашем регионе, то в архивных материалах есть интересные сведения о создании Кокшетауского уездного транспортного отдела. Транспорт — это брички и подводы до 1914 года, которые забирали у крестьян, особенно при колчаковщине, для фронта. В то время в Кокшетау было зарегистрировано до 100 подвод. После гражданской войны, установления советской власти, уездный ревком приступил к организации Уездного транспортно-материального отдела (далее Утрамот) 7 июня 1920 года. Для организации и полноценной работы данного отдела из Петропавловска был командирован член коллегии райтмота Филатов. Была разработана инструкция и форма отчетности, составлен план работы, первым заведующим был назначен Григорий Стешин. В штате числилось пять человек. Сразу отдел приступил к работе, чтобы вести правильный учет, во все волостные ревкомы были направлены запросы о наличии средств передвижения. Основной задачей отдела было — четко исполнять все поручения вышестоящих инстанций, запросы промышленных предприятий, кооперативных объединений и частных лиц. Благодаря хорошо поставленной работе, удалось добиться выполнения планов, и при этом были проведены дополнительные работы. Например, по требованию райтрансотдела перевезено дров 4031/2 пудов саженей, что составляет 37.640 пудов. Отправлено на мельницу, которая находилась в семи верстах от города 1000 пудов пшеницы и т.д. Все усилия транспортно-материального отдела были направлены на подъем на должную высоту работы транспорта Кокшетауского уезда. Об этом констатирует и приказ ревисполкома об обязательной регистрации «перевозочных средств» и введении подводной повинности. В городе создается для активизации работы в этом направлении постоянный «общий обоз» в 35 подвод.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Интерес вызывают сведения о местных перевозках постоянного характера того времени: «Из Кокшетау на водяную мельницу, где расстояние семь верст — пшеницу. Из Зерендинского лесничества в город Кокшетау, расстояние 80 верст — деготь, дрова и другие». По требованию данного отдела выставлялись подводы для перевозки мелких грузов, как например: дегтя, смолы, угля, песка и т.д. Ежегодно из Кокшетауского уезда в Петропавловск, проходило до 10000 подвод. В 1921 году 30 марта состоялось первое объединенное заседание уездной чрезвычайной транспортной комиссии. Участники заседания — Бояр, Каскаробов и др. — заслушали доклад заведующего утрамотом и предложение о необходимости увеличения и создания постоянного транспорта в городе в 100 подвод. В постановлении заседания было отмечено: «выдать утрамоту 10 пудов колесной мази и 250 подков, а особо отличившихся работников поощрить премией в виде спичек (по одной коробке) и пяти фунтов муки, или по одному фунту печеного хлеба». При подготовке города к отопительному сезону проводилась мобилизация подвод, имеющихся у жителей, для вывозки дров с места заготовки на склад «Райкопа». «В случае н подчинения гражданин подлежал аресту и передаче военно-революционному суду».

Транспортный отдел работал с большой нагрузкой, для облегчения крестьянам перевозки открывали питательно-фуражные пункты, кузницы и склады смазочных материалов на протяжении Кокшетау-Петропавловск для проходящих обозов с грузом. Радостным событием была весть о передаче данному отделу первого автомобиля в 1920 году, для этого в Петропавловск был откомандирован Иван Лягошин. Такова вкратце история становления транспортного отдела города Кокшетау. (ГАКО. Ф.63.ОП.1.Д.13.Д.3.Д.5.Д.2).

После войны в 1948 году в городе Кокшетау стал курсировать первый автобус. Маршрут пролегал по ул. К. Маркса до вокзала и обратно. Позже областное автоуправление получило с Горьковского автозавода два комфортабельных автобуса. Один ездил по городу, а второй связал г. Кокшетау с районным центром Володарским. (Газета «Сталинское знамя». 10.10.1948 г).

Весной появились первые такси. В первый рейс выехал водитель Сергей Михайлович Гончаров. Его первой машиной была «Победа», а в 1953 г.
парк получил первые две «Волги», и ему доверили уже новую машину.

Уже в 1956 году протяженность авто-пассажирских линий в городе составила до 20 километров, их обслуживали 12 автобусов, около десятка такси. Когда началось освоение целинных и залежных земель, в городе существовала одна пассажирская линия протяженностью 6 километров, ее обслуживали 2 автобуса, несколько такси. Как говорится: «Можно было ездить на работу, На такси, хоть каждый день».

Ну, а «у кого был достаток скромный Транспорт самый экономный — Это на своих двоих».

Конечно, появление транспорта в то время считалось положительным моментом для горожан — они экономили свое время. Ведь «всякая экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени». Как писали:

Из века прошлого веду автомобиль,
В далёкое и призрачное завтра…
Пусть ржой он красит мир — контрастно метит быль
Дорог моих прописанная карта.

И, как отмечается в официальных источниках в нынешнее время, в Стратегии индустриально-инновационного развития нашего Казахстана в области транспорта ставится задача по максимальному развитию транс-портного потенциала страны. Глобализация экономики страны позволяет развивать международные транспорт¬ные коридоры, которые проходят через территорию Казахстана и, конечно, бу¬дут расширяться в трех приоритетных направлениях:

— Россия, страны Европы и Балтии;

— Китай, Япония и страны Юго-Восточной Азии;

— Республики Средней Азии, Закавказья, Иран и Турция.

Опять же официальные сведения констатируют, что через территорию Казахстана проходят 6 железнодорожных, 6 авто¬мобильных и 72 воздушных коридора.

С приобретением экономического суверенитета республикой резко увеличились объемы международных перевозок, которые раньше выпол-нял «Совтрансавто». Крупными автомагистралями являются:

— трасса Алматы-Урумчи (Китай) протяженностью 1050 км;

— трасса Казахстан-Узбекистан-Туркменистан, которая дает выход к портам Ирана и Турции;

— трасса Казахстан-Кыргызстан-Китай-Пакистан-Индия с выхо¬дом к портам Индийского океана.

Писатель Леонид Леонов писал: «Искусство жить всегда слагалось в основном из умения глядеть вперед». Время не стоит на месте, и «какое счастье мчаться. Боже мой! Спасибо, мой оракул, за предвестье…
Открыл глаза — я в пробке… Мотор парит с моей душою вместе».

А тем временем, «каким-то чудом вынырнув из пробки,
Маршрутка подъезжает к остановке». И, что бы мы делали без транспорта?! Работникам транспорта желаем профессионального успеха и праздничного настроения.