В одной из сельских школ Аршалынского района Акмолинской области учитель математики, заместитель директора по воспитательной работе Замзагуль Абдина уже несколько лет вовлекает детей в работу над проектом «Вермикультура для плодородия казахстанской земли».
Данный проект направлен на выращивание и разведение калифорнийского червя для производства биогумуса, что учит детей азам для получения эколого-экономического образования.
В 2015 году для решения экологических задач в селе, учитель заинтересовалась поиском альтернативы вывоза отходов животных. Появилась идея о запуске калифорнийского червя в эти отходы для ускорения улучшения плодородия земли, благодаря чему на пришкольном огороде создали «червячный питомник».
Ребята в течение года заботятся о калифорнийском черве: для подкормки закладывают в бункер с ними ботву моркови, свеклы, отходы переработанных огурцов и помидор, очистки картофеля
— рассказывает Замзагуль Жакудаевна.
Ежегодно учащиеся 5-8 классов Арнасайской школы, продолжая реализацию проекта, производят собственный биогумус для подкормки комнатных растений, весенней рассады овощных и цветочных культур и увеличения плодородия.
Внесение биогумуса в качестве подкормки овощных и цветочных культур в теплицах и грядках позволяет повысить урожай овощей на пришкольном участке. В результате реализации проекта каждый год на школьной «Продуктовой площадке» без химических удобрений, с применением биогумуса выращивается около 500-700 кг помидор, 1000-1200 кг капусты, 600-1000 кг огурцов, 300-500 кг моркови, свеклы, лука и кабачков!
Калифорнийский червь очень прожорливый. С наступлением теплых дней, мы с одноклассниками начинаем подкармливать их пищевыми отходами. Переработанную и просеянную массу биогумуса отправляем на грядки и клумбы
— делится ученик 8 класса Еркін Қалқаман.
Каждой весной в цветники школы высаживается до 1000 корней бархатцев, цинний, петуний, портулака, астр и однолетних георгин. В кабинетах и рекреациях школы на биогумусе хорошо растут комнатные растения.
Этой осенью мы заготовили 9 мешков биогумуса для будущей рассады помидоров, перца, капусты. Также ежегодно делаем заготовки овощей для витаминизированного питания в школьной столовой
— гордо рассказывает восьмиклассница Валерия Кузнецова.
Надеемся, что опыт нащей школы послужит хорошим примером другим школам и, возможно, сельским хозяйствам, чтобы увеличить плодородие земли на участках. Я как руководитель проекта и мои ученики с удовольствием поделятся своими наработками, наблюдением и опытом
— заверила Замзагуль Абдина.
Кстати, работа детей была представлена и отмечена на областном и республиканских конкурсах экологических проектов.
Единая программа воспитания нацелена на воспитание трудолюбивого, честного, сознательного, созидательного гражданина на основе общечеловеческих и национальных ценностей. Коллектив школы считает, что вовлечение школьников в экологический проект по повышению плодородия земли формирует у них экологическую культуру, трудолюбие и социальные навыки.