Наш дивный край с его необозримыми ковыльными степями, чарующими лесами, причудливыми холмами и скалами, хрустальными озёрами и живительными родниками, многие из которых названы народом — святыми, не могли не рождать поэтов, воспевающих всю эту первозданную красоту, щедро подаренную нам Создателем. И они рождались из века в век, из поколения в поколение. Наш край так и прозвали — родиной певцов и поэтов, их колыбелью.
Маман Ементаев родился именно в такой семье, где пели и играли на музыкальных инструментах с рождения, это было дано им от Бога. О знаменитых акынах их рода слагали песни. Им посвятил свои лучшие творения и Маман, став одним из известнейших поэтов и музыкантов своего края, создавший в самом Кокшетау первый казахский народный ансамбль.
Маману посчастливилось родиться среди талантов. Не было человека, который бы не знал в Айыртауском районе семью певцов и музыкантов Ементаевых из аула Егиндыагаш.
Земляки порой шутили: «У Ементаевых даже телята на домбре играют и поют». Дед Мамана Ементай и его брат Еменали были известными певцами, исполнявшими народные песни знаменитых акынов на два голоса. Старожилы до сих пор вспоминают рассказы своих дедов о том, как завораживало их пение всю округу и слышно оно было за многие километры.
Маман продолжил традиции предков, воспевающих родную землю. Его песни полюбил народ, их хорошо знают и поют, широко известны «Егемендi Казахстан», «Айыртау вальсi», «Кокшетау вальсi», «Жан- жарым»
Традиции исполнения народных песен и поэтических преданий перешли к нему, что называется, с молоком матери. Как и к его детям. Сын Мамана, Аскар, пишет музыку на слова отца, лирические песни «Анама», «Туган жер» поют земляки, с благодарностью вспоминая талантливого поэта, так чутко уловившего их самые заветные мысли и мечты. Маман был душой своего народа, выражал его чаяния. Будучи журналистом, много писал о простых людях, тружениках, с большой теплотой и признанием их заслуг и тяжёлого труда. Ездил в самые отдаленные глубинки, поднимал насущные проблемы, помогал их решать. Окончив Казахский государственный университет, много лет работал в областной газете «Кокшетау правдасы», заведовал отделами культуры и сельского хозяйства. И всегда пел, не расставаясь, как с блокнотом, в который он даже в дороге записывал свои стихи, так и с домброй, без мелодий которой он просто не мог уже жить.
Потому, наверное, и пришла к нему отчаянная по тем временам мысль — продолжить традиции своих предков и возродить на родной земле состязания акынов — айтысы. И ведь получилось! Он ездил сам по районам области и собирал участников предстоящего состязания — лучших из лучших. Что примечательно и очень символично, его инициативу первой поддержала руководитель славянского общества, заместитель председателя областного управления культуры Зинаида Санчило, не только большой профессионал, но ещё и мудрый человек, понимающий великое значение народной песни для людей.
Соратниками его стали акын Карим Ильясов, журналисты Нурмухан Искаков и Тайлак Жалмурзенов, редактор газеты «Кокшетау правдасы» Жанайдар Мусин, высоко ценившие талант Мамана. В книге воспоминаний о нем Тайлак Жалмурзенов писал: «Это была разносторонне одаренная личность. Маман писал не только прекрасные статьи, но и очень лиричные стихи, сам сочинял на них музыку. Интеллигент в самом высоком смысле этого слова, он был ещё и очень добрым, отзывчивым человеком, чутким на чужое горе. Потому так трогают за душу его произведения и их поют по всей стране, как в маленьком ауле, так и на самых престижных больших сценах…»
Сам выходец из музыкальной семьи, из уст в уста переносившей народное творчество, Маман очень переживал, что айтысы с его поколением уйдут в небытие. И потому со всей одержимостью взялся за дело, свой талант, всего себя отдав для того, чтобы не просто возродить это импровизированное состязание двух акынов, но и поднять их на должную высоту. Так и произошло. Айтысы собирали огромное количество людей, о них заговорили, им стали подражать, продолжать на местах, инициатива пошла в народ.
Маман знал всех акынов, а они знали его, собирались у них дома, пели, репетировали и каждому из них всегда были рады в их большой гостеприимной семье, это тоже было их неотъемлемое качество, как и доброта, отзывчивость. В город всегда приезжало немало родных из аула, учились студенты, и все неизменно приходили к ним. Потому, как знали — здесь свои. Сам выходец из многодетной большой семьи, Маман на себе осознал, как важны пришедшие вовремя и взаимопомощь, и поддержка, и хороший пример.
Да и пережить пришлось немало, чтобы понять все это. Когда, приехав в город, жил сам с молодой женой в съемной тесной и холодной квартире, от чего их маленькая дочурка заболела так, что ее не смогли спасти. Это их первое страшное горе незаживаемой раной осталось в душе. Наверное, ещё и потому он так любил своих детей, всем четверым отдавал всего себя, учил не только своему мастерству, но и любви, уважению к людям. Что сам ценил и носил в себе.
