Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемый Кайрат Пернешович!
Во все времена хорошие хозяева готовили «сани летом, а телегу зимой».
Разговор сегодня, в очередной раз, пойдёт о выполнении поручения Главы государства о принятии упреждающих мер по недопущению чрезвычайных ситуаций в регионах страны.
Считаем крайне важным рассмотрение этого вопроса в период работы над проектом нового бюджета.
Обращаемся к Вам, так как ответы ряда профильных министерств на наши запросы не сопровождаются принятием необходимых мер. Ежегодные заверения руководителей соответствующих республиканских структур, местных органов власти на отчётах в правительстве о том, что «всё под контролем», ретуширование действительного положения дел доводят проблемы до хронического состояния, усложняют их устранение. Запоздалая активность по следам происшествий теряет актуальность, влечёт большие затраты из бюджетов разных уровней, и даже трагические потери.
Командировки в регионы, а также письма жителей с мест свидетельствуют, что нежданных катаклизмов у нас может быть гораздо больше, чем прогнозируется в официальных отчётах. Многие из них вполне разрешимы.
В качестве примера приводим проблемы Селетинского водохранилища Акмолинской области.
Комиссионный анализ подтвердил аварийное состояние ГТС. Введённое в 1966 году оно осталось без должного внимания со стороны уполномоченных государственных органов. Ремонтные работы, начатые в 2012 году, не доведены до конца по причине прекращения финансирования. Проектно-сметная документация устарела и требует дополнительных затрат на корректировку. Вызывают сомнение целевое и качественное использование 21 миллиона тенге из республиканского бюджета, выделенные на ремонт ГТС в 2016 году: в негодном состоянии боковые Р-образные резиновые уплотнители сегментных затворов и металлические пластины, оторваны нижние деревянные брусья, предназначенные для зажима их, деформированы боковые металлические планки сегментных затворов, наблюдается большая протечка воды в нижний бьеф (от 200 до 500 тысяч кубометров в сутки).
Прорыв водохранилища может полностью лишить единственного источника питьевой и технической воды город Степногорск, где сосредоточены многие промышленные предприятия. В зоне подтопления находится ряд населённых пунктов Акмолинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей. Возможный ущерб для экономики страны даже представить сложно.
Управление специализированной службы охраны Акмолинской области, призванное поддерживать порядок в охраняемой зоне, работает крайне неэффективно. Браконьерство обрело массовый характер. В чистой питьевой воде уже не водятся раки, на стадии исчезновения и рыба. Со слов жителей, в течение многих лет производился отлов их, как правило, китайскими сетями, запрещёнными в Республике. Всплывает непраздный вопрос: кто выдавал им лицензии? Водохранилище стало местом постоянного водопоя скота из окрестных сёл, что повышает риск распространения заболеваний среди населения.
В связи с этим, просим Вас:
1. Рассмотреть вопрос о мерах, принимаемых министерствами и ведомствами, местными органами власти по предупреждению аварийных ситуаций природного и техногенного характера в период паводка 2019 года. Определить персонально ответственных за эту работу. При работе с бюджетом предусмотреть необходимые средства для устранения проблем на самых опасных участках.
2. Учитывая значение Селетинского водохранилища для населения города Степногорска и экономики страны, поручить соответствующим министерствам и ведомствам принять необходимые превентивные меры по предотвращению реально существующей опасности.
3. Отказаться от практики косметических ремонтных работ на объекте. Привлечь научные учреждений, практиков из специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии, для полного технического обследования ГТС, в том числе подводной части его, защитных дамб, предусмотреть устройство обводного канала в русло реки Селеты для защиты тела ГТС в случаях залпового прихода талых вод и набора воды выше проектной мощности, определить реальную сумму необходимых затрат, на основе которой произвести очередную корректировку ПСД, наметить этапы и конечные сроки реализации проекта.
4. Совместно с Генеральной Прокуратурой, другими компетентными органами проверить целевое использование средств, выделенных в 2016 году, и качество проведённых работ. Выявить причины уменьшения в разы раков и рыбных ресурсов различных видов в водохранилище, определить меру ответственности уполномоченных органов за выдачу лицензий, бездействие по отношению к браконьерам. Рассмотреть вопрос о создании Дорожной карты по зарыблению водоёма, запретить промысловый лов рыбы на определённый срок.
5. В соответствии с требованиями санитарных правил по зонам водохранилищ, во избежание заражения населения через питьевую воду опасными заболеваниями, установить ограждение, препятствующее подходу животных к водной акватории, повысить эффективность работы охранных учреждений.
Ответ о принятых мерах просим дать в соответствии с действующим законодательством.
Члены фракции «Народные коммунисты»:
Сыздыков Т. И., Ахметбеков Ж. А., Баймаханова Г. А., Конуров А. О., Косарев В. Б., Магеррамов М. М., Смирнова И. А.