Практически каждый день мы забегаем в продуктовый у дома или отправляемся на шопинг в супермаркет. И, наверное, нет такого человека, который бы не сталкивался с разного рода проблемами. О своих правах потребители знают мало. Можно ли вернуть подарочный сертификат? Уцененный товар возврату и обмену не подлежит? На эти и другие вопросы ответим в этой статье, в дальнейшем периодически будем отвечать на часто встречающиеся вопросы в сфере защиты прав потребителей.
Можно ли вернуть подарочный сертификат?
Согласно ч.3 ст.396 Гражданского кодекса, подарочный сертификат является публичной офертой. Продажа сертификата-это аванс, то есть предварительная плата за товары, работы и услуги, которые будут предоставлены. Покупая сертификат, Вы принимаете оферту, в том числе всех указанных в нем условий. Простыми словами- сертификат- это документ о предоплате. Если вы его купили, значит, согласились со всеми условиями продавца (срок действия, запрет на возврат и т.д.). Покупая товар на сумму, меньше номинала сертификата, продавец не вернет разницу в цене, так как возврат может быть сделан только в полной сумме, а не частично. Перед покупкой сертификата всегда внимательно смотрите на условия его использования. Если истек срок его действия, но Вы им не воспользовались, то вернуть деньги не получится, поскольку на условие о сроке действия Вы согласились изначально. В силу п.6 ч.2 ст.8-1 Закона РК «О защите прав потребителей», вернуть сертификат можно, но только в пределах срока его действия. Сертификат является предъявительским, а не именным документом, поэтому требовать возврата денег может как купивший, так и тот, кому сертификат был подарен.
Всегда сохраняйте чеки об оплате подарочных сертификатов и любые другие подтверждающие документы.
Какая информация должна быть размещена для потребителей в торговых объектах (точках оказания услуг, работ)?
Согласно ст. 26 Закона РК «О защите прав потребителей» продавец обязан довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес и номер телефона), режим работы, условия реализации товаров, а также информацию об обязанности продавца при продаже товара выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара или договор, заключенный при приобретении товара, разместив указанную информацию на казахском и русском языках. А также, в соответствии ст.33-2 Закона, продавец обязан в месте реализации товара размещать контактные данные уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров, информацию о праве потребителя обратиться к ним или в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Дополнение нововведения в законодательные акты, в части неисполнение субъектами внутренней торговли требование ст.26, 33-2 Закона предусматривает административную ответственность, т.е. в соответствии со ст.190,193 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» влечет от административного правонарушения до штрафа в размере до 50-ти МРП.
Как поступить, если товар случайно разбился или повредилась упаковка?
Если вы случайно разбили или испортили товар, который вами еще не куплен, то вы не обязаны за него платить. «Пока товар находится на территории магазина, за него отвечает именно магазин. Ответственность за товар переходит к покупателю только после получения чека»- об этом говорится в статье 411 Гражданского Кодекса Республики Казахстан. Администрация заведения должна создать условия для сохранности своих товаров, например, поставить ограждения или даже постелить ковры. Другое дело, если покупатель разбил товар умышленно, то он обязан заплатить. Но прежде магазин должен доказать это в судебном порядке, предъявив, например, запись с видеокамер.
Можно ли фотографировать товары в магазине?
Магазин — это общественное место, а в общественных местах фотографировать можно. Согласно ст. 20 Конституции Республики Казахстан, любой гражданин имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. Более того, в соответствии со ст.18 и п.12 ст.24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» вы не только имеете право осуществлять фото и видеосъемку, но и предъявить ее в качестве официального доказательства вашей покупки. Таким образом, если охранник магазина запретит вам снимать в магазине в личных целях, вы смело можете ссылаться на Конституцию Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей».
Консультацию по вопросам защиты своих прав Вы сможете получить в Департаменте по защите прав потребителей Акмолинской области по телефону «горячей линии»: ☎ 8 (716 2) 505122.
Кроме того Департаментом по защите прав потребителей Акмолинской области созданы страницы в социальных сетях:Instagram(dzpp.akmola), Facebook: (Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области), где вы можете разместить свои предложения либо задать вопросы по защите своих потребительских прав.
Помните о своих правах и не дайте себя обмануть!