14 августа 2014 года в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан был создан Комитет государственных доходов Министерства финансов РК путем слияний функций налоговых и таможенных органов, а также с передачей ему функций службы экономических расследований от органов финансовой полиции.
Служба органов государственных доходов по праву занимает важное место в обеспечении экономической безопасности страны. Развитие экономики нашей страны, социальная стабильность в обществе, эффективное поступление налоговых и таможенных платежей в государственный бюджет, повышение правовой грамотности и налоговой культуры населения — все это усердная работа сотрудников службы государственных доходов.
— Таукен Темирбекович, с какими результатами Департамент государственных доходов по Акмолинской области встречает ведомственный праздник?
— Объединение трех служб в единый государственный орган обозначено в Послании Главы государства «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» как задача по либерализации налогового и систематизации таможенного администрирования. Это стало отправной точкой на пути нового комплексного подхода к снижению преград для бизнеса и качественному улучшению администрирования доходов.
За первое полугодие текущего года Департамент государственных доходов по Акмолинской области исполнил план по доходам в государственный бюджет на 105,3 %, при прогнозе 73 млрд 793 млн тенге поступило 77 млрд 702 млн тенге, сверх плана обеспечено 3 млрд 909 млн тенге. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступило больше на 23 млрд 624 млн тенге или темп роста составил 143,7%.
На таможенных постах Департамента в различных таможенных процедурах оформлено 4 тыс. 897 деклараций на товары. Из них в режиме экспорта — 2623 декларации, в режиме импорта — 1886 деклараций и прочие процедуры — 388 деклараций на товары. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года наблюдается увеличение экспорта на 782 декларации, а также уменьшение импорта на 229 деклараций.
Службой экономических расследований возмещено ущерба по уголовным делам на сумму 241млн 130 тыс. тенге.
Эти результаты достигнуты благодаря слаженной работе всего коллектива.
— Что делается для улучшения бизнес-климата?
— Оптимальные налоговая и таможенная политики важны для качественного экономического роста и для инвестиционной привлекательности страны. Налоги платят предприятия, предприниматели, граждане.
Уровень удовлетворенности клиентов — это главный индикатор эффективности принимаемых мер. И наш Комитет государственных доходов готов отменить или пересмотреть обязательства и сервисы, препятствующие бизнесу. Например, уже сейчас регистрация индивидуального предпринимателя носит уведомительный характер. Пересмотрена процедура постановки на регистрационный учет в качестве плательщика налога на добавленную стоимость.
Благодаря поправкам в законодательство по налоговому и таможенному администрированию приняты меры по сокращению налоговых проверок, упрощена работа бухгалтеров — сокращено больше половины кодов бюджетной классификации, упрощены формы налоговой отчетности, при экспорте товаров сокращен перечень требуемых таможенными органами документов. И это такой двусторонний процесс — бизнес начинает платить налоги, мы, со своей стороны, упрощаем им процедуры. Комитет государственных доходов придерживается принципа «кто не нарушает, тот не проверяется».
Также мы тесно сотрудничаем с Национальной палатой «Атамекен»Акмолинской области. Проводим круглые столы, на которых обсуждаем вопросы дальнейшего реформирования административных процедур.
С мая этого года при поддержке Национальной Палаты предпринимателей «Атамекен» Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан проводит акцию «Требуй чек — выиграй приз!» Целью акции является воспитание правовой культуры граждан в вопросах защиты собственных интересов как потребителей товаров, работ и услуг. Департамент проводит ежемесячный розыгрыш, а в конце года Комитет разыграет главный приз — автомобиль!
— Какие изменения произошли в налоговом законодательстве?
— Вступивший в начале этого года в силу новый Налоговый кодекс предусматривает изменение идеологии — теперь она направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика и стимулирование для различных секторов экономики и упрощение администрирования.
Для развития малого и среднего бизнеса предусмотрено сохранение действующих специальных налоговых режимов. Снижена налоговая ставка стоимости патента — с двух процентов до одного к объекту налогообложения (за исключением торговой деятельности).
