Наша независимость устремлена в будущее на основе масштабной модернизации различных сфер жизни казахстанского общества, в том числе и государственная служба в рамках национальных стратегий и программ «Казахстан-2050», План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
Казахстан с первых дней государственной независимости целенаправленно и поэтапно следует заданному Главой государства курсу для создания эффективных, соответствующих мировым стандартам институтов и механизмов противодействия коррупции на государственной службе.
Так, в Республике Казахстан действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О противодействии коррупции» и «О государственной службе Республики Казахстан», в которых отдельными статьями выведены «антикоррупционные ограничения» и «ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе» государственных служащих.
В соответствии со статьей 13 Закона Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» государственный служащий не вправе:
1) быть депутатом представительного органа;
2) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
3) заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлении коммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, если непосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в его должностные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
4) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
5) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения его служебной деятельности, другое государственное имущество и служебную информацию;
6) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию государственных органов и выполнению должностных обязанностей, включая забастовки;
7) в связи с исполнением должностных полномочий, пользоваться в личных целях услугами граждан и юридических лиц.
Наша страница в Фейсбук! Подпишись!
Государственный служащий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в течение месяца после вступления в государственную должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Копия нотариально засвидетельствованного договора на доверительное управление имуществом представляется государственным служащим в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы.
Государственный служащий имеет право получать доход от имущества, переданного в доверительное управление. Государственные служащие, за исключением членов Правительства Республики Казахстан, Председателя и членов Конституционного Совета Республики Казахстан, вправе передавать в имущественный наем жилища.
Государственный служащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
В соответствии п.5 ст.11 Закона «О противодействии коррупции», супруг (супруга) лица, указанного в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, представляет в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся, как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами.
Согласно п.1 ст.186 Кодекса о налогах и других обязательных платежах (Налоговый кодекс), если иное не установлено настоящей статьей, декларация по индивидуальному подоходному налогу представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, за исключением случаев, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», Уголовно-исполнительным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции».
Так, Департаментом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по Акмолинской области, как уполномоченным органом в сфере государственной службы, на постоянной основе проводится работа по приведению антикоррупционной политики в жизнь.
В настоящее время политика Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции направлена на профилактику нарушений норм антикоррупционного законодательства в государственной службе.
Однако в ходе проведения проверок и профилактических мероприятий Департаментом выявляются нарушения действующего законодательства, что является прямым игнорированием норм законов, регулирующих государственную службу.
К примеру, имеют место факты, когда государственные служащие местных исполнительных органов не сдают декларации по индивидуальному подоходному налогу и имуществу. Более того, и супруги данных государственных служащих также не считают эту процедуру необходимой.
Подписывайся на наш Телеграм-канал! Будь в курсе новостей!
Согласно пункту 1 статьи 274 Кодекса об административных правонарушениях, умышленное непредставление или представление неполных, недостоверных деклараций и сведений о доходах и имуществе, являющихся объектом налогообложения, лицом, занимающим государственную должность, лицом, уволенным с государственной службы по отрицательным мотивам, а равно супругом (супругой) указанных лиц в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, является административным правонарушением.
Кроме того, Департаментом проводится работа и в части установления за государственными служащими наличия либо отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, юридических лиц, филиалов и представительств.
Однако, как показывает практика, некоторыми государственными служащими допускается несоблюдение действующего законодательства.
Так, государственный служащий долю в коммерческой организации, от деятельности которой получал денежный доход, передал лишь спустя 2 года с момента нахождения на государственной службе.
Подобные факты свидетельствуют об отсутствии профилактических мер по недопущению нарушений требований законодательства о государственной службе, антикоррупционного законодательства, Этического кодекса государственных служащих и других нормативных правовых актов в государственных органах, а также отсутствие полного контроля со стороны руководства некоторых государственных органов.