29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Вторник, 27 февраля

История не терпит белых пятен (продолжение). Легенды, горы, реки…

Культура позволяет по – новому взглянуть на привычные вещи и придать ценность тем территориям, мимо которых мы прошли бы. «Каждое место должно иметь имя собственное, и тогда оно станет твоим». Сакральные памятники Бурабайского района также уникальны и своеобразны.

Гора Болектау, высота 137 метров, если подняться на эту гору, то перед Вами откроется потрясающая панорама. Природа удивительным образом создала настоящую обзорную площадку, будто специально привлекая людей насладиться всей красотой края. С нее открывается вид на озеро Боровое и Большое Чебачье, скалу Жумбактас, гору Окжетпес и Голубой залив.

Гора Болектау завершает горный хребет, протяженностью 38 км, который начинается у города Щучинска. Хребет расположен в форме оковы, внутри которой находится курортная зона Бурабай.

Существует древнее поверье, что причудливые каменные глыбы — это зубы дракона. Давным-давно в Бурабай прилетел огромный дракон, который уничтожал все и всех на своем пути. Жители попрятались в скалах и горах, но дракон догадался об этом и принялся заглядывать в каждую пещеру. В одной из них он нашел большую семью. Обрадовался дракон, да у него на пути встал старший сын этой семьи и отчаянно защищал родных. Дракон был намного больше и сильнее, ударил своим хвостом батыра, а тот из последних сил вонзил меч в горло дракона. Сила, храбрость и любовь поразили дракона насмерть, так и остался он сидеть на горе с открытой пастью
В сказке, созданной природой, как и положено, сбываются желания и происходят чудеса. Именно поэтому люди повязывают ленточки на деревья, загадывая заветные желания.

Есть еще одно поверье, что если, спускаясь с горы, взять с собой камень или веточку, с загаданным желанием донести их до конца маршрута и оставить у подножия горы, желание непременно сбудется.

Интерес представляет Большой Иманаевский родник, который находится в глубине леса, его поиски познакомят туристов с четырьмя каменными верблюдами. Родник напоминает небольшой водопад, особенно весной. Ручей, протяженностью 8 км, берет начало на горе Кокшетау, протекает через гору Бура. В верхнем течении ручей имеет ширину 0,3-0,5 м. Он течет в узком ущелье между основным хребтом и более низкими западными отрогами. Широкими порогами вода каскадом спускается к озеру. Вода в этом роднике очень чистая, и к тому же, лечебная — насыщенная железом, поэтому имеет красноватый оттенок.

Также имеет свою легенду. Двугорбый, чистый как снег, красавец верблюд Бура жил в степях Кокшетау. Могучим, вещим и бессмертным он был. Много веков защищал свой край от врагов Бура. Когда он чувствовал, что приближается джут, или война, превращался в птицу Бура , взлетал на гору Кокше и протяжно оттуда трубил, предупреждая жителей об опасности. Но однажды надменный хан повстречался верблюду. Хохоча, он запустил ядовитую стрелу, которая угодила в самое сердце вещуна. Бура пытался дотянуться до озера, сделать глоток животворной воды. Ручейки крови вместе со слезами сливались в ручей и стекали в разбуженное горем озеро. Ударом острого кинжала хан остановил жизнь верблюда. Огромной горой застыл Бура. Много времени прошло с тех пор, но ручей с красноватой водой так и течет с горы Бурабай.

Впечатление производит и Акылбайский перевал (Акылбай асуы).

Кокшетауская горная гряда состоит из Южного и Северного хребтов, которые сочленяются в средней части характерным понижение в рельефе — перевалом Акылбай асуы. Через этот перевал торговые караваны проходили только в сопровождении Акылбай батыра, иначе они могли заблудиться или стать жертвой дорожных разбойников. Его именем и назван перевал. На вершине перевала в 70-е годы XX столетия было установлено архитектурное сооружение в форме ракушки (Бурабай – жемчужина Казахстана, а жемчужина находится в раковине). Если по лестнице подняться наверх, к Ракушке наблюдается «каменная река», представляющая собой беспорядочное нагромождение валунов диаметром 5-6 метров. С вершины перевала также открывается замечательная панорама гор Кокшетау, Бурабай, Жекебатыр.

