Когда читаешь сухие протокольные строки этого приговора Акмолинского областного суда, которыми бесстрастно описываются жуткие деяния этой организованной преступной группировки, то невольно задаешься вопросом: как эти, обычные на первый взгляд мужчины, стали такими извергами, которых просто язык не поворачивается называть людьми?
А задержать основной костяк банды Жунусова, как ее назвали между собой полицейские, удалось в сентябре 2002 года неподалеку от Кокшетау. Одним из тех, кто производил задержание, был Еркен Кембаев, который тогда работал инспектором дорожной полиции в звании старшины, а ныне находится на пенсии.
Вместе со своим напарником Айбеком Калиевым мы в тот вечер заступили на обычное дежурство по городу в 20.00. Во время патрулирования задержали одного водителя в нетрезвом виде за рулем, оформили его, в общем, все было, как обычно. И вот примерно в 3.30 по рации нам поступило указание срочно приехать в здание ДВД области. Как я впоследствии понял, из трех патрульных машин свободной была только наша. Тут мы узнали, что за городом произошло нападение на фуру, о чем поступило сообщение с поста близ с. Келлеровки сначала в ДВД Северо-Казахстанской области, а оттуда — в Кокшетау. К нам в машину сели оперативник и два полицейских с автоматами, и мы направились для прочесывания местности в указанном квадрате. Сначала объездили пригородное село Красный Яр, а затем направились в с. Абай. После этого выехали на трассу Кокшетау-Петропавловск и направились в сторону села Васильковки. И тут неподалеку от дороги увидели белые «Жигули» с заляпанными номерами. Подъехали, я по громкоговорителю сказал, чтобы водитель вышел из машины и предъявил документы. Из нее вышел заспанный мужчина и объяснил, что выехал с тремя друзьями на охоту, которые в это время спали в ней. Затем оперативник осмотрел багажник и бардачок машины, ничего там не обнаружил, но, когда приподнял заднее сиденье, то увидел там два обреза. А поскольку радиостанции тогда у нас были маломощные, мне пришлось воспользоваться сотовым телефоном для вызова опергруппы из УВД. г. Кокшетау. Все прошло спокойно, без эксцессов, но я думаю, если бы с нами не было автоматчиков, то неизвестно, чем могла закончиться эта наша встреча, хотя у нас с напарником были пистолеты…
— рассказывает Е. Калиев.
Так закончилось последнее нападение банды Жунусова на большегрузные машины, на которых она «специализировалась» в последнее время. А в ту ночь преступники обстреляли из засады ехавшую из Кокшетау фуру. Но, несмотря на простреленное переднее колесо, водитель, благодаря тому, что оно на ходу самоподкачивалось специальным устройством, не остановился, и дотянул-таки до ближайшего поста ГАИ на трассе. А бандиты после этой неудачи в город вернуться не смогли по причине поломки своей «девятки» и решили отдохнуть у обочины дороги, где их и обнаружили полицейские дорожного автопатруля.
Е. Кембаев за участие в том задержании был поощрен почетной грамотой руководства ДВД области, а спустя три года он получил за это из рук вице-министра МВД РК медаль «За охрану общественного порядка».
В отличие от своего коллеги, мой второй собеседник, который в те годы работал оперуполномоченным отдела по раскрытию преступлений против личности ДВД области, попросил свою фамилию не называть.
Когда меня пригласили на беседу с вами, я стал звонить своим товарищам, с которыми работал в то время, — говорит он. — Они напомнили мне, что эти отморозки в зале суда угрожали, что выйдя на свободу, будут мстить тем, кто посадил их на скамью подсудимых. И, хотя трое из них были тогда судом приговорены к исключительной мере наказания — смертной казни, замененной впоследствии пожизненным заключением, а оставшиеся получили длительные сроки, кто-то, говорят, уже даже вышел из тюрьмы. А потому даже по прошествии стольких лет люди опасаются, ведь у всех есть семьи, дети, внуки…
А, по словам моего собеседника, эта преступная группировка, которая тогда еще не сформировалась окончательно в количественном составе, могла угодить за решетку еще в начале 1999 года.
Тогда нам поступило заявление о пропаже сторожа одной из городских СТО. Благодаря проведенным оперативно-розыскным мероприятиям и сведениям, полученным от наших информаторов, удалось выйти на Жунусова и его подельника и взять их. Они дали признательные показания в том, что совершили разбойное нападение на СТО, угнали машину, вывезли связанного сторожа в район села Молодежного, убили его, а труп закопали в лесном массиве. Но, к сожаленью, так получилось, что доказательств тогда оперативникам собрать не удалось. Машину не нашли, а труп сторожа в тогдашние 35-градусные морозы откопать не удалось даже с помощью экскаватора. Тут еще подключились их родственники, адвокаты, в ход пошли обвинения в применении насилия в ходе следствия. А поскольку содержать этих бандитов под стражей больше 72 часов полицейские не имели права, то их пришлось отпустить…
— говорит он.
Казалось бы, после такого удачного исхода Жунусову следовало бы благодарить судьбу и вести образ жизни законопослушного человека. Но, видимо, уверовав в то, что и в дальнейшем ему все будет сходить с рук, он наоборот активизировал свою преступную деятельность. В результате скоро, выражаясь полицейской терминологией, сложилась устойчивая организованная преступная группировка, в которую вошли Джолдасов, Игликов, Хасенов, Рахимжанов, Ниязов, Олжабаев и другие, а в конечном итоге на скамью подсудимых сели девять человек. Правда, десятого, самого Жунусова, среди них уже не было — он к тому времени покончил жизнь самоубийством в следственном изоляторе.
