29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Четверг, 19 сентября

Возрождение храма — страницы истории духовной жизни

Среди зелени берёз и тополей, сверкая под солнечными лучами восходящего солнца позолотой куполов, с дробным перезвоном колоколов, ежедневно встречает прихожан небольшой, но уютный храм Михаила Архангела, который сегодня является для православных г. Кокшетау одной из главных обителей их духовной жизни, с богатой и нелегкой историей, переживший вместе с обществом многие социальные катаклизмы.

Согласно исторической справке, первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен в 1895 году на территории Центрального городского сада Кокшетау. Горожане обратились к епископу Омскому и Семипалатинскому Григорию (Полетаеву), который освятил церковь 6 июня 1896 года.

Прочитал как-то в свое время в газете небольшую заметку, что при реконструкции городского парка на одном из участков были найдены старинные монеты. Местные историки и краеведы выдвинули две версии их происхождения. Одни склонялись к тому, что это старинный клад, закопанный местным богатеем, другие связывали их с православным храмом, якобы стоявшим когда-то на месте находки.

Каждая выдвинутая версия имеет право на существование. Принимая или опровергая то или иное предположение, доказывая его правоту, мы тем самым приближаемся к разгадке извечного вопроса, что есть истина. С другой стороны, прочитав о находке местных «кладоискателей» невольно задумываешься над тем, как быстро стираются грани истории по нашей собственной вине.

Прошло время, измеряемое всего лишь несколькими поколениями скоротечной человеческой жизни, а историки уже ломают головы в догадках, был ли на этом месте храм или это вымысел досужих старожилов. Причиной этого, наверное, стало прокатившееся по выражению одного писателя «страшное красное колесо», которое вытравило из памяти нескольких поколений людей их духовные ценности.

Сейчас в стране широко осуществляется программа «Культурное наследие». По крупицам собираются утраченные ценности, которые когда-то были «достоянием республики». Ведутся археологические раскопки городищ наших далеких пращуров, историки отыскивают как в ближнем, так и в дальнем зарубежье рукописи и письмена «преданий старины глубокой»

В общем, мы как манкурты и Иваны, не помнящие родства, пробираясь через дебри манускриптов и разбросанных погребений, познаем и открываем для себя наше прошлое. Но все эти белые пятна далеко – далекого, укрытого тайнами тысячелетий прошлого, как говорится, в глобальном ракурсе, в масштабе страны, а вот «родные Пенаты» с их недалеким прошлым и не разгаданными белыми пятнами остаются как-то в стороне. Тот же православный храм, стоящий когда-то в парке и всеми забытый или немногие сохранившиеся старые здания, создателями которых в прошлом были известные деловые люди города.

К сожалению, в альбомах и туристических проспектах их имена не упоминаются. Наверное, люди старшего поколения и помнили их, но во времена нашего «всенародного молчания» они просто забылись.

Как-то, рассказывая о своей молодости, давно уже ушедшей, бабушка обмолвилась, что она одно время работала горничной в доме известного в городе купца Соколова. Не придавая в то время этому особого значения, сейчас вдруг подумалось, а «где эта улица, где этот дом». Может вот в этом здании с изразцами с табличкой «Архитектурный памятник 19 века охраняется государством» и где в свое время в творческих муках писали свои картины местные мастера художественной кисти? Но если это памятник, то, наверное, должно сохраниться и имя зодчего?

Вот оригинальной постройки здание кинотеатра «Юность», построенное в 19 веке, но архитектурным памятником не считающееся. Возможно это звенья одной цепи. Ведь по одним рассказам это бывший торговый центр Короткова, по другим здание биржи.

Вот на пересечении улиц М. Горького (старое название) и Ауельбекова стоит двухэтажное здание, в прошлом бывший особняк знаменитого купца первой гильдии. Это здание пережило многие общественные предназначения: здесь заседали чиновники, было школьное учебное заведение и, наконец, после реконструкции оно приобрело статус национального музея нашего земляка, Героя Советского союза М. Габдуллина. А для меня, переданного мне моими предками и бытовавшим среди старожил города, оно так и осталось «баязитовским домом».

В глубине небольшого сада в лучах солнца, переливаясь голубизной, стоит старая мусульманская мечеть. В прошлом, при поголовном насаждении атеизма, мечеть, как и православный храм, была закрыта. Однако местным властям, ярым поборникам борьбы с религией, ее архитектурное строение настолько понравилось, что здесь было решено разместить историко-краеведческий музей, а чтобы ничего не напоминало о его истинном предназначении, в одну из ночей с мечети был снят минарет.

Не знаю, как там обстояло дело с историей, но школьником помню, а наша школа находилась рядом с мечетью, что большая часть здания была напичкана муляжами различных животных и пернатых, которыми богаты наши края.

