Хорошую новость прислал на днях мой старый товарищ и однодумец, офицер в отставке Комитета национальной безопасности Марат Есенжанов. В том его сообщении есть и фото памятного камня, установленного у аула Шабакбай (сейчас-Жанасу) по дороге в соседнее село Шукурколь в СКО. На мраморной плите – имена известных в стране и за ее пределами бывших жителей аула, ушедших отсюда в большую жизнь и много сделавших для благополучия родного края, благословенной земли Айыртау, развития экономики республики, в том числе независимого Казахстана. С ними ушла целая эпоха…
«В пятнадцать лет я навсегда оставил порог родного дома»
Я дважды приезжал в этот аул. Первый раз в 1980–м году с Байкеном Ашимовым, Председателем Совета Министров КазССР, Героем Социалистического Труда(я был его советником более десяти лет). Аул Жанасу тогда считался отделением совхоза «Шарыкский», многие годы им руководил выходец из этого аула, заслуженный работник сельского хозяйства Ногербек Есенжанов. Их было трое братьев Есенжановых. Старший Мусайип, в 1938 году погиб смертью храбрых в боевом столкновений с японскими милитаристами у озера Хасан (кстати, он первый казах-пограничник, награжденный орденом Боевого Красного Знамени). С Мусрепом Есенжановым Ашимов был дружен 19-летним юношей, тот ушел на фронт, как и Байкен Ашимович, был дважды ранен, награжден в первый год войны орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, а также тремя боевыми медалями.
Талантливый организатор, он в послевоенные годы работал секретарем райкома, Кокчетавского горкома, заведовал обкомом партии, был заместителем председателя Талды-Курганского облисполкома. Там и скончался. Ашимов, помню, приложил немало усилий, чтобы перевезти тело товарища в родные края… В своей книге «Ел сенімі – ең қымбатың», написанный уже после ухода на пенсию, Байкен Ашимович скажет об ауле с особой теплотой и сердечностью:
Родился я в многолюдном родовом ауле Шабакбай (урочище Альмен) в августе 1917-го… В умиротворенном, полном идиллий августе скот нагуливает вес, общаются соседи по округе, родственники и друзья ездят друг к другу в гости, время проводится без тревог и в удовольствиях. Люди могли позволить себе пышную свадьбу или поминки в честь умерших родителей и близких
И дальше:
Только в наших краях на короткой утренней заре звучат на жайляу с алтыбаканов песни Акан-сэре, отзываясь в сердце каждого человека. Благодатные были места!… Там в начальной школе я выучил 29 букв алфавита, научился читать и писать…
Но где-то с конца 1929 –го, рассказывает далее Ашимов, люди стали понимать, что прежнее благоденствие закончилось. В жизнь аула и школы вошли новые понятия: «красная юрта», «кооператив», «активисты», «ТОЗ»… Увеличилось и число разных налогов, в быту закрепились такие понятия, как «продналог», «продразверстка», «колхоз». Начало действовать печально известное голощекинское постановление О проведении «Малого Октября» в аулах Казахстана. Они остались без скота, без пищи, смертный голод проникал в каждый дом. Бродили страшные слухи, что некоторые дома полностью опустели, все там вымерли… И в один из дней родители заставили Байкена покинуть аул. «А как же вы, Вы же умрете от голода!» -сквозь слезы отвечал он. «Мы полагаемся на судьбу, а тебе еще жить, ты молод» — такова была воля старших.
Так летом 1932 года, в пятнадцать лет я навсегда оставил порог родного дома. По существу, это было моим бегством от голода
— напишет в своих воспоминаниях Ашимов. О той поездке в Жанасу я написал в центральной главе своей книги о Байкене Ашимове
«Реквием» — «Осознание родины».
«Реквием» — это ведь, по большому счету, и есть память… Памятствовать… Помнить… Заупокойное слово об ушедшем. «Реквием» — от первого слова латинского священного текста, что в переводе звучит так: «Покой вечный дай им, Господи…»
Как не сказать об этом?
Второй раз мне довелось побывать в ауле Жанасу 7 сентября 2013 года уже с сыном Байкена Ашимова – Ундасыном Байкеновичем, доктором технических наук, академиком НАН, на тот момент ректором Северо-Казахстанского университета имени М.Козыбаева. Цель поездки – презентация моей книги о Байкене Ашимове. Но не только.
Как я узнал, Жанасу – родной аул и для Еркина Ауельбекова, тоже Героя Социалистического Труда, видного партийного и государственного деятеля страны. Два Героя Труда из одного аула! Более того, отец Еркина , Нуржан– ага, был директором в Шукуркольской сельской школе и одним из немногих учителей той поры , удостоенных ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. В школе этой учились практически все жанасуцы.