К сожаленью, за те четыре года, что прошли со дня первого ареста Жунусова, он и его подельники успели совершить немало таких жестоких преступлений, которые трудно описать в одном материале. Отведав вкус легкой добычи и крови в грабеже квартир бизнесменов, автостоянок, парковок и водителей легковых авто, которых они большей частью зверски убивали, бандиты решили работать по-крупному — нападать на большегрузные машины. Так они совершили разбойные вылазки на трассах Степногорск-Омск, Кокшетау-Костанай, Кокшетау-Омск, Костанай-Петропавловск. При этом банда обзавелась солидным арсеналом для своих нападений. На дело они брали с собой ставший постоянным набор преступных инструментов, куда помимо двух ружей и малокалиберной винтовки входили пистолет, топор, ножи, маски, веревки, проволока, фонарик, гвоздодер, перчатки, скотч, которым они связывали своих жертв и залепляли им рты. А в багажнике их машины всегда были лопаты для того, чтобы закапывать трупы…
За время работы в отделе, который занимался раскрытием убийств и особо тяжких преступлений, я, конечно, многое повидал, но то, что творили эти нелюди… У меня просто слов нет! К убийствам эти отморозки готовились заранее, всегда тщательно продумывали план действий. Поскольку они были охотниками, то в степи или лесных массивах всегда примечали глубокие ямы или овраги, чтобы потом использовать их в качестве могил своих будущих жертв. Большинство членов банды имело отношение к селу Молодежному, что находится неподалеку от Кокшетау. Туда они часто возили свою «добычу» в виде угнанных машин, промышленных и продуктовых товаров, которые перевозили дальнобойщики, а в лесном массиве закапывали трупы. При этом жители этого села догадывались об их преступном промысле, т.к. никто из них толком не работал, но они постоянно бывали в ресторанах, где кутили на широкую ногу. Но сельчане боялись их, как огня, а потому молчали. Один из этих бандитов жил в Молодежном. Как-то он приехал домой на какой-то чужой машине и поставил ее в гараже, накрыв брезентом. Его жена из любопытства решила заглянуть под него и от страха чуть не лишилась дара речи — на заднем сиденье лежал окровавленный труп мужчины. «Если скажешь кому про это — убью!» — сказал тогда ей муж. Кстати, впоследствии эта женщина еще до поимки бандитов забрала детей и уехала к своим родителям.
— говорит мой собеседник.
Знакомясь с приговором суда, убеждаешься в том, что главным «идейным вдохновителем», организатором и руководителем банды был Жунусов. Он подробно инструктировал своих подельников, давая каждому из них конкретные поручения, а потом лично занимался дележом «добычи». При этом бандиты не брезговали ничем, вместе с золотыми изделиями, коврами, телевизорами, видео- и аудиоаппаратурой брали все подряд, даже любую мелочь. После убийства семьи Таныркуловых в Кокшетау они унесли с собой, к примеру, фарфоровую чашку, бубенчик и стакан, которые вместе с другими вещественными доказательствами находились до суда в камере хранения ГУВД. А деньги и ценности во время своих грабежей они вымогали у своих жертв пытками и угрозами.
При этом, согласно показаниям, во время совершения преступлений Жунусов руководил казнями жертв, цинично говоря при этом своим подручным: «Его (ее) надо отправить на Луну!» Их всегда ставили на колени у края ямы со связанными руками и ногами и залепленным скотчем ртом и стреляли из ружья в затылок. После грабежа одной из большегрузных машин в районе села Акколь, что находится неподалеку от Кокшетау, таким способом они убили двух мужчин и женщину, которая приходилась женой одному из них. Так вот, когда их закапывали, ее муж вдруг очнулся, начал выползать из ямы, а кляп на его рту при этом отклеился, и он стал со слезами просить пощады у своих палачей, умолял оставить его в живых. Тогда Жунусов дал команду одному из бандитов добить его…
Кровь невинных людей пролил каждый участник этой банды. К примеру, избежавший самого строгого наказания Игликов, как установил суд, участвовал в десяти убийствах, но сам совершил убийство только одного человека, причем, когда пошел на дело в одиночку. Он был приговорен к 26 годам тюремного заключения.
А, по-моему, бандой Жунусова эту преступную группировку назвали неправильно. Так ее полицейские окрестили, я думаю, потому, что он первым дал признательные показания и начал сотрудничать со следствием. А на самом деле, на мой взгляд, фактически в этой банде заправляли всем другие бандиты. Ведь надо сказать, что в ней были два бывших сотрудника полиции, и одного из них, кстати, я знал, он работал в УВД г. Кокшетау, но лично с ним знаком не был. Именно по этой причине, думаю, их долго не могли поймать, т.к. бандиты хорошо знали нашу работу изнутри, а потому, держась в тени, могли давать свои инструкции и консультации остальным членам этой группировки. Хотя, впрочем, какое теперь имеет значение их название!? Ведь главное то, что эти нелюди, которые долгое время держали в страхе весь регион, понесли заслуженное наказание и теперь больше не смогут причинить людям боль и страдания…
— сказал на прощанье мой собеседник.