Историческая роль и героизм казахских батыров интересна, и думается полезна для подрастающей молодежи, как яркий пример патриотизма во имя своей отчизны. Как отмечают ученые — институт батырства сыграл ключевую роль в сохранении казахской государственности в самый трагический и драматический период истории Казахского ханства в первой половине XVIII века.
Казахское ханство за всю историю своего существования не раз подвергалось нашествиям захватчиков, а события первой половины XVIII века — этот период не зря называют сгустком казахской истории.
Тяжелое внешнеполитическое положение Казахского ханства, политическая нестабильность в обособленных казахских жузах, слабость центральной власти поощряли агрессивные действия внешних врагов. Шокан Уалиханов писал: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот и уводили в плен казахов целыми семействами. Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание , увеличивали их бедствия». С юга казахов теснили правители среднеазиатских стран.
С 17 века угроза для казахов была и со стороны Джунгарии — мощного военного государства с жесткой централизованной системой. В непосредственной близости от границ Казахского ханства они представляли реальную угрозу не только для казахов, киргизов, узбеков, алтайских народов и других, но и для России. Стратегическая цель джунгарских правителей была ясна — подчинение огромных просторов Казахского ханства своей власти. Казахский народ принял на себя основную тяжесть борьбы с Джунгарией. Историк А.И.Левшин описывает удручающую трагедию казахского народа: «Переходы сил (т.е. отступление к границам Средней Азии и России) повлекли за собою неминуемое разорение и гибель… Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голода, другие бросали жен и детей своих…» .
Угроза национальной независимости, самого существования казахского этноса, слабость государственной власти, неспособность и нежелание феодальной верхушки, занятой внутренними распрями, организовать защиту страны, побуждали наиболее энергичных, патриотически настроенных представителей казахского народа организовать отпор врагу. Такими спасителями Отечества стали батыры.
Слово «батыр» означает отважного, справедливого, сильного человека — героя. Это звание приобреталось только личными подвигами, его нельзя было получить по наследству. Естественно, со временем сам институт батыров претерпел существенное изменение. В ряды батыров входили не только люди по происхождению из социальных верхов, но и из числа сильных, смелых, храбрых, честных, преданных родной земле людей из народных низов. По историческим данным, общее количество батыров из всех трех Жузов, активно боровшихся за свободу и независимость казахского народа, переваливает за 300. (А.Абдакимов. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней. Алматы. 1994).
Имена батыров сохранились в памяти народа, в песнях, в поэмах, в его героических эпосах «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын», Камбар-батыр», «Алпамыс-батыр», Атан — батыр и многих других.
Сторонниками объединения ополчений родов и жузов в единый антиджунгарский фронт были именно батыры Канжыгалы Богенбай, Шакшак Жаныбек. В этот критический момент дело спасения своего государства взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды предводителей народного ополчения: Богенбая, Кабанбая, Жаныбека, Малайсары, Баяна, Есета, Райымбека, Олжабая, Наурызбая, Шакантая и других. (Касымбаев Ж.К. История Казахстана. Алматы. 1995).
Среди прославленных батыров особенно выделяется Аблай. Так, первая половина XVIII столетия была не только эпохой горьких невзгод, тяжких поражений, но и временем героических подвигов в борьбе с джунгарскими и другими завоевателями.
Институт батырства компенсировал в Казахском ханстве слабость центральной власти, которая была не способна защитить страну. В казахско-джунгарской войне решалась судьба Казахской земли, существование самого казахского народа. Казахским ханам Жангиру, Тауке, Абулхаиру, Абылаю удалось в значительной степени сконцентрировать свою власть, добиться успехов во внутренней жизни казахского общества и во время отражения джунгарской агрессии. В значительной степени это обусловлено подъемом общественного положения батыров.
Таким образом, в начале второй четверти XVIII века весь казахский народ под предводительством батыров поднялся на освободительную Отечественную войну.
Угроза физического уничтожения заставила жузы объединиться. Объединенное казахское ополчение начало давать отпор джунгарским завоевателям. Это во многом было достигнуто благодаря сплоченности всех трех жузов, всего казахского народа. Батыры и бии приложили максимум усилий для сохранения казахской государственности. Булантинское и Аныракайское сражения продемонстрировали высокий боевой дух казахских ополченцев. Победы в этих битвах показали, что, когда народ един — он непобедим.
Батырами гордится народ, они пример для прошлого и будущего поколений. Батыр казахской степи — титул считался одним из самых почетных, в переводе означает «доблестный воин». У каждого жуза были свои именитые батыры, подвиги которых воспеваются до сих пор. Можно много перечислять, и каждый из них заслуживает восхищения и гордости.
