29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Вторник, 15 октября

Новое в аттестации педагогов

Опубликованы новые Правила аттестации педагогических работников. Что ожидает педагогов, какие изменения внесены в документ, положения которого отразятся на всей его работе: от приоритетов в обучении учащихся до построения собственной траектории развития? Новые правила аттестации имеют ряд преимуществ.

В них учтены интересы как учителей среднего образования, так и педагогов дошкольных организаций, дополнительного образования, специального образования, руководителей и их заместителей.

Одним из важных моментов при оценке деятельности педагога является акцент на качество обучения и воспитания, эффективную организацию и проведение занятий, мероприятий.

Еще один плюс — автоматизация процесса аттестации на базе Национальной платформы непрерывного профессионального развития педагога «Ұстаз». Теперь не надо будет собирать портфолио, вся информация о деятельности педагога будет собрана в его личном кабинете и др.

Педагог будет проходить тестирование только по своему предмету, раньше сдавали по педагогике и методике преподавания.

К тому же при аттестации будут учитываться не только достижения, входящие в перечень мероприятий согласно Приказу № 514 МОН РК, но и мероприятия по утвержденному плану областных управлений образования и районных (городских) отделов образования.

Педагоги, которым до пенсии по возрасту остается не более четырех лет, освобождаются от процедуры аттестации.

Квалификационная категория продлевается на основании заявления педагогов, но не более, чем на два года в следующих случаях:

  • при временной нетрудоспособности при наличии заболеваний, включенных в Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный уполномоченным органом в сфере здравоохранения;
  • после выхода из отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, в том числе для работников, усыновивших (удочеривших) новорожденного ребенка (детей), до достижения им возраста трех лет;
  • лицам, перешедшим в организации образования из уполномоченного органа в области образования, органов управления образованием, методических кабинетов (центров), организаций повышения квалификации педагогов; институтов повышения квалификации;
  • лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и прибывшим в Республику Казахстан из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В случае, если педагогу остается один год до истечения срока действия квалификационной категории, а педагог переходит в другую организацию образования в пределах Республики Казахстан, педагогу на основании заявления срок действия категории продлевается на 1 (один) год с даты издания приказа руководителя организации образования о продлении срока аттестации.

Итак, новая система оценивания работы педагога, построена на принципах, соответствующих современным требованиям, предъявляемым педагогам:

  • справедливость и непредвзятость: объективная оценка деятельности педагога обеспечивает более справедливую и нетенденциозную оценку. Новые правила могут предотвратить субъективное отношение к аттестации и официально установить критерии оценки;
  • оперативная осведомленность: национальная платформа и интегрированные данные позволяют оперативно получать информацию о деятельности педагога;
  • инструмент мониторинга и анализа: новые правила аттестации предоставляют инструменты для мониторинга и анализа деятельности педагога. Это позволяет выявлять проблемные моменты и разрабатывать планы для их устранения, а также выявлять лучшие практики и делиться ими;
  • мотивация к саморазвитию: система аттестации, основанная на процессе преподавания и качестве обучения, может стимулировать педагогов к саморазвитию и повышению своих профессиональных навыков.

Объективная оценка и контроль помогут педагогам идти в ногу с современными требованиями и улучшать свою работу.