Повторная публикация статьи из №20 от 1.06.2017 года
Придумано не мною. Это крылатое выражение принадлежит Герою Социалистического Труда, прославленному бригадиру Акмолинской области Михаиалу Довжику, к глубокому сожалению, ушедшему из нашей жизни несколько лет назад.
На мой взгляд «целинный характер» только закалился на степных ветрах Казахстана, особенно в годы освоения новых земель. В своей статье я попытался только вскрыть его корни, а основы его закладывались еще в детские, даже для многих в довоенные годы. А процесс его становления надо увязывать в тесном единстве с воспитанием чувства патриотизма и укрепления дружбы народов.
Любить Родину нас приучили еще с колыбели в семье, и, безусловно, в школе. А каким образом? Однозначно и не ответишь. Но я не помню, чтобы идеи патриотизма и интернационализма в наши детские годы специально вдалбливали. Это все ненавязчиво и непредвзято прививали нам учителя начальных классов, преподаватели литературы и истории.
Чтение книг сыграло огромную роль в формировании нас как личностей. В первый класс пошел, не зная азбуки. Но что удивительно, «учительница первая моя» научила меня читать за два месяца, и уже в ноябре я записался в городскую детскую библиотеку. А дальше «пошло-поехало!» — в третьем классе стал читателем районной библиотеки для взрослых.
Многие книги произвели на меня неизгладимое впечатление. Например, о знаменитом пограничнике Карацупе. Мы играли в «Карацупу», гоняли «за шпионами» с какой-нибудь дворнягой. Ведь он с верной овчаркой Индусом выловил около 400 нарушителей границы.
И вот спустя 70-75 лет я как бы вновь окунулся в далекое детство: в Кокшетау у Вечного огня однажды читаю на красной стене Героев Советского Союза и что же вижу! — Карацупа Никита Федорович (1910-1994 гг.). Вот это здорово!!! Оказывается, кумир моего детства еще и земляк по целине. Ведь он воспитывался в детском доме им. Ленина в Щучинске и жил со своей матерью в Макинском районе Акмолинской области.
А Аркадий Гайдар? «Школа», «Судьба барабанщика», «Тимур и его команда». Одна лишь «Военная тайна» чего стоит! До сих пор с волнением вспоминаю про подвиг Мальчиша-Кибальчиша, попавшего в плен из-за измены Мальчиша-Плохиша. И он геройски погиб, не выдав Военную тайну. Как же мы ненавидели предателя и Главного Буржуина! И как беззаветно любили Мальчиша-Кибальчиша! При чтении строк: «Плывут пароходы — привет Мальчишу! Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу! А пройдут пионеры — салют Мальчишу!» — не поверите, я плакал.
Мы все стремились походить на него, на Павла Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь», легендарного героя Гражданской войны Чапаева из одноименного романа Фурманова.
Ныне много говорят о защите природы, но они не так уж трогают. А вот слова Маленького принца, простые и понятные каждому мальчишке и девчонке, из сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Я в ответе за мою розу… … есть такое твердое правило — встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету» врезались в наше детское сознание «на всю оставшуюся жизнь».
Поэзия Сергея Есенина была в моей юности практически под запретом. Но, как говорят, «запретный плод сладок». Так мы познакомились с его задушевной лирикой по записям в тетрадках.
Поэт мне особенно близок как земляк. Ведь мои корни ведут от крестьян Рязанщины, неброскую красоту которой поэт, родившийся в селе Константинове на берегах широкой Оки недалеко от Рязани, воспевал с сыновней любовью.
Маяковскому повезло больше, правда, уже после смерти. В ответ на отчаянное письмо близкого ему человека Лили Брик вождю народов — защитить его от нападок недругов и завистников, Сталин начертал на этом же письме: «Маяковский был и остается лучшим поэтом советской эпохи».
Влияние гражданской лирики поэта-трибуна на воспитание нас патриотами-интернационалистами неоспоримо. Судите сами: «Я в восторге от Нью-Йорка города. Но кепчонку не сдеру с виска, у советских собственная гордость: на буржуев смотрим свысока». — «Я земной шар чуть не весь обошел — и жизнь хороша, и жить хорошо. А в нашей буче, боевой кипучей — и того лучше… …Вьется улица — змея. Улица — моя. Дома — мои. Стала оперяться моя кооперация. Бьем грошом. Очень хорошо. Сидите, не совейте в моем Моссовете. Моя милиция — меня бережет».