Одним из славных сыновей Великой степи, отдавших свою жизнь за свободу и независимость своей Отчизны, был Жабағы-батыр из рода кипчак, прямой потомок легендарного Кобланды-батыра, внук батыра Тугеля, унаследовавший от деда силу, выносливость и мудрость. История его деда Тугеля сама по себе является яркой и интересной. Автор данных строк тоже из этого знаменитого рода кыпшак (кипчак), потомки Кобланды батыра.
Жабагы Ипанулы — потомок легендарного Кобланды батыра, жил в 18 веке. Он участвовал в борьбе казахского народа против джунгар. По легенде, Жабагы батыр погиб в 1722 году в сражении с калмыками как достойный сын своего народа. Захоронение Жабагы батыра — одно из самых почитаемых мест района Беимбета Майлина, расположенное на высоком холме, Костанайской области в местности Караоба, где и проживал. Сын Великой степи, отдавший свою жизнь за свободу и независимость своей Отчизны, был и Жабағы-батыр из рода кипчак, прямой потомок легендарного Кобланды-батыра, внук батыра Тугеля, унаследовавший от деда силу, выносливость и мудрость. Доблестная история жизни батыра пронизана непрестанными битвами с ойратами за родную землю.
По народным преданиям, Жабағы-батыр возглавил войско против врага. Долго длилось сражение, в бою калмыки ранили коня батыра, он продолжал биться пешим, но стрела врага попала в него. Зная, что теперь он не сможет оправиться от ран, батыр Жабағы собрал воинов и наказал им: «Чтобы трупы врагов не отравили местность, разлагаясь, выройте большую яму и заройте их. А когда и я умру, насыпьте поверх этой ямы большой курган из камней и земли и на самом верху похороните меня. Буду сверху лежать, придавливая их собой и охраняя».
Батыра окружали надежные, смелые воины, одним из них был Жаманқара (Жаманқы) батыр. Он тоже высказал пожелание о том, чтобы его похоронили рядом с Жабағы-батыром.
Наказ батыра Жабағы был исполнен. Был насыпан огромный курган, такой большой, что трудно поверить, что он рукотворный. Могила похожа на воинский караул, как будто глядит Жабағы-батыр с высоты на землю, оберегая ее. На краю села, на возвышении, на семи ветрах, как бы облокотясь на подушку, лежит батыр Жабағы. Посетив захоронение батыра, известный поэт Акылбек Шаяхметов вспомнил слова великого Абая «Под знаменем своим непокоренным не стыдно умереть непобежденным!».
У подножия рукотоворного кургана стоит памятный камень, а на вершину холма к могиле отважного воина ведет каменная лестница. Недалеко от могилы, расположенной в устье реки Айет, внизу у оврага течет ручей. По словам стариков, вода из родника является священной, испивший воду из ручья чувствует себя бодрым и здоровым. Паломники часто приходят сюда, ночами молятся, излечиваются, прославляя батыра Жабағы и его святой дух.
Потомки батыра в 2002 году установили у подножия кургана памятный камень, а также бережно хранят семейные реликвии, передающиеся из поколения в поколение – походный флаг XVIII века, врученный деду Жабағы-батыра Тугелю Абылай-ханом, поясной кошель Жабағы-батыра, книгу на староарабском языке.
Еще батыров из нашей акмолинской земли помнит народ. Это Атан батыр жил также в 18 веке, годы рождения и смерти неизвестны. Сподвижник и советник Богенбая батыра. Происходил из племени аргын, рода канжыгалы Среднего Жуза. Родился на территории современного Ерейментауского района Акмолинской области. Стал известен и выдвинулся в число батыров в тяжелый период для Казахского ханства — нашествия джунгар. Осталось его героическое имя в народе, как освободителя своей страны от захватчиков. В честь отважного батыра Атана названа одна из вершин в горах Ерейментау.
Еще один сподвижник Богенбай батыра — и это батыр Жантай. Из племени аргын, рода канжыгалы Среднего Жуза. Родился на территории современного Ерейментауского района. Прославился в битвах с джунгарами с 20-х годов 18 века. Его имя также встречается в народных преданиях и легендах. О Жантай батыре упоминал Шокан Уалиханов в своей статье «Исторические предания о батырах 18 века». (Собр. Соч.,- А.-А. 1984, т.1. с.216).
Храбрость, моральные достоинства батыров служили делу защиты своей родины от нашествия захватчиков. В образе батыра певцы воплощали патриотические идеи. Батыры казахского народного эпоса боролись за независимость родной земли, против завоевателей, отражали их нападения, и молодежь брала с них пример.
(Использованы различные исторические источники, Википедия, справочники).