Продолжение.
Начало по ссылкам:
часть первая, часть вторая, часть третья.
10-го июля прибыл в Кокчетав Акмолинский военный губернатор В.С. Цытович, а на другой день была назначена выставка и при ней «байга».
В виду стремления правительства ознакомить киргиз с земледелием, главная задача выставки состояла в поощрении развития сельскаго хозяйства и кустарной промышленности. Для распространения грамотности и ремесел между киргизами в том же году учреждены школы-интернаты.
Интернаты или киргизския школы на 25 мальчиков и 25 девочек существуют на средства, ассигнованныя по приговорам киргизских волостных обществ; эти первые проводники русской цивилизации в среде кочеваго населения имеют целью обучение ремеслам: плотничному, столярному, портняжному и шорному. Курс учения в них числом лет не ограничен; выпускаются те из воспитанников, которые удовлетворяют требованиям программы. Важное значение в интернатах бесспорно будет иметь не столько самое обучение, сколько воспитание детей в среде оседлаго русскаго общества (Все эти интернаты теперь, как сказано выше, закрыты. Причины закрытия интернатов и оценка самаго факта закрытия их заняли бы слишком много места, а потому отметим здесь самый факт закрытия, без оценки его.Г.Е.Катанаев).
Для выставки было отведено несколько юрт, из которых каждая вмещала в себе какой-нибудь особый род киргизской промышленности.
По сельско-хозяйственной промышленности выставлены были различные сорта хлебов в зерне и в колосьях от киргизскаго полеводства. Тут же стояли сохи, бороны местнаго изделия.
Небогатый разнообразием выставленных вещей отдел деревянных изделий состояли из чашек, блюдьев, ковшиков, корытцев и кроватей. При них находились Каргыше (точильщик) и Уйше (плотник) со своими незатейливыми инструментами.
Ручной труд этого производства, когда-то сильно развитый в степи, в настоящее время падает, так как предметы его обходятся чрезвычайно дорого.
Отдел кошемнаго и вообще шерстянаго производства, как ранее было сказано, в кочевом быту занимает самое видное место. В этом деле русский шерстобит с киргизом не может соперничать. Быстрота и уменье, с каким выделываются кошмы – поразительны. На наших глазах дзюнсабайт (шерстобит), дзюнсалат (равняющий и раскладывающий шерсть на камыш) и джюнбасат (катальщик) приготовили небольшую, аршин в 2 кошомку, не более как в полчаса.
Образцы армячины, предназначенной для халатов и кап (мешков), были выставлены чрезвычайно высокаго качества. Шерсть в армячине увеличивает свою ценность против рыночной ценности почти в 5 раз; а потому и производство это составляет для киргиз выгодную статью дохода. Арканы и возжи были выставлены двух сортов: из бараньей шерсти чистой и с примесью к ней конскаго волоса. Главное достоинство их заключается в том, что на них не оказывает влияние сырость; они не скоро подвергаются гниению, как обыкновенныя, пеньковыя веревки и обладают большой эластичностью, оттого и предпочитаются русским произведениям той же промышленности.
Кожаная обувь, приготовленная киргизами, отличалась необыкновенной прочностью и чистотой в отделке. На выставке кож обращала на себя внимание сыромятина и кожи для чамбаров.
Особенной отделкой и красотою отличались предметы кузнечной работы с накладным серебром. Топоры, уздечки, седельные наборы, ножи, стремена и т.п. Качество этих вещей нисколько не уступает лучшим предметам производства этого рода у нас в России. Тут же выставлена была небольшая наковальня, несколько разных молотков и щипцов, большие кузнечные мехи, ват и все, что составляло принадлежность темера, или кузнечнаго мастера.
Отдел одежды состоял из разнообразных костюмов киргиз, начиная с богатаго и кончая бедным. Рядом в отдельной юрте поставлены были русские и киргизские ткацкие станки. Тогуйды (ткачихи) ревностно показывали свое искусство посетителям. На отдельных столах несколько киргизок работали на швейных машинах, выписанных состоятельными киргизами.