Так поэт «Во весь голос» гордо выражал свою сопричастность ко всему, что свершалось в его стране: «И я как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое Отечество, республику мою!».
Со студенческой скамьи люблю декламировать со сцены его «Стихи о советском паспорте»: — С каким наслаждением жандармскою кастой я был бы исхлестан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт. Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету. К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту… Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза».
Многие возразят, что не все дети любили читать. Это верно. Но надо принять во внимание и громадное воздействие на детвору кинофильмов. Недаром Ленин называл кино самым всенародным искусством: «Броненосец «Потемкин», «Путевка в жизнь», «Веселые ребята», «Мы из Кронштадта», «Ленин в Октябре», «Три танкиста», «Александр Невский», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Ленин в 1918 году», «Волга-Волга», «Человек с ружьем», навечно запавшие в наши детские сердца.
А «Чапаев»? По воздействию на нас он во многом превосходил свою первооснову — одноименный роман Дмитрия Фурманова. Чапаев был подлинным кумиром, мы днями напролет играли в «Чапаева», на этот фильм бегали по 15-20 раз.
А какие замечательные песни мы тогда распевали! Большинство из них получило «путевку в жизнь» как раз с киноэкрана, доходя до самой гущи людской: «Широка страна моя родная», «А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер… Кто привык за победу бороться, с нами вместе пускай запоет, кто весел, тот смеется, кто хочет, тот добьется, кто ищет, тот всегда найдет».
Песни Дунаевского на слова Лебедева-Кумача были особенно популярны: — Жил на свете капитан. Он объездил много стран. И не раз он бороздил океан. Раз пятнадцать он тонул, погибал среди акул, но ни разу даже глазом не моргнул. Капитан, капитан — улыбнитесь. Ведь улыбка — это флаг корабля. Капитан, капитан — подтянитесь. Только смелым покоряются моря».
А «Марш веселых ребят» из кинофильма «Веселые ребята»? Он буквально заряжал нас своей энергией и жизнерадостностью: «Легко на сердце от песни веселой, она скучать не дает никогда, и любят песню деревни и села, и любят песню большие города. Нам песня строить и жить помогает, она, как друг, и зовет и ведет, и тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет».
А на скольких состоявшихся летчиков при выборе крылатой профессии повлияли такие популярные среди молодежи песни, как «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор… Все выше, все выше и выше…»!
Без сомнения, основы нашего мировоззрения закладывала школа. На мой взгляд, главное воздействие педагоги оказывали на нас каким-то общим для всех гуманизмом. Они нам внушали: «Человек человеку — друг, товарищ и брат», «Помоги ближнему и ближний поможет тебе», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Один за всех и все за одного»… По сути, идеи коллективизма исходили из раннего христианства, буддизма, ислама и других религий. Все эти добрые наставления прорастали в сердце здоровыми всходами. Школа учила патриотизму и интернационализму. Мы не различали людей по цвету кожи и разрезу глаз, а подразделяли всех на хороших и плохих, тружеников и лодырей. Мы благодарны за это нашим воспитателям, за их святой труд. А современным педагогам я желаю почти по-некрасовски: «Сеять разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное весь казахстанский народ!».
Меня возмущает до глубины души, когда советское общество обвиняется в бездуховности. Не считаю нужным даже полемизировать. Прямо скажу: побольше бы той «бездуховности» нынешнему обществу и поменьше порнографии, технологий убийств и изнасилований на экранах и в книгах, апологетики индивидуализма. Тогда среди молодежи и патриотов прибавится.
Да, надо признать, что и террор, и жесткие репрессии были в годы нашего детства, и в очередях мы настоялись вдоволь! Но что удивительно, молодежь верила в завтрашний день, искренне любила великую Родину и была готова к ее защите.
Вот пример из моего детства. Конец июля 1941 года, мы с приятелем стоим у моста. Вдруг видим, идет человек: остановится, что-то запишет и дальше идет. «Наверное, шпион» — подумали мы… «Серега, беги за красноармейцами, а я буду идти вслед». И вот иду, преодолевая страх. Ведь мне уже одиннадцать лет, и я полностью осознавал, что незнакомец за городом может разделаться со мной, как со щенком.
