У Льва Николаевича Толстого есть рассказ-быль «Филипок» (1875), в котором говорится о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился втайне от родителей отправиться в школу.
«Был мальчик, звали его Филипп.
Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, Филипок, собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи, — и мать оставила его дома.
Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую, отцовскую и пошёл в школу.
Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шёл по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой — большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал.
Вышел мужик, отогнал собак и сказал:
— Куда ты, пострелёнок, один бежишь?
Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе, слышно, гудят голоса ребят. На Филипка нашёл страх: «Что как учитель меня прогонит?» И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит:
— Все учатся, а ты что тут стоишь?
Филипок и пошёл в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали своё, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филипка.
Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил.
— Да ты кто?
Филипок молчал.
— Или ты немой?
Филипок так напугался, что говорить не мог.
— Ну так иди домой, коли говорить не хочешь.
А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка сложи свое имя.
Филипок сказал:
— Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка. Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель засмеялся и сказал:
— Ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу».
Практически через сто лет эта история повторилась в средней школе № 11 города Кокчетава.
В 1971 году в городе Кокчетаве было построено современное 3-х этажное здание для средней школы № 11, в котором она располагается и сейчас. Впервые школа № 11 упоминается в документах за 1945 год. В исполкоме Кокчетавского Совета депутатов трудящихся обнаружен план укомплектования начальной школы № 11 города Кокчетава на 1946 – 1947 учебный год, в котором значится 1 учитель и 18 учащихся. С 1961 – 1962 учебного года школа стала восьмилетней. С 1971-1972 учебного года школа № 11 реорганизована в среднюю.
Из воспоминаний Андрея Керикова: «Одиннадцатая школа располагалась в двух бараках в автогородке: в первом бараке учились до третьего класса; во втором бараке — с третьего по восьмой; а в девятый и десятый классы ходили учиться в школу №13, это в «махмудовском крае», за культпросветучилищем. В 1970 году один из неблагонадежных учеников после очередной не сдачи экзаменов (а в первом бараке находилась учительская) устроил поджёг первого барака. Мы утром приходим в школу, а её нет. Потом вместо сгоревшего корпуса нам выделили другой барак возле автомеханического техникума. Когда я учился в четвёртом классе, школа, которая сейчас существует, строилась совсем рядом, мы на уроках в окна наблюдали за ходом строительства. Наш барак находился на том месте, где сейчас проводят линейки перед школой. Учителя нас пугали: «Кто плохо будет учиться, тех в новую школу не пустят».
Мой брат Владимир, 1962 года рождения, старше меня на 4 года, учился в начальных классах у Дины Васильевны Филатовой, и когда она набирала свой следующий первый класс, мне было еще 6 лет. Она иногда со мной общалась у школы, задавала вопросы, а считать и писать я уже умел. И когда я однажды вошел в ее класс, она ничуть не удивилась, возможно, она сама и предложила мне учиться в ее классе. Так что в школу я пошел сам в сентябре 1972 года без документов. Ходил каждый день, садился за последнюю парту и включался в процесс. Мне все это очень нравилось. Так пролетели три месяца. Но потом кто-то из соседей стал говорить родителям, что слишком рано сын стал ходить в школу, в те годы это было не принято. Одним словом, я не знаю, кто и как принял решение, но школа для меня была закрыта до следующего 1973 года. Переживал это решение взрослых со слезами настоящими, горючими.
Летом 1973 года мои родители, Иван Леонтьевич и Ольга Николаевна Щербинины, уехали в Москву покупать машину и оставили деньги на наше пропитание с братом соседям, определили круг обязанностей по уходу за овощным огородом и курятником, в котором было более 130 птиц. Брату было 11 лет, мне 7. С поставленными задачами мы справлялись замечательно, экономили на обедах, в итоге купили настоящую ГДР-скую железную дорогу и переговорное устройство-рацию в «Детском мире». Все здорово, но родители не возвращались.
Наступило 1 сентября 1973 года. Родители не вернулись. Мой брат Вовка отдал мне свой старый портфель, одежду, в которой я был, не помню. Помню, что мне пришлось надеть сандалики брата, которые мне были большими. Астры для букета я сам нарвал на домашней грядке. Пришли на линейку, брат меня оставил возле деревьев — могучих тополей. Сам же пошел к своему классу.
Шло время, линейка с первоклашками подходила к завершению, и всех нарядных и с праздничным настроением учеников учителя повели в свои классы. Я остался один. Тут я не выдержал и начал реветь. Вовка отбежал от своего класса и потащил меня в школу в крыло начальных классов, чтобы пристроить на время. Все кабинеты были закрыты, только дверь класса Марии Григорьевны Бедусенко была приоткрыта. Она вышла на мои вопли, Вовка ей говорит: «Возьмите его в первый класс, он считать и писать умеет, а мне нужно в свой класс бежать». Мария Григорьевна внимательно осмотрела меня с головы до ног, думаю, что увидела не по размеру сандалики, и строго сказала: «Я возьму тебя, Саша, если учиться будешь на отлично».
«Да, буду, буду! Я хочу в школу!», — уже без слез я вошел в класс. Мария Григорьевна посадила меня за последнюю парту второго ряда, за которой я три года проучился вместе с Игорьком Мясниковым.
Родители благополучно вернулись 2 сентября 1973 года.
И уже после всех этих событий, встречая Вовку где-то на переменках, Мария Григорьевна благодарила его: «Какой же ты молодец, Вова, что привел брата ко мне». Мария Григорьевна была всегда выдержанной, говорила спокойно, но убедительно. Слово, данное Марии Григорьевне — учиться на отлично, я сдержал. А заявление «Прошу принять моего сына в первый класс» моя мама написала, когда мы уже перешли в 4 класс к Анне Степановне Переудиной.
У великих учителей ученики благодарные, на фото: Толстоног Таня, Потлова Таня, Мазаник Таня, Деркачева Люда, Тарасенко Наташа, Пауль Ира, Семенова Лариса;
Бухмиллер Женя, Козлов Женя, Щербинин Саша, Антышева Лена, Мясников Игорь, Роговой Боря;
Свидерская Римма, Калин Булат, Смирнов Вадим, Бедусенко Мария Григорьевна, Хасаншин Роберт, Федин Вася;
Клевцов Гриша, Шевченко Сергей, Богданов Боря, Бургард Юра, Юденков Лева.
Мне удалось поговорить с Марией Григорьевной незадолго до ее ухода из жизни 13 декабря 2014 года. Наш класс она хорошо помнила, интересовалась новостями, нашими достижениями и успехами. Сказала, что «всегда гордилась нами и в школе, когда нас хвалили учителя, и после нашей учебы, когда узнавала что-то новое о нас». Я считаю, что главной заслугой нашей первой школьной учительницы Марии Григорьевны Бедусенко является то, что она научила нас учиться и привила интерес и любовь к учебе — всю жизнь мне интересно учиться, узнавать что-то новое, не стоять на месте, развиваться, двигаться вперед. И то, что у нас такой дружный класс, мы дружим 52 года, тоже заслуга Марии Григорьевны Бедусенко – она научила нас дружить и любить школу. Мария Григорьевна 1 сентября 1973 года повела нас по дороге знаний и открыла нам чудесный мир большой и увлекательной жизни, за что мы ей несказанно благодарны!
Вот такая история! Всех поздравляю с 80-летием родной легендарной одиннадцатой школы! Любите школу, цените школьную дружбу, не забывайте своих учителей. Нынешним школьникам желаю успехов, замечательных результатов и огромного желания учиться и познавать новое!