Близ озера «Круглое», расположенного рядом с Акылбайским перевалом, находится могила Акылбай батыра. А история такова. В начале 18 в. в урочище Бурабай проживал отважный юноша по имени Акылбай. Звание батыра было дано Акылбаю за то, что он самоотверженно сражался с джунгарами. Поскольку, только он отваживался провожать торговые караваны по перевалу между Кокшетауских гор, то в его честь перевал назван Акылбайским. Аул, расположенный недалеко от перевала, носит имя храброго батыра Акылбая.

Гора Жекебатыр. К югу от горы Бурабай расположился горный массив Жекебатыр, и по-русски люди называют ее «Спящий рыцарь». Эта огромная гора и в самом деле похожа на лежащего воина, со всем его воинским снаряжением. Высота вершины составляет 826 метров над уровнем моря.

Жеке-Батыр — вторая по высоте гора на возвышенности Кокшетау после горы Синюха (947 метров). Склоны «Спящего воина» покрыты сосновым лесом.

Гору называют «спящий воин» из-за сходства очертания вершины с профилем вздремнувшего на посту воина в шлеме, защищающего страну от нашествий. По другой легенде это батыр, одинокий воин, который привык воевать в одиночку. Когда врагов было слишком много, он понял, что не справится один. Чтобы не пропустить противников, воин лег меж скал и застыл в позе спящего рыцаря, тем самым оградив своё поселение от врагов.
Легенда гласит, что в одном из аулов родился и рос джигит необыкновенной природной силы, смелости и отваги. Пока был молод, не особо стремился выделяться их среды сверстников. Веселился, как все, особых забот не зная. А когда возмужал, набрался опыта, стал пристальней всматриваться в окружающее, осмысливать его, то будто пелена упала с глаз. Разглядел он нищету беспросветную, горе народное: аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигала участь рабов, от прежних стоянок и кочевий не оставалось и следа. Не умели жить мирно между собой и сами казахи — враждовали между собой из-за пастбищ, невест… Зависть, корысть, мстительность нередко приводили к кровавым побоищам…

Опечалился молодой Батыр, махнул на все рукой и решил: уйду из аула, добуду счастье и богатство, а затем одарю ими всех сородичей, может быть, тогда они утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами и распрями, обретут покой и радость… Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на верного коня и отправился на край света за счастьем для своего народа… На своем долгом пути он встретил немало доблестных воинов из неведомых, чужедальних краев, которые, как и он, стремились достичь одной цели — добыть счастье для своего народа… Однажды злые силы преградили путь Батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только тогда наконец-то понял, что каким бы храбрым и сильным не был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом, толстыми губами и бородой по пояс.

Высота горы, если считать до острия шлема — 836 метров. Сакен Сейфуллин так описал Спящего рыцаря в поэме «Кокшетау»:

Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов.
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Огромной горою батыр тот стоит.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта «спящий батыр».
Посмотришь; и вправду как будто кто спит.,.
А было батыру лет сорок тогда.
Гора — его тело, скала — голова.
Спит в шлеме батыр. Нос батыровый прям.
А грудь покрывает ему борода.

На северо-востоке аула Первомай Бурабайского района есть огромное озеро «Қараүңгір». Это озеро имеет особенное свойство, на западной стороне озера вода пресная, а на восточной стороне вода соленая. Но это одно озеро. В пресной стороне озера есть рыба, а в соленой стороне – нет. Озеро Қараүңгір прекрасное место отдыха, грязь на берегу соленой стороны озера имеет лечебные свойства. Соленая вода озера лечит различные раны и болячки, а целебная грязь помогает очищать организм. В летний период на озеро приезжает много отдыхающих. На восточном берегу озера есть 50-60 метровый крутой обрыв. Это место в народе называют «Бала құлаған құз» («Утес, с которого упал ребенок»), потому что когда-то с этого места упал и разбился ребенок. По второй легенде в этом живописном месте Қараүңгір располагался предок автора Қара-Қыпшақ Қобыланды батыр.

И конечно наше прекрасное и красивейшее озеро Боровое. Боровое (каз. Бурабай көлі) — одно из озёр Бурабайской группы в восточной части Кокчетавской возвышенности. Все берега озера покрыты хвойным лесом, отсюда название — Бурабай. Историческое название — Аулиеколь в переводе означает «Священное озеро».
Вода прозрачная, и четко видно дно. Водная поверхность озера, в основном, открытая, только вдоль западного и северо-западного побережий имеются заросли тростника и камыша. Дно ровное, с уклоном на север, у берегов песчаное и каменистое, в середине илистое.

