29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Четверг, 19 сентября

Лишь о том, что все пройдет, вспоминать не надо…

Мы очень любили эту песню. Тихими летними вечерами, собравшись с сестрами в уютном сельском доме своей тетеньки, как мы ее звали, всегда пели, да так душевно, проникновенно, будто каждое слово проносили сквозь душу свою, прочувствовав. Да, это грустно и неизбежно: все пройдет, все… Так и в песне, и в жизни, но свет души остаётся, он не исчезает, передается от одного к другому, согревает. Мы все тянется к свету, к светлым людям, добрым, душевным, человечным. С ними так радостно, надёжно, солнечно, верится во все лучшее. Потому как ты видишь, что это лучшее, светлое, доброе, есть, оно рядом.

Это большое счастье, когда ты встречаешь таких людей, сам стремишься таким быть, наполняешься энергией жизни и света.

В нашей семье такой была тётенька, к ней тянулись все и радовались ей, как солнечным лучам и теплу. Потому, как она привносила это в нашу жизнь. Своей улыбкой, искренностью, душевностью, любовью. И профессию она выбрала не случайно, другой просто и не могла выбрать, она была учительницей с рождения. Ей это было дано. Она любила всех своих учеников как родных. И они её. Уроки заканчивались и они не отпускали ее, шли рядом гурьбой, просили понести портфель и слушали ее, слушали…

А она рассказывала им, чуть ли не наизусть, повести Пушкина, и они погружались в особый мир — высоких чувств, рыцарства и благородства, а потом, дома, перечитывали снова и снова услышанное, вбирая в себя. Так в маленьком селе Ермаковка у лесистых гор и живописного водопада рождались личности — поэты и художники, инженеры и педагоги, механизаторы и доярки, хорошие люди. Искры прекрасного, знаний и света остались в них навсегда, кем бы они по жизни потом не стали. А учитель русского языка и литературы Александра Владимировна Соловьева лишь помогла их зажечь. По крайней мере, так она считала, стараясь видеть в каждом своем ученике, даже самом непослушном и неуспевающем, лучшее. И постепенно этого лучшего становилось все больше. Дети просто чувствовали, а это всегда улавливается ими, что их любят, им рады, ими восхищаются и их поддерживают. А тогда вырастают крылья. И их уже не остановить. Они понесут по жизни и к высотам профессии, и семейному счастью, и просто обретут уверенность в себе. Человек станет крылатым.

Меня даже назвали в её честь, тоже Александрой, потому как к тому времени не было в семье более любимого человека, которого бы все всегда ждали с таким нетерпением и звали не иначе, как «свет в окошке». А она таковой и была. Хотя и её судьба не баловала.

Младшая сестра моего отца, девятая в семье, рождённая в предвоенные тридцатые годы, тоже очень нелёгкие и голодные, в детстве перенесла тяжёлую болезнь позвоночника, но не ушла в нее, не сдалась, видя как нелегко семье, всему на лету училась и сама год за годом становилась не только помощницей, но и душевным пристанищем других. Умела и выслушать, и поддержать, ободрить, поверить в себя. Так и сама незаметно определилась для себя, выбрав профессию педагога, сеятеля разумного, доброго, вечного.

В 1953 году, после окончания института, впервые перешагнула порог Ермаковской школы, приехала по распределению, куда направили, да так и осталась здесь навсегда. Не смогла расстаться с тем, что стало дорогим, близким, а потом и родным. Прикипела и к своим ученикам, и школе, селу, вышла замуж, вырастила своих детей, дав и им крылья, отправив в полет.

Ермаковка. Село это просто не могло затеряться среди живописнейших зерендинских лесов, его знают и любят, сюда едут полюбоваться на красивейший водопад, что словно оживает каждой весной заново, наполняясь бурными потоками проснувшихся родников. Нежные кувшинки распускаются у подножия каменных валунов, разбросанных здесь чьей- то щедрой рукой, огромные папоротники украшают их узорами своих точеных листьев, соловьи распевают здесь в упоении. Вот и съезжаются поглядеть на это диво — дивное отовсюду. А сама Ермаковка всегда жила скромно, размеренно, своей жизнью. Где все знали друг друга, если надо кому в трудный час, помогали, поддерживали. И если уважали кого, то — заслуженно. Перед Александрой Владимировной любая очередь здесь расступалась, хоть и она всего лишь была простой сельской учительницей, но вот за полвека, что жила здесь, выучила все село и уроки ее были всегда самыми любимыми в школе, а для нее все они — любимыми учениками. В этом, наверное, и был педагогический секрет отличника народного образования Александры Владимировны Соловьевой.

