Археология — раздел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества. И, так же как и у истории – это научное познание прошлого. Слово «археология» состоит из двух греческих слов: «археос» — «древний» и «логос» — «слово», «наука».
Для школьного педагога история – это один из предметов школьного курса, который дает большой простор ему для внеклассной работы с учащимися. Посещение музеев, исторические экскурсии, создание силами учеников школьных музеев различной тематики (исторические, этнографические, краеведческие и т.д.), все это дает углубленные дополнительные знания. И, одним из самых эффективных способов внешкольной работы по истории можно считать участие детей в археологических исследованиях и экспедициях.
Самостоятельная исследовательская работа учащихся в рамках археологической экспедиции способствует развитию любознательности, творческой познавательной инициативы. Ребята становятся не потребителями готовой информации, а участниками творческого процесса, самостоятельно «добывают» исторические знания. Именно археологические источники в силу их наглядности, осязаемости и вместе с тем загадочности, вызывают у школьников наибольший интерес. И в лучшем случае школьники занимаются археологией в системе дополнительного образования.
С 6 июня прошлого года были начаты охранно-спасательные работы на территории близ села Кеноткель Зерендинского района КГУ «Центром по охране и использованию историко-культурного наследия». Основная цель археологических раскопок – это изучение главным образом древних погребений или остатков древних поселений.
Как отмечают археологи, сначала при археологических раскопках изучается культурный слой (а в погребениях курганная насыпь и заполнение могильной ямы), сооружения, находки, а также кости людей и животных, остатки растений, зерна и т. п. Все изучения земляных напластований и насыпей составляет археологическую стратиграфию.
Стратиграфические наблюдения позволяют ответить на вопросы о порядке и взаимосвязи слоев и сооружений, об их относительной датировке, о времени и размерах встречающихся перекопов или ограблений могил. При раскопах поселений принимаются необходимые меры по консервации найденных предметов. Полное раскрытие исследуемого поселения даёт материал для восстановления его прошлой жизни, а исследование погребений позволяет решать вопросы антропологического состава, этногенеза, хозяйства,
идеологии, общественного строя. Открытия археологов позволяют реконструировать историческую картину жизни многих народов в период первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального общества.
Археологические раскопки включают в себя: вскрытие, расчистку и фиксацию археологических комплексов и артефактов.
В областной археологической экспедиции «Қазыналы қазба – ұлт құндылығы» при данном Центре участвуют студенты исторического факульета КУ им.Ш.Уалиханова, КУ им.А.Мырзахметова. А так же члены школьного краеведческого, историко-археологического клуба «Номад» образованного на базе Запорожской средней школы Жаксынского района, руководитель клуба – Байдусенов Е.Р.; члены клуба «Алаш» при Зерендинской средней школе, руководители Нурсеитов Т.О. и Амиржанов А.К.; учащиеся Исаковской общеобразовательной школы Зерендинского района; учащиеся СШ №18 им.С.Жунусова г.Кокшетау, руководитель -учитель истории Аубакиров А.
Охранно-спасательные работы на археологических обьектах эпохи бронзового и раннего железного века близ села Кеноткель Зерендинского района проводится под руководством старшего преподавателя, докторанта PhDКУ им.Ш.Уалиханова – Уалиева Талапкера.
Данный образовательный проект предполагает летнюю полевую школу по обучению технике ведения археологических раскопок и обучение, то есть участие детей в исторической реконструкции, в оживлении истории.
Основной целью археологической экспедиции является выявление одаренных школьников, обладающих нестандартным творческим мышлением, склонных к творческой и исследовательской работе, поддержка и дальнейшее развитие их научных и проектных изысканий.
Во время раскопок проводимых на курганах были найдены керамические сосуды, датируемые бронзовым веком. Раскопки продолжаются, надеемся что найдутся не менее еще интересные и ценные артефакты.
(Материал подготовлен по информации КГУ «Центра по охране и использованию историко-культурного наследия»).