Озеро имеет несколько небольших заливов. В северо-западном заливе находится скалистый остров Жумбактас («Сфинкс»), имеющий форму гриба и возвышающийся над водой на 20 м. На берегу этого залива расположена гора Окжетпес (дословно «не долетит стрела», другое неофициальное название «Слоник») высотой около 300 м. Южный, западный и северный берега гранитные, местами возвышающиеся над водой в виде утесов. Восточный берег песчаный, отлогий; близ уреза воды тянется песчаный вал шириной 2-5 м, высотой 1,5 м. Озеро находится на территории Государственного Национального природного парка «Бурабай». Вода в озере, является лечебной, на восточном берегу расположен известный курорт Бурабай (Боровое), а также Музей природы (каз. Табиғат мұражайы)

Одна из многочисленных легенд гласит, что …Бура был молчаливым, замкнутым, напрасно не нарушал покоя степняков. Любил он только гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной или родниковой водой. Но как только беда, джут или война надвигались на родной край или народу грозило какое-нибудь несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рева содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, если это был очередной набег врагов — джунгар, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились с честью встретить грянувшую беду…

Народ почитал, боготворил Буру, берег его от дурного глаза, ядовитой стрелы, освобождал его от всяких мирских забот. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный джигит — сын хана — Ка-сым. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза перед свитой себе подобных, он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокому джигиту были отрадны предсмертные муки и страдания верблюда: хохоча, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову, глаза, живот умирающего Буры. Верблюд гневно выл, предвещая горе и несчастья своему обидчику…

Кровь и слезы верблюда сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее, разбуженное горем озеро. Трубя, Бура полз к воде из последних сил, чтобы глотнуть животворной влаги, но безжалостный Касым, хохоча, воткнул в тело верблюда кривой, острый кинжал. Бура не дополз до кромки берега, умер, превратился в камень, и нарек народ этот камень Бура. А народ и поныне эту гору, и озеро зовет Бурабай.

Пещера Кенесары находится на южном берегу озера Боровое (Аулиеколь) в 6 км от санатория Окжетпес на середине небольшого скального возвышения. По каменным ступеням легко дойти до входа в пещеру. Площадь пещеры никак не меньше, чем у восьмиканатной юрты. Сверху, как в юрте, шанырак (свод). Перед пещерой большая площадка, откуда, хорошо видна панорама озера. На пещере установлена мемориальная доска со стихами Магжана Жумабаева.

Сол түні сонау үнгір тау ішінде
Қабағын қарс жасып кене ойлайды
Қаналған қазағына жол таппаққа
Жүрегі тілім-тілім тіле ойлайды.

В эту ночь в пещере среди гор (Задумался Кенесары Хан) о судьбе своего народа. Внук Абылай хана, сын султана Касыма Аблайханова, Кенесары Касымов родился и вырос в семье, игравшей почти столетие руководящую роль в политической жизни казахов Среднего жуза. Кенесары родился в 1802 году в урочище Бурабай. Он с детства научился верховой езде и меткой стрельбе. Он страстно любил охоту на диких зверей, водившихся в урочище. Нередко со своей дружиной, после удачной охоты, на ночлег останавливался у подножья сопки, на которой находилась пещера, поэтому эта пещера и стала называться «Кенесары унгиры». Кенесары участвовал в восстании 1825 года, поднятым старшим братом Саржаном.

Историк Смирнов, характеризуя его зрелые годы, писал:»Красиво одетый в бархатный бешмет с полковничьими эполетами на плечах, со знаменосцами позади, Кенесары всегда скакал впереди своих воинов».

Непосредственному выступлению Кенесары в 1837 году предшествовал ряд его попыток убедить царское правительство отказаться от постройки системы укреплений в Кокшетау и Акмолинске. В 1842 году Кенесары переходит в районы Старшего жуза, чтобы продолжать борьбу с Кокандским Ханством и отвоевать у Коканда казахские земли.

В 1847 году Кенесары вторгся в пределы Киргизии, где он погиб летом этого же года.

Имеют свою историю и трон Абылайхана и поляна Абылайхана. Монументальная скульптура — стелла великому Абылай хану установлена в 1991 году в честь его 280-летия. Об Абылае казахский народ сохранил множество легенд, сказаний и поэм. Этот край был владением Абылая. Эти природные крепости Абылай использовал для защиты от врагов. Тогда неприятель нападал обычно только летом, и все летние месяцы ханская орда находилась в лесу на поляне возле скалы Окжетпес. На вершине пика днем и ночью дежурил наблюдатель, чтобы нападение не застало ставку врасплох. Казахи так и назвали поляну – поляной Абылая. Это очень популярное место среди туристов, посещающих курорт. Выше от стеллы Абылай хану, в 120 метрах у подножия г.Кокше есть священное место для казахов, естественный гранитный трон Абылай хана.