Прошли кладбище, питомник, дошли уже до Вислого леса вдоль Вязовенки — уже полтора километра от города. Ни души! И тут нас догоняют Серега и два красноармейца. Проверили документы — все в порядке. Оказывается, незнакомец не шпион, а военный топограф, и производил съемку берегов речки для сооружения линии обороны. Смешно! Не правда ли?
Несколько лет назад смотрел телепередачу про оборону Сталинграда. Сдавшийся в плен фельдмаршал Паулюс недоумевал: «Почему советские солдаты сражаются до конца даже при тридцатиградусных морозах?». Генерал Шумилов отвечает кратко: «Они защищают Родину». Вот вам зримый результат громадной работы по патриотическому воспитанию в довоенные годы!
Так что целинный характер формировался не на пустом месте. По сути это тот же патриотизм на основе непоколебимой дружбы народов, который в нелегких условиях освоения новых земель закалился, обдуваемый семью ветрами, напоенными ароматом степных трав, заслуженно вписавшийся в историю страны под удачно определенным Довжиком именем «целинный характер».
В заключение статьи хочу отметить, что целинный характер стал уделом не только новоселов-приезжих целинников, но и целинников из старожилов. Были кривотолки, но лично для меня, коренные кокшетауцы, акмолинцы — тоже целинники.
Они с не меньшим трудовым героизмом поднимали целину, экономику, культуру родных мест. Разница между приехавшими и коренными целинниками лишь в том, что новоселы приезжали с котомкой за плечом, не имея семейного очага, а у коренных жителей здесь и свой шанырак над головой, и могилы предков.
Приехав из Москвы по зову сердца в 1955 году, я в течение 62 лет живу в Казахстане, где трудился бок о бок с казахами, немцами, татарами, ингушами, украинцами, поляками, белорусами, мордвинами, чувашами…
Я горжусь, что в 50-ые годы учился в Московской сельхозакадемии имени Тимирязева с такими выдающимися сынами казахского народа, как Герой Социалистического Труда Еркин Ауельбеков и Абдуали Спанов, к тому же — на одном факультете.
По работе в Щучинском районе хорошо был знаком с прославленным водителем автопоездов-тяжелогрузов Героем Социалистического Труда Джамшитом Кожантаевым. Часто встречал его глубокой ночью на Дмитриевском току и удивлялся: когда же он спит? Таким неутомимым тружеником был наш незабвенный Джамшит!
А такие уроженцы земли Бурабая, как Герой Социалистического Труда Василий Филоненко и Антонина Бережная? Про Бережную, ставшую бригадиром женской тракторной бригады еще в годы войны будучи молодой девушкой, я уже писал ранее.
В моем родном совхозе «Златопольский» всеобщим авторитетом пользовался кавалер ордена Ленина Жора Ашимов, как мы ласково называли Жолдангара на русский лад. Среди пяти молочно-товарных ферм лучшим бригадиром был Колтай Бекентаев. Молодой веттехник Савинского отделения Егинбай Абишев успешно справлялся с обязанностями, и мы настойчиво рекомендовали ему поступать в зооветинститут.
Первые три курса он одолел, как и положено, за три года. Затем его выдвинули на должность главного ветврача совхоза им. Фрунзе. Но овцеводческое хозяйство — «это тебе не свиносовхоз»: то окот, то обработка против чесотки, то стрижка овец. Так что последние три курса растянулись на долгие шесть лет.
Какой же силой воли надо было обладать, чтобы не забросить учебу и, спустя девять лет, получить диплом?! Видимо, сказался целинный характер. Агинбаю Абишевичу доверили руководство новым совхозом «Мадениет», который он вывел в передовой. Заслуги ветерана оценили и избрали почетным гражданином Бурабайского района.
Во мне все больше крепнет уверенность, что имея так много замечательных людей коренной национальности, Казахстан не собьется с намеченного пути. И величайшее завоевание отцов и матерей — Дружба народов — будет для их молодых потомков служить верно и на вечные времена путеводной звездой в строительстве родного и процветающего Казахстана.
Тому надежный залог — наш целинный характер, который, видимо, передается по наследству.