29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

Киберспорт — история и реалии

В средствах массовой информации часто встречается понятие «киберспорт». Слово, вызывающее когнитивный диссонанс. Сочетание несочетаемого — «кибер» отсылает нас к технике, электронике, высоким технологиям. И в то же время «спорт» — это драйв, «сверхвозможности» человеческого тела. И более того: на киберспорт даже принимают ставки букмекерские конторы (например ggbet) Как они могут сочетаться — давайте разберёмся.

Для начала стоит напомнить читателю, что спорт — это не только сила, скорость и выносливость. Это еще и интеллект — тактика и стратегия, необходимые в единоборствах или командных видах спорта. Уж не говоря про шахматы и шашки (которые, на минуточку, являются олимпийскими видами!). А чем клавиатура хуже  доски?

Немного истории

Как думаете, в каких годах появился киберспорт? Кто-то скажет, что это явление последнего десятилетия, кто-то — что с начала 21 века. Ну т.е. в эпоху скоростного интернета и мощных микропроцессоров. И насколько удивительно будет узнать, что первый международный турнир прошел в 1972 году? С чем ассоциируются 70-е годы у жителей пост-советского пространства? Ламповые чёрно-белые телевизоры с двумя каналами, магнитофоны, проигрывающие с бобин «Песняров», один-два телефона на подъезд.

Но турнир по игре «Spacewar» прошёл в США. Организатором выступила Лаборатория искусственного интеллекта Стэнфордского университета. 24 игрока сразились в виртуальном пространстве за… годовую подписку на журнал «Rolling Stones». Да, это был не миллионный бюджет банального турнира по, например, футболу. Но это был прецедент.

Дальше — больше

Первая домашняя консоль «Magnavox Odyssey», выпущенная в том же 1972 году, значительно увеличила популярность компьютерных игр. Одним из плюсов консоли была возможность подключения её к обычному телевизору (который на Западе был практически в каждом доме)

Следующим значительным шагом в сфере киберспорта стал выпуск командной сетевой игры «Netrek». Произошло это Через 17 лет, в 1989 году. В основе игры лежал популярный сериал «Star Trek», а участники противоборствующих команд воевали за главенство в Галактике.

Эпоха увлечения космосом, характерного для 70-80 годов, сменилась эпохой геройских боевиков, и в топ игр вышел небезызвестный «Mortal Kombat».

90-е годы захватили шутеры от первого лица. Наиболее известные представители жанра — «Warcraft», «Call of Duty», «Starcraft», «Overwatch» и т.д.

Не в деньгах счастье?

Спешим вас огорчить — нет, не в деньгах. А в возможности их потратить на все, что хочешь. Поэтому следующая стадия развития киберспорта — это финансовая мотивация участников. Ибо «лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби».

Например, проведённый в 2001 году в Сеуле турнир «World Cyber Games» имел призовой фонд 300 тысяч долларов. Неплохо, правда? А турнир в рамках выставки «GamesCom», проведённой в Кёльне в 2011 году, обладал призовым фондом уже в 1.6 миллиона. Но рекорд всё-таки принадлежит турниру по небезызвестной игре «Dota 2» (2021 г.), на котором потратили на призы  47,3 миллионов американских долларов.

Кибер становится спортом

Не смотря на официальные термины — «турнир», «соревнования», «состязания», официальным видом киберспорт стал совсем недавно. Так, впервые в мире киберспорт был анонсирован как полноценная площадка летних Азиатских игр в китайском Ханчжоу (мероприятие запланировано на осень текущего года).

Кстати, казахстанская сборная так же планирует принять участие. 34 игрока из Казахстана будут выступать в 6 дисциплинах:

  • «Dota 2»
  • «Hearthstone»
  • «PUBG MOBILE»
  • «FIFA»
  • «StreetFighter V»
  • «League of Legends».

Пожелаем нашим спортсменам удачи, твёрдой руки и зоркого глаза! Ждём осени!

Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!