О хане Абылае — хане Среднего жуза народ сложил и сохранил в немеркнущей памяти множество легенд, сказаний и поэм… Естественный гранитный трон Абылай хана и поляна Абылай хана — уникальный памятник живой природы, которая характеризуется особым микроклиматом. Здесь наблюдается особая активность солнечного сияния, обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием которых организм человека «омолаживается»…

…По преданию, представители крупных родов Среднего жуза усадили табунщика Сабалака, по происхождению Абильмансура — внука грозного Абылая, на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили своим ханом. И стал он именовать себя ханом Абылаем. Роды Атыгай и Карауыл отдали ему в жены шесть самых красивых девушек и поставили шесть белых юрт.

Духом — покровителем Абылая был желтый верблюд. Считалось, что если верблюд лежит на дороге, ведущей к месту сражения головой вперед, то Абылая ждет победа над врагами, если наоборот — жди неудачи в походе или поражения…

Восхищает и удивляет людей и «Роща танцующих берез», остатки которой еще сохранились на северном берегу Боровского озера (Аулиеколь). Березы искривлялись от самой земли… Почернелые, в уродливых наростах, они нелепо изгибали стволы из стороны в сторону, то низко кланяясь, то извиваясь изломанной спиралью, коряво виляя, ползли вверх в небо, точно пьяные сгорбленные змеи, зачарованные навек какою-то дикой музыкой. А наверху распускали зеленые плакучие кроны, но никто их не замечал, завораживали извивы древесных стволов. Эта роща — излюбленное место отдыха туристов и жителей поселка.

Здесь люди купались, загорали, отдыхали на траве в прохладной зеленой роще, наблюдая за извивами старых деревьев и воображая, что березы танцуют. Люди здесь были всегда веселые. Это настраивало всю округу на легкий праздничный лад, и вовсе не удивительно, что в общем веселье березы не удержались и пустились в пляс. Вот, поэтому, и назвали рощу «танцующим лесом». Но редко кто задавался вопросом, по какой же причине начался этот странный в природе танец, почему березки так отличаются от своих белоствольных родных сестер, которые растут в густом лесу. Все дело в сильном ветре, который со свистом гнул молодые деревца, и обильных сугробах, под тяжестью которых деревца изгибались и перезимовывали, спасаясь от сильных морозов, а после таяния снега снова выпрямлялись и росли вверх…

А в древней легенде говорится: Молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже, была сплошь из любителей искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть игры. Пойти туда можно тайно, без шума, иначе молодежь будет неискренней, и игры будут без обычной естественности и простоты.

Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого джигита, в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном джигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие, и веселье разгорелось вовсю. Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище. Увлекшись искусством, хан, помимо воли, воскликнул:

— О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!

Заметив хана, кто-то воскликнул: — О, всесильный хан!

Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями: — О, всесильный хан!

Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодые березки. Сегодня все, приезжающие в Бурабай, с восторгом любуются «танцующими березками». Они действительно похожи на красивых стройных девушек, кружащихся в вихре веселого и стремительного танца.

Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык — «не долетит стрела»). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она — украшение берега озера Аулиеколь (Борового). Об этой скале, было сложено более шестнадцати легенд, и сказаний. При написании своей широко известной поэмы «Кокшетау» поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. О скале Окжетпес наиболее известны в народе сохранилось три легенды.

Первая свидетельствует о том, что Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство… Грозный хан Среднего жуза — Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, на ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным…

Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно — кому отдать плененную юную красавицу калмычку? Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.

Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы — калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.

Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:

— Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!.. Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка…

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов, и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы…

Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в своей юной жизни — бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)…

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился жумбактас — скала — загадка, или как ее еще очень часто называют, — Сфинкс.

Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой… Некоторые же связывают облик этой скалы не с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде ближе к сути, поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение… Если со стороны озера всмотреться на ухо «Слона», вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

Легенда 2. Давным-давно это было. Жил-был у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.

— Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, — заявила она отцу.
— Что ты говоришь? — возмутился бай. — Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, — сказал он в гневе.

