С начала 2023 года цены на казахстанскую пшеницу резко снизились, в том числе по причине давления дешевого российского зерна. В апреле Казахстан ввел запрет на ввоз зерна автотранспортом, но поскольку продолжился рост поставок по железной дороге, то решено ограничить и их, введя жесткие меры для борьбы с контрабандой.
Импорт зерна и продуктов перемола стал одной из основных тем совещания, которое прошло в КТЖ с участием всех заинтересованных госорганов и представителей бизнеса. Как сообщил Нуржан Кельбуганов, заместитель руководителя «КТЖ —Грузовые перевозки», в текущем маркетинговом году, с сентября 2022 года по июнь 2023 года, общий рост перевозок зерна по стране вырос на 29%, при этом экспорт увеличился на 33%, а перевозки во внутриреспубликанском сообщении снизилось на 14%, или на 300 тыс. тонн.
Полагаем, что оказывает влияние фактор роста импортных перевозок из России, увеличение которых составила 50% или на 500 тыс. тонн к прошлому году, — сказал Нуржан Кельбуганов. — Последние несколько лет наблюдается увеличение импорта зерна. Только в прошлом году нами было принято 1,5 млн тонн, что говорит о возможном применении недобросовестными грузоотправителями схем скрытого транзита грузов и замещения казахстанского экспортного зерна российским. Данный фактор приводит к потере доходов КТЖ от транзитных перевозок.
В этом году тенденция сохраняется, и только за первое полугодие железные дороги РК перевезли 1 млн тонн импортного зерна. Особенно активный ввоз наблюдается с апреля, когда в целях борьбы с серым импортом запретили поставки автотранспортом. Специалисты считают, что контрабандный поток перетек на железнодорожные перевозки, и сейчас российская пшеница без уплаты транзитного тарифа и прочих сборов идет на границу с Узбекистаном, буквально обрушив экспортные цены. Тем временем в Казахстане несут убытки КТЖ, сельхозпроизводители и трейдеры.
Экспортные цены на зерно валятся, — заявил Алихан Талгатбек, президент Союза зернопереработчиков Казахстана. — Мы делали расчеты: если из России идет официальный экспорт, с уплатой экспортной пошлины и транзитного тарифа, то цена на Сарыагаше будет $280. Если они завезут в Казахстан, уплатят НДС, сделают реэкспорт, заплатят транзитный тариф, то цена будет примерно $260. Мы же сейчас продаем по $220-230, потому что зерно идет без уплаты транзита, идет демпинг. С этим надо бороться кардинально.
Переработчиков под контроль
Предложение выработать системные меры по ужесточению контроля за импортом было поддержано всеми участниками совещания. В этой связи КТЖ обратилось в Минсельхоз с просьбой предоставить список перерабатывающих предприятий-импортеров, с указанием их производственных мощностей и потребностей в зерне. То есть, будет составлен реестр импортеров – птицефабрик, мукомольных и других предприятий, которые закупают российское зерно для своих нужд. Если в результате сверки данных окажется, что покупают они больше, чем требуется для производства, значит, такая компания может быть замешана в схемах скрытого транзита.
Предлагается выстроить схему, при которой КТЖ будет согласовывать планы импортных перевозок в соответствии с предоставленным МСХ списком переработчиков.
В свою очередь Нурлан Оспанов, руководитель Зернового союза Казахстана, напомнил, что запрет на ввоз зерна автотранспортом истекает 10 октября и пока не известно, сможет ли правительство продлить ограничения. К этому времени завершится уборка урожая, и в страну вновь хлынет поток импорта, включая нелегальный. Поэтому задача обеспечить уплату НДС, ведь именно в уходе от данного вида налогов и заключается весь смысл серого импорта.
Мы предлагаем дать выбор импортерам: либо они могут ввозить зерно на лицензированные ХПП, где будет выписана зерновая расписка и в последующем точно уплачен НДС, — сказал Нурлан Оспанов. — Тем, кто не хочет вести на лицензированный элеватор, предоставить другой вариант: вези, куда хочешь, но сделай авансовую уплату НДС на импорт. Нужно проработать данные варианты и понять, насколько реалистично применение таких мер.
Одним из основных механизмов для сохранения конкуренции на экспортных рынках является транзитный тариф КТЖ. Поэтому специалисты проанализируют схемы ухода от него. Например, зерно завозится на действующие предприятия в Казахстане, разными видами транспорта (КамАЗами или железной дорогой) перевозится внутри страны, а затем вывозится за границу, в том числе смешиваясь с казахстанской пшеницей. Необходимо вводить более прозрачные схемы перемещения зерна и привлекать нарушителей к ответственности. Но делать это следует своевременно и точечно, чтобы борьба с контрабандистами не отразилась на всем рынке.
Реэкспорт должен быть наказуем, и при выявлении должен доначисляться тариф, — подчеркнул Алихан Талгатбек. – Но нужно проводить широкую разъяснительную работу, иначе, если вы сейчас начнете делать начисления, то пойдет возмущение среди участников рынка. Об этом надо сейчас объявить, чтобы все понимали последствия.
Свои предложения по контролю за импортом внесла и Национальная ассоциация экспортеров KazGrain. В частности, предлагается рассмотреть возможность запрета экспорта зерна автотранспортом через южные границы Казахстана. При этом на пограничных переходах, через которые проходит импорт зерна, нужно установить электронно-цифровые весы. Тогда будет исключена возможность загрузки в КамАЗы сверх того, что идет по документам.
При активной импортной подпитке, в том числе путем контрабанды, Казахстан не сможет снизить остатки зерна на элеваторах, которые сейчас значительно превышают внутреннюю потребность. Поэтому правительство на ближайшее время ставит задачу максимально упростить экспорт казахстанского зерна. Также данный вопрос на контроле руководства КТЖ, поэтому компания и организовала совещание с участием широкого круга экспертов и представителей госорганов, включая министерства и акиматы.
В преддверии начала перевозок зерна нового урожая национальная компания предложила создать два оперативных штаба. Один из них под председательством МСХ будет проводить не менее одного заседания в месяц для подведения итогов на текущий момент, вести мониторинг остатков зерна на складах и решать другие стратегические задачи. Второй штаб будет действовать в КТЖ и решать оперативные вопросы по непосредственной перевозке зерна.