Его старшая дочь Жанна, окончившая консерваторию имени Курмангазы, потом так напишет о нём:
— Несмотря на то, что папа не имел профессионального музыкального образования, не знал нотной грамоты, он свободно играл на многих музыкальных иүструментах. С детства играл на добре, в студенческие годы, играя в студенческом оркестре, овладел игрой на мандалине, баяне. В зрелые годы неплохо играл на фортепиано. На всех этих музыкальных инструментах он мог на слух подобрать казахские народные песни, любые популярные мелодии. Обладая отличным слухом, папа мог легко сыграть сопровождение к голосу, будь это сцена или застолье.
Супруга Мамана, его самая преданная спутница и муза, Укужан, вспоминая, так скажет о нём: «Он не спасал буквально кого- то на пожаре или в воде, но я точно знаю, случись такое, он бы пожертвовал собою, не задумываясь, в силу чистоты и чуткости своей души, ее готовности прийти на помощь каждому, кто в ней нуждался».
Слова Укужан искренни, она знает, что говорит. Всего себя отдавал Маман и семье, и родным, друзьям, и работе. Несмотря на все трудности, что встречались на пути, проблемы, а порой и непонимания. Старался ни с кем не ссориться, лучше — уступить, простить, понять. Душа поэта иначе не могла. И любить иначе не мог, только всем сердцем, без оглядки. Об их любви на курсе, где учился Маман, ходили легенды. О прекрасной девушке, что жила на его родине и в его сердце, какие песни и стихи он посвящал ей, их сильном и чистом чувстве. И ведь он, известный поэт и красавец, пронес это чувство через всю свою жизнь.
На пятидесятилетии своей любимой он спел посвященную ей песню «Жан жарым», где вновь признавался ей в любви и благодарил судьбу за ниспосланные им совместные годы жизни, прекрасные и незабываемые. Слова этой песни теперь на долгие годы как «аманат» — именно так выразился о высоте слога и чувств известный писатель Естай Мырзахметов. Спустя несколько месяцев Мамана не стало: сердце остановилось буквально на ходу — тонкая и ранимая душа поэта улетела.
Когда несколько дней назад на его доме устанавливали мемориальную доску и друзья, коллеги произносили много теплых и добрых слов, запомнилось сказанное соседом Николаем Ващенко: «Таким, как Маман, нельзя умирать, им надо жить. Потому, что им есть что сказать людям, они свет этого мира — и душой, и поступками».
Дружба этих двух семей — Ващенко и Ементаевых, живших в одном подъезде, была и есть многие годы самой, что ни на есть, настоящей. Помогали, поддерживали друг друга, отдыхали вместе. И сейчас супруга Мамана Укужан приходит к своим друзьям, как к себе домой, в любое время, даже на Новый год, как нынче: вместе встречали. Знает, что здесь ее ждут и понимают. Как и они тоже. И разные национальности здесь не при чем. Они — родные душой.
Маман Ементаев — автор известных поэтических сборников, а самый популярный на его родине — «Ауылым конган Сырымбет саласына», где его лирика и грусть слились с мечтой о лучшей жизни своего края. Многие его очень красивые песни о любви к родной земле, ее первозданной природе исполняют сегодня и популярные артисты филармоний, и поют за столом. Они близки каждому. А его песня «Егемендi Казахстан» воодушевляет и поднимает дух у молодого поколения.
Его именем названа улица на его родине, в селе Саумалколь. А в Кокшетау, его соседи, ставшие инициаторами установления мемориальной доски в его честь, напишут в своем обращении к властям так: «Мы горды тем, что рядом с нами жил такой человек — журналист, акын, поэт, композитор, возродивший айтысы на нашей земле, организовавший первый оркестр домбристов в Кокшетау, любивший свой народ и много для него сделавший. А ещё это был всегда доброжелательный, приветливый, интеллигентный, скромный и очень воспитанный человек. Он был готов помочь каждому, кто в том нуждался, бережно и с уважением относился, как к своей семье, так и к другим людям. Вместе с супругой на своем примере они воспитали замечательных детей, ставших достойными людьми, продолжавшими творческую династию. Все соседи ценили и уважали эту семью.»
Его супруга, Укужан, тоже творческий человек, известная мастерица прикладного искусства. Ее работы отличаются от всех — на них она отображает историю своего народа, и это привлекает. А она считает, что так продолжает дело мужа, который всей своей жизнью стремился возродить народные традиции и творчество, не дать им кануть в Лету. Как и лучшим качествам казахов — доброте, открытости души, гостеприимству и взаимовыручке. Вспоминает:
— Если в ауле кто-нибудь заболевал, то Маман привозил к нам домой и показывал их врачам, сам покупал им лекарства. Делал всё возможное, что в его силах. Когда проходили свадьбы у своих и моих родственников, он руководил тоем. Проводящий той должен быть домбристом, певцом, обладать ораторским талантом, вставлять в свой богатый казахский язык народные пословицы, поговорки. Маман, давая тостёру слово, характеризовал его лучшие качества импровизированными стихами. Все мои родственники очень любили его за человечность, скромность, ценили его всесторонний талант. Говорили о нем: «Сегіз қырлы».
Оставить о себе добрую светлую память — это ли не главное, для чего живёт человек. Маману Ементаеву это удалось. Его песни поют, его стихи читают, смелые и добрые поступки вспоминают — его имя живёт…
Горячая линия WhatsApp — делись новостями с редакцией! +7 775 244 99 15