29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Суббота, 7 сентября

Как погибли холмы, или облик моего города в прошлом и настоящем

«Кокчетав город. Над городом — медленные холмы, и меж них уходят дороги, плавно потухают о даль». Так описывает Анастасия Цветаева, младшая  сестра замечательной  поэтессы Марины Цветаевой город Кокчетав, которая в 60 годы прошлого столетия здесь проживала, куда, как она пишет, ее забросило случайно, но память о котором осталась навсегда. Об этом периоде жизни Анастасия написала повесть — воспоминание, где дает картину города тех времен с его улицами, переулками, площадями, а самое главное описывает окружающий город  холмы, которые напоминают ей далекий Коктебель и Феодосию, где они с сестрой жили 55лет тому назад. 

За прошедшее время облик Кокшетау значительно изменился. Появились широкие  площади. Украсились улицы новым одеянием. На месте  одноэтажных домов выросли современные дворцы из стекла и бетона. Это закономерно, как в любом городе, который растет, приобретает современную архитектурную окраску. Всматриваясь сегодня сквозь призму времени на город, в котором родился, и фактически прошла вся жизнь, чувствуешь динамику его расцвета.

Однако, поднявшись на сопки и окинув его взглядом с высоты птичьего полета, сегодня Анастасия Цветаева многое бы не увидела из того, которым  восхищалась.

Кокшетау строился и расширялся с учетом естественно географического строения территории, особенностью которой являются окружающие сопки . Некоторые из них при строительстве оказались внутри городской зоны. Они стали  вписываться в общий городской ландшафт, придавая ему естественную красоту, чем то напоминая  картину Лермонтова на одноименные стихи «На холмах Грузии печальной».

Одинокий холм стоял до недавнего времени по улице Уалиханова. В своей повести А. Цветаева пишет, « по улице Валиханова, где быстро волшебными стрелами, как во сне, растут асфальтовые тротуары, прерываемые поперечными немощными улицами, какая услада идти и смотреть на чужое жилье, чужие сады, окна лесенки, внутренность дворов». Возможно, она видела и стоящий холм, камни которого вросшие в землю, «в миллион раз увеличенные», напоминали ей скалы у моря.

При реконструкции улицы строители его не тронули,  сохраняя возможно для потомков. Рядом с холмом разместилось старое мещанское кладбище. В большие поминальные дни православные горожане после посещения усопших поднимались на холм, чтобы отдать память своим предкам.

Зимой  он был излюбленным местом развлечения местной детворы, которая лихо каталась  на санках. Проезжая мимо, летом, в вечернее время, часто можно было видеть, как иной аксакал, поднявшись, сидел, погруженный в свои мысли.

Холм стал неотъемлемой частью городского пейзажа. К нему тянулись горожане всех возрастов, одни для развлечений, другие для уединения и раздумий.

Но пришли иные времена. Времена дикого и не обузданного капитализма, когда красота и нравственность стали пороком, а бизнес, помимо обогащения, стал еще и вседозволенностью. Городскими властями холм был продан местному бизнесмену.

Над некогда мирным и тихим холмом заскрежетала всесильная многотонная техника: экскаваторы, землеройные машины. Под ее натиском холм исчез. Щебень, из которого он был сложен,  вывезен и продан  на строительные нужды. На его месте  выросло величественное здание супермаркета, далеко обозримое жителями и приезжими туристами.  Такая же участь постигла сопку в районе десятой школы.

Как напоминание бездарного отношения к естественным красотам города, стоит полуразрушенная сопка в Боровском микрорайоне, на которой некогда студентами сельхозинститута были высажены саженцы берез и сосен, придав ей красоту. Как реликты, на ее разрушенных остатках, они сохранились и сегодня.

Очередными жертвами стали сопки в районе телевизионной вышки. Об  этом сообщали местные газеты, в которых жители города с криком  в душе взывают к местным властям остановить губительный для красоты города процесс  разрушения.

Кокшетау исполнилось 200 лет. Дата историческая, юбилейная, но прошла она тихо незаметно, без пафосных итогов, громких слов и всеобщих городских торжеств. Наверное, есть причины в этом объективные, а возможно, это просто процесс  исторического замалчивания. Хотя итоги на лицо, хорошеют и благоустраиваются улицы, которые украшают современные архитектурные строения из стекла и бетона. Растет духовная жизнь города,  открылись новый храм и мечеть.

С высоких трибун слышны  голоса чиновников с призывом  «Кокшетау – вперед», таков лейтмотив сегодняшних выступлений. Но ведь красоту города передают не только улицы, памятники и стелы, но и окружающая природа, богом данная Кокшетау, которая сегодня гибнет под молчание властей и напором ловких дельцов- бизнесменов.

Сегодня в интернете развернулась дискуссия по поводу нахождения первого православного храма. Архивные материалы не сохранили сведения о точном месте расположения в Кокшетау старого, заложенного казаками и переселенцами, который был снесен в период борьбы за всеобщий атеизм,  но он стоял на сопке. Об этом свидетельствует фотография часовни, построенной на его месте. О ней помнят старожилы города. Но она была разрушена не временем. Там, где стояла часовня, в 50 годы прошлого столетия, был открыт карьер по добыче щебня.  Реликтовые  следы тех далеких разработок сохранились и сегодня. После отработки и вывоза щебня, здесь долгое время проводились военные стрельбища. В обиходе местной детворы он быстро приобрел название, как « солдатский карьер»  Возможно, это был единственный случай, когда была разрушена сопка внутри города, но это было началом процесса разрушения, который сегодня приобрел  широкие масштабы.

Географически территория Кокшетау относится к системе Казахского мелкосопочника, который сложен горными кристаллическими породами. Как известно из энциклопедических  словарей, к недрам  относится часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, доступная для геологического изучения. Щебень, как местный строительный материал, расположенный  ниже этого слоя, по логике должен  считается полезным ископаемым и относится к недрам. Его добыча должна регламентироваться  законом Республики Казахстан о недрах и их использовании. Выкупая в частную собственность сопку, как территорию, владелец выкупает, прежде всего, государственные недра.

Возникает вопрос, как и почему внутри городской зоны Кокшетау идет массовая добыча полезных ископаемых. Говорят, прежде чем строить, надо место расчисть. Только то, что сегодня чистят новоявленные олигархи, является заповедной зоной и красотой города. По большому счету их трудно обвинить в нарушении закона. Зеленый свет для их разрушительной  деятельности  дают органы, которые по своему юридическому статусу  должны контролировать целевое использование земель, экологическую сохранность природных богатств окружающий город, архитектурную целесообразность планируемых строений и многое другое.

«Все начинается с любви к Кокшетау!», такие пафосные слова можно часто слышать от чиновников большого ранга. Только окружающую  красоту  Кокшетау, данную нам природой,  словами не сохранить. Здесь  необходимы совместные благие поступки по ее защите, которых, порою, нам всем так не хватает.

Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!