Налоговое администрирование, в том числе стимулирующие и контрольные меры, будут выстроены на основании дифференцированного подхода налогоплательщиков. При низкой степени риска — отсутствие налоговых проверок, возможные послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможность участия в горизонтальном мониторинге и т.д.
В рамках нового Налогового кодекса предусмотрены меры, направленные на снижение налоговых проверок, в частности, пересмотрены основания внеплановых налоговых проверок (основания сокращены с 32 до 12 или на 62 %). На основании лучшего мирового опыта введены новые процедуры — «Горизонтальный мониторинг» и предварительное разъяснение в отношении планируемых сделок с гарантией неприменения штрафных санкций при изменении позиции уполномоченного органа смогут применять налогоплательщики, состоящие на горизонтальном мониторинге и организации, реализующие инвестиционный приоритетный проект.
Дальнейшая цифровизация налогового администрирования также влияет на снижение налоговых проверок.
— Какие новшества произошли в таможенной сфере?
— В Плане нации «100 конкретных шагов» по реализации 5 институциональных реформ предусмотрена реализация 38 шага «Внедрение принципа «Единого окна» при прохождении таможенных процедур экспортерами и импортерами. Развитие системы электронного декларирования (внедрение автоматизированной системы таможенной очистки товаров). Сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки».
В настоящее время в рамках создания системы электронного таможенного декларирования органами государственных доходов республики внедрена автоматизированная система таможенного и налогового администрирования — АСТАНА-1.
Задачами проекта «АСТАНА-1» являются оптимизация таможенной политики и процедур в соответствии с нормами ВТО, международными стандартами и передовой практикой, внедрение системы электронного декларирования, сокращение количества документов для экспорта и импорта и времени их обработки, внедрение передовых методик управления рисками и пост-аудита.
Информационная система «АСТАНА-1» объединила 5 таможенных систем и интегрируется с системами уполномоченных органов, что позволило подавать декларации на товары в электронном виде без бумажного предоставления документов и позволило сократить срок выпуска товаров.
Время на обработку и выпуск деклараций по «зеленому коридору» сейчас составляет не более 1 минуты, следует отметить, что ранее на подобные экспортные процедуры уходило от 45 минут, причем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо было прийти в таможенный орган лично.
Также следует отметить, что допускается заполнение должностным лицом таможенного органа транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство, а также декларации на товары при совершении таможенных операции, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру экспорта.
В дальнейшем данная ИС АСТАНА-1 будет интегрирована с другими информационными системами государственных органов Республики Казахстан по принципу единого окна «Е-окно», что позволит производить таможенное оформление в онлайн-режиме.
— Расскажите, пожалуйста, какая на сегодня ситуация по борьбе с теневой экономикой.
— Всего в текущем году в производстве Службы экономических расследований находились 99 досудебных расследований. В рамках противодействия незаконной реализации подакцизной продукции, из незаконного оборота изъято более 370 тыс. бутылок алкогольной продукции, 3-х тонн спирта и свыше 30 тыс. пачек сигарет, по которым сумма не уплаченных акцизов составила более 90 млн тенге.
Пресечена деятельность группы лиц, организовавших на территории г. Кокшетау незаконный игорный бизнес.
Особое внимание уделяется целевому использованию денежных средств, выделенных в рамках государственных программ, направленных на поддержку безработных, сельхозтоваропроизводителей и строительство социальных объектов.
В текущем году задержаны с поличным две преступные группы, которые занимались выпиской фиктивных счет-фактур без фактического выполнения работ, оказания услуг и отгрузки товаров.
Кроме того, в рамках Модернизации 3.0. проекта «Повышение собираемости налогов» и внедрения новых подходов в деятельность службы экономических расследований из числа сотрудников правоохранительной, налоговой и таможенной службы создана рабочая группа «Fusion Center». Сотрудники, входящие в рабочую группу, взаимодействуют с комитетом финансового мониторинга, оснащены специальной компьютерной техникой, которая имеет прямой доступ к республиканским информационным базам таможенных, налоговых и правоохранительных служб.