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании, и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:

— Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову…

Попытки джигитов оказались напрасными — ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия… Тогда дочь опять обратилась к отцу:

— Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.

— Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, — благосклонно согласился бай.

Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:

— Отец, — сказала она, — голову Касыма ты всегда успеешь отрубить… Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз…

Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.

Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный, как серебряный колокольчик, звенел он, разливаясь над горами, над озерами, над лесами. Это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.

Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:

— Зачем ты забралась на вершину горы?
— Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, — ответила она ему…

Помимо этих двух широкоизвестных в народе легенд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:

…В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется…

И легенда 3. До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпесом, т.е. «Не долетит стрела». Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.

Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недруги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.

Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку «Поляной Абылай-хана». Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными — безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен — это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.

— О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.

И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

В северной части озера Боровое (Аулиеколь) между отрогами Кокше и Темиртау глубоко в берег вдается залив. Посредине залива — каменный остров — нагромождение выветрившихся матрасовидных пластов гранита. Скала эта — Жумбактас (Камень — загадка) напоминает то ли таинственного Сфинкса с застывшими бесстрастными чертами, то ли задумчивого юношу с развевающейся по ветру копной волос. Это все зависит от фантазии и воображения человека. Если идти от кордона к поляне Аблай Хана, то вначале от кордона, взобравшись повыше, мы увидим сверху профиль персонажа мультфильма Чебурашку, далее от лодочной станции — профиль красивой молодой девушки. Если медленно идти вдоль, то профиль молодой девушки превращается в профиль старушки, а если подплыть к нему со стороны санатория «Окжетпес», то можно разглядеть морду загадочного зверя (Сфинкс). В одной из легенд про Окжетпес говорится, что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпеса.

Легенда гласит, что в старое, старое время жил один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна единственная дочь. И была она красивой и статной. К тому же умная и мастерица на все руки. Родители в ней души не чаяли. Отец мечтал выдать ее замуж только за хана или бия (судью). Однажды в этот аул приезжает великолепный джигит: и лицом красивый и певец благозвучный, и мастер игры на домбыре — настоящий султан среди жигитов. И старые и молодые, захлебываясь, рассказывали об искусстве гостя. Жигит и дочь бая встретились и с первого взгляда влюбились друг в друга. Но разве бай согласится на их брак? Зная это, молодые решают уехать из аула подальше, где их не найдут лазутчики бая. Они оседлали двух аргымаков и под покровом темноты сбежали из аула. Прошло много дней и ночей, пока они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. Это были окрестности Бурабая.

На берегу Аулиеколя, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш. Жигит построил лодку и молодые на ней скользили по водной глади. Затем они присмотрели красивый залив в северной части озера и стали все чаще отдыхать здесь под сенью молодых берез, елей. Потому ли, что залив всегда находится в тени Бурабая, или здесь вода особенная, такая прозрачная, что видно дно и голубое-голубое весеннее небо. Поэтому наши предки называли этот залив Когильдир колтык (Голубой залив). Влюбленные молодые катались здесь, любуясь прозрачной водой, стаями рыб, грациозностью и верностью лебедей. Как пара неразлучных лебедей, они проводили счастливые дни медового месяца. А в это время ее братья искали свою сестру, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с однолошадным бедняком без рода и племени, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Условия его были суровыми: убить похитителя и вернуть дочь.

Прошло немало дней, и ищейки бая напали на след беглецов и чуть не схватили их. Молодые первыми увидели ищеек и, захватив кое-что, бросились к лодке. Погоня, упустив их, осталась ни с чем, но уходить не собиралась. Указ бая был суровым, и они начали следить за своими жертвами. Зная, что лодка с молодыми часто заходит в залив, они засели в сени деревьев и стали ждать. Молодые влюбленные не подозревали о коварстве врага. Однажды они подплыли слишком близко к берегу, и братья девушки не упустили свой шанс. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце влюбленного. Жигит упал в воду, обагрив ее своей кровью. Девушка, потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень. Всевышний, видя ее искреннее безмерное горе, выполняет ее просьбу.
Позже наши предки назвали эту скалу Жумбактас.

И действительно, скала загадочная. Если посмотреть на скалу с одной стороны, она напоминает лодку, если посмотреть с другой — это настоящая девушка с развевающимися на ветру волосами. А если проехать еще немного и посмотреть на скалу в другом ракурсе, то увидишь старую сгорбленную старуху.

(Подготовлен по материалам историко – краеведческого музея области и собственных исследовании).