Свою искреннюю признательность своей любимой учительнице в день ее семидесятилетия земляки выразили тем, что присвоили ей звание Почетного гражданина села. В местной газете тогда о ней напишут: «Сколько добрых дел на счету скромной учительницы Александры Владимировны Соловьевой. Большой жизненный опыт, знания, умение превратить свой урок в интересную беседу, художественный вкус — это лишь некоторые черты педагога. Главное же в ней любовь к детям, искренняя, светлая, дающая силы. Не потому ли так высок авторитет на селе и к ее мудрому выдержанному и всегда доброму слову прислушивается каждый».

Её уроки в форме вопросов и ответов, интереснейших бесед вызывали такой интерес, что даже не успевающие по другим предметам у нее выходили в «хорошисты», а то и отличники. Ее опыт изучали. Улыбчивая и жизнерадостная, она производила впечатление человека, у которого райская жизнь чуть ли не с рождения. И кто мог знать, что и болезнь ее мучила с детства, и отец в начале войны умер от ран, и трое братьев ушли на фронт, один погиб, другой вернулся без ноги, третий с тяжёлым ранением. Оставшаяся подрастающая ребятня в семье вместе с матерью взвалили на себя все мужские обязанности, работали в поле, помогали фронту. Когда братья вернулись и старший возглавил колхоз, Александру послали учиться — сбылась ее мечта.

В общежитии ее сразу избрали старостой, несмотря, что была самой молодой. Добрая, отзывчивая и веселая девушка оказалась ещё и мастерицей на все руки. Могла и вкуснейший суп сварить из самых простых продуктов, и вышивала так, что ее работы на выставки брали. Трудолюбие и доброта — главное в жизни. Так она считала. Так её воспитала мать, Матрёна Ивановна, мудрая, уважаемая земляками женщина, которая даже в самые голодные годы делилась с людьми, помогала. Сама была мастерицей на все руки, других обучала и детей всему научила. Человечность её ценили в селе, шли за советом и поддержкой. Все солдатки, кто получал похоронки с фронта, перебывали у них в доме. Тоже вдова, она умела найти теплое слово для каждого, разделить горе. Вот и Александра, придя в школу, старалась тоже быть бережной, не повышать голос, чтобы не обидеть словом, видела в каждом то — хорошее, что в нём заложено и старалась его развивать. Когда она вышла замуж, строить им дом помогало все село. Небольшой, но уютный и радостный, поднялся он на пригорке у школы, открытый каждому. И не было человека, который бы не знал, что это дом учительницы.

Однажды ученики попросили рассказать её о своем детстве. Александра Владимировна задумалась. Тяжело это. Но дети должны знать и эту горькую правду о жизни. Чтобы ценить то, что есть. Кусочек хлеба в годы войны был праздником. Колоски собирали ночью в поле под снегом: днём детей просто отгоняли — время такое было… Обувь — две, три пары на всю семью и то пошитая самими же. Несмотря на нужду, воспитывались в уважении друг к другу, слово старшего было законом. Мать, сама умела многое, и детей мастеровыми вырастила — и девчат, и парней. Девочки в школе уже все вязали себе — шали, шарфы, юбки, парни тоже учились все делать хоть по дереву, хоть по обуви, а на гармошке играли так, что все село собиралось.

Жить светло — в труде и в радости, взаимопонимании — тогда и любые трудности ни почём.

И детвора верила словам учителя, видя как искрятся её глаза, как красива она и дела её. А зайдя в её гостеприимный дом, видели, как можно простую сельскую избу превратить в светлицу, где на стенах вышитые её руками красивейшие картины, на столе всегда вкусные пироги, а любая работа у нее, даже самая непростая, — всегда с песней, которых она тоже, как и стихов, рассказов своих любимых классиков, знала множество и всегда пела.

Жизнь продолжается. Свет ее красивой души не погас, он — в её учениках, детях и внуках, которые продолжили ее путь и в профессии, и по жизни, вобрав лучшее. Все повторяется. Свет и добро, как самые главные человеческие ценности, передаются из поколения в поколение.

Подпишись на наш видеоблог на YouTube! Тебе не сложно — нам приятно )