Но все возвращается на круги своя. Произошедшие изменения в обществе позволили восстановить в материальном виде эту духовную национальную обитель. И это отрадно! Чего нельзя сказать о православном храме. Его сохранила только память и старые фотографии. Вспоминается далекое детство, когда бабушка Матрена водила в стоящий в парке храм. Как истинно верующая, она шла, чтобы поклониться святым, потому что дорога к храму была протоптана многими годами ее жизни в вере. Она шла к нему даже тогда, когда о храме, в полном смысле этого слова, уже ничего не напоминало, а стоял один только остов. Церковная утварь была снята и убрана, там, где раньше стоял иконостас, была устроена сцена на которой, помню, давали представление заезжие циркачи: кувыркались клоуны, бегали разодетые матрешки и обученные зверушки. Вертеп борьбы с « опиумом народа» и религиозным сознанием, проходил здесь, под сводами священного для нее места – в храме. Что думала она, глядя на эту вакханалию? Не знаю. Помню только ее печальное лицо да слезы на глазах. А может и думала, говоря сейчас словами великого поэта А. Пушкина о царе-реформаторе — «для народа он был антихрист». Потом как-то незаметно храм исчез из парка.

«Народ в потоке истории» — так называется программа, которая нашла большой отклик у многих казахстанцев, которым не безразлична история своей страны, края, города или аула. В этом суть самой истории, о которой летописец сказал, что она свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни, вестник старины.

Сегодня, в период доступности информационного пространства и открытых источников, приоткрываются ранее умалчиваемые периоды жизни православной церкви.

Хочется привести один из исторических эпизодов, который характерен и для храма Михаила Архангела.

Подвергавшаяся невиданным со времен христианской древности гонениям, Русская Церковь к началу 1940-х годов находилась в крайне бедственном положении. Бесчисленное множество архиереев, священников, диаконов, монашествующих и мирян были подвергнуты репрессиям: лишены прав гражданского состояния и средств к существованию, осуждены к длительным срокам заключения в тюрьмах и лагерях, где умирали от непосильного труда и болезней, или были расстреляны. Так совершали свой путь на личную голгофу многочисленные страдальцы за веру, и первые среди них — новомученики и исповедники.

Передо мной скорбный список духовенства священнослужителей и мирян, пострадавших в 30 годы Кокчетавской и Акмолинской Епархии, среди них служители Михаило Архангельской церкви, попавшие под это красное колесо, борьбы с опиумом народа.

С самого начала существования советского государства у него складывались весьма непростые отношения с Русской православной церковью. Но в условиях Великой Отечественной войны власть и церковь осознали необходимость объединения усилий для защиты Отечества. Сближение позиций привело к организации 4 сентября 1943 года встречи главы государства с высшим духовенством.

На встречу в Кремле были приглашены: митрополит Московский и Коломенский Сергий, митрополит Киевский и Галицкий Николай и митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. На мероприятии также присутствовали В. М. Молотов, Л. П. Берия и полковник НКГБ Г. Г. Карпов, будущий председатель Совета по делам Русской православной церкви.

В ходе двухчасовой беседы были оперативно решены вопросы, стоявшие перед русской церковью в течение десятилетий. Были рассмотрены вопросы: о созыве собора епископов, избрании патриарха и об открытии богословских курсов при епархиях, издании, открытии церквей, снятии ограничений на передвижение для имевших судимость священнослужителей, другие.

В свою очередь, Сталин высоко оценил патриотическую деятельность Русской православной церкви в условиях войны и поблагодарил её представителей за внесение в фонд обороны 150 млн рублей, собранных за счёт пожертвований верующих.

Встреча позволила начать возрождение Русской православной церкви в стране и оговорить необходимые условия её сосуществования с действующей властью. Со дня этого события прошло 80 лет с точки зрения вечности совсем короткое, но в тоже время судьбоносное, насыщенное событиями религиозной жизни православного народа страны.

По оценкам духовных лиц, 1943 – 1953 годы — это годы духовного подъема и возрождения православной церкви, время «золотого века» церковно-государственных отношений. В этот период началось возрождения храма Михаила Архангела.

В 1947 году рубленное из брёвен здание церкви было разобрано и перенесено на пустырь вдоль нынешней улицы имени Уалиханова( в прошлом Южная), благодаря вмешательству архиепископа Алма-Атинского Николая (Могилевского), который послал телеграмму в Москву в Совет по делам Русской православной церкви с требованием вернуть храм верующим.

3 июня 1949 года — начало строительства храма Архангела Михаила на новом месте. 12 сентября воздвигнутое на новом месте силами прихожан здание церкви Архангела Михаила было принято в эксплуатацию.

Однако с началом Хрущевской оттепели, а для верующих была «лютая зима», в 1950 году храм был вновь закрыт.

Прошли годы, сегодня, пережив все социальные катаклизмы вместе с обществом, окруженный зеленью берез и тополей, сверкая под яркими солнечными лучами позолотой куполов, под звон колоколов, он встречает прихожан. Посещая, вспоминается его большая, насыщенная история, которая созвучна с историей в прошлом великой державы.

Проходя по обновленному парку, с его ухоженными газонами и вновь посаженными деревьями, вспоминается, что вот здесь, среди берез и сосен некогда стоял храм, построенный на пожертвования местных прихожан: казаков, купцов и промышленников. Возможно кто-то из них, по православному обычаю положил под основу храма позолоченные монеты в знак сохранения веры для будущего поколения.

Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!