Благодаря прямому доступу к информационным базам, проводится, без вмешательства в предпринимательскую деятельность, анализ направленный на выявление незаконных финансовых схем, посредством сопоставления оборотов, коэффициента налоговой нагрузки, численности работников, имущества и другим параметрам. В настоящее время Группой «Fusion Center» выявлены 8 преступлений, по которым сейчас проводятся следственные действия.
Так, несознательный житель нашего города, достоверно зная, что согласно ст.35 Конституции Республики Казахстан уплата законно установленных налогов является долгом и обязанностью каждого, создал организованную преступную группу с целью хищения бюджетных средств и уклонения от уплаты налогов.
Для указанных целей приобрел ТОО и, осознавая противоправность своих намерений и действий, неоднократно перерегистрировал его на различных лиц, менял учредителей и директоров. При этом за период деятельности ТОО товариществу перечислено в рамках государственных закупок более 2 млрд тенге бюджетных средств, из которых им уплачена мизерная часть налогов. На сегодняшний день организатор преступной группы задержан.
— Каковы концептуальные подходы по противодействию коррупции в органах государственных доходах?
— Борьба с коррупцией и верховенство закона — это одна из десяти задач Послания Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», реализация которых направлена на достижение стратегической цели — вхождение Казахстана в число лидеров нового мира.
Одним из сдерживающих факторов, негативно влияющих на развитие нашего государства, является коррупция.
В Казахстане создана и развивается эффективная антикоррупционная система, следует отметить, что данное направление работы Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан определено как приоритетное. Устранение причин и условий для проявлений коррупции, коренная модернизация налоговой и таможенной службы, минимизация «человеческого фактора», максимальное сужение коррупциогенных сфер, обеспечение прозрачности деятельности органов госдоходов являются одними из главных задач, которые решаются сегодня.
Основной упор сделан на действенную профилактику и выявление собственными силами фактов коррупции, следствием чего служит ротация сотрудников, а также очищение системы от скомпрометировавших себя должностных лиц.
По итогам первого полугодия Департаментом государственных доходов самостоятельно выявлены два дискредитирующего проступка, уволен по отрицательным мотивам один работник. С целью расширения нелегального игорного бизнеса и беспрепятственного размещения оборудования в торговых объектах города, сотруднику Департамента было предложено денежное вознаграждение на ежемесячной основе в размере 250 тыс. тенге, о чем он сообщил в Управление внутренней безопасности, в результате проведенных оперативных мероприятий при передаче денежных средств подозреваемые задержаны.
В целом планируется усилить профилактические мероприятия, выявлять дополнительные коррупционные риски, проводить тщательную проверку кандидатов, претендующих на работу, а также проводить сбор и анализ оперативной обстановки в данных направлениях.
Со стороны государства создаются необходимые условия для безукоризненной и добросовестной работы госслужащих.
Важной является цифровизация процессов и услуг при взаимодействии с населением и бизнесом. В частности, граждане должны видеть, как рассматриваются их обращения, и вовремя получать качественные ответы.
Если касаться практических шагов по искоренению коррупции, стоит отметить, что тут рецепты общеизвестны, главный из которых — всеобщее декларирование доходов и расходов.
Население должно это понимать и быть заинтересованным в совместной бескомпромиссной борьбе против коррупции. Самое главное, чтобы общественность была нетерпима к случаям проявления коррупции, люди могли сообщать о них и по всем этим сигналам принимались действенные меры.
— Какие задачи стоят перед органами госдоходов?
— Главная задача органов госдоходов — обеспечение полноты и своевременности поступления налогов, таможенных платежей и других обязательных платежей в бюджет, обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Казахстан, борьба с теневой экономикой.
— Ваши пожелания коллегам в канун праздника.
— Уважаемые сотрудники органов государственнных доходов! Вы вносите достойный вклад в дальнейшее развитие нашей республики, ежедневным кропотливым трудом пополняя бюджет страны.
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, мира, добра, успехов и благополучия!