К тому же Еркин Нуржанович был двоюродным братом Есенжановых. Как не сказать об этом… В тот наш приезд в ауле Жанасу осталось 22 дома, на одной из улиц аула новое двухэтажное сложенное из серых блоков здание, как оказалось, начальная школа, построенная на собственные средства Еркина Ауельбекова (в ней тогда учились девять ребятишек). Выйдя на пенсию, он вернулся в родной аул, организовал крестьянское хозяйство и кое-что успел сделать. Он ведь агроном, оканчивал Московскую сельхозакадемию имени К.Тимирязева.
Кроме строительства школы была пробурена скважина для питьевой воды, аул подключен к электрической сети – ЛЭП ведь проходит рядом. Жизнь вроде бы стала налаживаться. Но Ауельбеков неожиданно умер… Но это совсем другая тема. Здесь, у школы, собрались практически все жители Жанасу ,чтобы встретить нашу небольшую делегацию.
Для них наш приезд стал настоящим событием. Столько радости и благодарности было в словах людей, будто проснулась их глубинная память!…
После презентации книги, на которой, кстати, присутствовали и жители соседнего аула Шукурколь во главе с акимом округа Арсеном Базаровым, в том числе прямые родственники Ашимовых , поехали на родовое кладбище к памятнику из белого гранита, который уже в восьмидесятилетнем возрасте Байкен Ашимович установил отцу Ашиму и деду Жакыпу. Были на могиле Ауельбекова – похоронен он на аульном кладбище рядом со своими покойными родителями. На плите, установленной на мазаре, выбиты бронзой его портрет, имя, фамилия, и несколько цифр: даты рождения и смерти…
Отчизна начинается с семьи
Во время тех поездок в аул мои собеседники, помнится, называли имена и других жителей, оставивших заметный след в памяти людей. Чаще других звучали фамилии ученого-геоморфолога, доктора географических наук Мукатая Жандаева; участника ВОВ, затем председателя райисполкома, первого секретаря райкома орденоносца Ануарбека Муратбекова, заслуженного работника МВД, полковника милиции, замначальника УВД Кокчетавского облисполкома Сапара Смагулова; писателя и переводчика, доктора филологических наук Нигмета Габдуллина. Из этих мест и Жумабек Дауренбеков, бывший замминистра лесного хозяйства, и Султан Досмагамбетов, многие годы работавший заведующим кафедрой политэкономики в Алматинском юридическом и Карагандинском политехническом институтах.
Там же, в Караганде, избирался секретарем, вторым секретарем обкома партии, председателем облисполкома. Был депутатом Верховного Совета Казахской ССР 7-10 созывов.
В этом же ряду отличник госбезопасности СССР полковник Болат Джалмаканов, известный в стране писатель-критик, автор многих научных трудов Айкын Нуркатов…Признаюсь, что все эти годы не терял надежды, может быть, найдутся люди, у которых болит душа по «ел»-малой родине, кто готов притронуться к духовным основам рода и его корням.
Приедут, соберут земляков, вместе наполнят душу и согреют сердце воспоминаниями, подумают как сохранить аул, продвинуть его в рынок, а тем, которых уже нет, поставят памятный камень – знак и назовут имена тех, кто его прославил. Ведь аулы как и люди, живут, пока их помнят. По большому счету, у каждого из нас был свой Жанасу… К счастью, нашелся человек , который поддержал мою идею. Им стал уже упомянувшийся в самом начале статьи Марат Есенжанов. В своем письме акиму региона Кумару Аксакалову он написал:
В нашей стране создается «сакральная география Казахстана». Сакральное, если иными словами, — священное, все, что связывало и связывает каждого из нас с культурным и духовным наследием предков. Среди этих ценностей, конечно же, аул – источник созидания. Как было однажды сказано, аул и страна для казахов – понятия тождественные. Мы — народ, который придерживается истины «Отчизна начинается с семьи». А семья для нас начинается со Степи, конкретного аула, с трепетного осязания родной земли. Там наши истоки…
Не сразу, конечно, но вопрос с камнем – монументом решился – Марат Есенжанов был настойчив…Наконец, 6 мая состоялся сход местного сообщества, а точнее, всех жителей аула Жанасу под председательством директора ТОО «Жарык» Марата Нугуманова, на котором и было решено установить памятный камень на территории Андреевского сельского округа вблизи автодороги районного значения Жанасу–Шукурколь–Новоселовка».
Это решение горячо поддержал аким района имени Габита Мусрепова Агзам Тастемиров. Сам камень в окрестностях Борового нашел, обработал, перевез на место и установил родственник Есенжановых Николай Дивисенко. Долго возился с постаментом, но все получилось самым лучшим образом. А памятная доска из черного гранита с именами людей, оставивших о себе неизгладимую память, была уже заботой самого Марата Мусреповича, на ней имя его отца…Монумент был торжественно открыт представителями акимата района с участием не только обоих сел, но и других сел и аулов области и самого Кокшетау. Внизу на черном граните начертано: «От благодарных потомков».
Автор выражает также большую благодарность и признательность Президенту Международной Академии бизнес, известному общественному деятелю Асылбеку Кожахметову, а также ветерану труда, уроженцу аула Жанасу Батырбеку Смагулову за активное участие и содействие в организации и установлении памятного камня !