На выставке домашних животных были лошади, рогатый скот. Несмотря на то, что скотоводство составляет единственный источник благосостояния киргиза, однако, скот у них крайне мелкий и тощий. Это происходит оттого, что они более заботятся об увеличении количества скота, чем о его качестве. Лошадь составляет для киргиза предмет тщеславия; он любит ее и от нея зависит все его благосостояние, между тем их нельзя назвать хорошими коневодами; о правильном коневодстве они не имеют никакого понятия; в подтверждение приводим несколько примеров.
Киргизская лошадь складывается очень поздно, в 8 и 9 лет, между тем в степи весьма часто находятся косяки из двухлетней и трехлетней молодежи. Выкладывают скот иногда ранее трех лет, лишая себя возможности отбирать лучших производителей. В малых табунах обдаивают всех лошадей (самок) поголовно, а это вредно отзывается на потомстве. Наконец, все скакуны пропадают совершенно бесследно для киргизскаго коневодства, потому что таких лошадей, которыя в раннем возрасте отличаются на скачках, холостят, предполагая, что с этим увеличивается легкость лошади. Тип киргизской лошади по своей выносливости едва-ли не единственный на всем земном шаре.
Небольшая, длинная, на пропорциональных, коротких ногах, с сухой выразительной головой, с широкой грудью и прямою спиной, лошадь эта не боится ни летняго зноя, ни суровых зим, ни страшных гололедиц. Он легко переносит труд, лишения и может по нескольку дней почти без корма выдерживать длинный путь. Небрежное отношение к своим табунам ведет к тому, что породы киргизскаго скота мельчают, это легко можно было заметить на выставке.
В конце выставки была устроена байга, раздача наград и угощение гостей.
Байги и туйи – народные праздники кочевых народов – относятся к глубокой древности. Необходимость в постоянной поддержке дружественных отношений к соседям, слава на далекия пространства и тщеславие, при избытке богатства, способствовали к сохранению этого обычая до настоящаго времени. Степныя байги устраиваются в память каких-нибудь общественных или семейных событий и происходят на открытых, более или менее красивых местностях.
Каждый почетный гость, прибывший на байгу, помещается в особой юрте ил в ташкентской палатке, которыя располагаются то рядами, то дугою, обращенной к стороне, где начинаются лошадиныя скачки. Сзади кругом юрт толпятся сотни пеших и конных киргиз, прибывших посмотреть на торжества и в надежде полакомиться от стола богатых «детей соколиной породы» (см. между пословицами). Накануне байги вечером, а иногда в тот же день, ранним утром отправляют верст за 15-ть и далее призовых – беговых лошадей туда, откуда предназначаются скачки.
Байга в Кокчетаве была назначена в 6 часов вечера. После осмотра сельско-хозяйственной выставки на открытой площадке, близ своих юрт, строго соблюдая старшинство, разместились почетные кочевники.
Как обыкновенно, действия начинаются борьбой киргизских силачей «батырей», затем происходит бег в запуски киргизских мальчиков, влезание на вымазанный салом столб, чтобы снять с верхушки его назначенный приз, джигитовка на лошадях, соколиная охота и пение под аккомпанемент кобыза легенд о прежнем житье кочевников. Самый интересный для киргиз акт байги – это конския скачки. Молва о хорошей лошади идет в степи далеко: охотники спорта знают скакунов не только в Туркестане, но и в Бухаре. В продолжении выставки и увеселений байги все внимание киргиза обращено в ту сторону, откуда должны прибежать скакуны. Достаточно, чтобы на горизонте показалось едва заметное облачко пыли, откуда ожидают лошадей, как вся толпа приходит в движение, кидаясь на встречу к всадникам. Все приходит в смятение: крик, свист, споры заглушают все. Здесь азиата можно увидеть во весь его рост!
К чести распорядителей, нужно сказать, что в Кокчетавской байге многия увеселения киргиз, как-то: разрывание всадниками живаго барана, брошеннаго в воздух, борьба полунагих атлетов, доставание ртом монет со дня чана, наполненнаго кислым молоком, и пр. – были уничтожены. Они заменены пением хоровых русских и киргизских песен киргизскими девочками и мальчиками, обучающимися в Кокчетавской школе-интернате.
После байги и раздачи призов началось угощение гостей под необыкновенным небесным сводом голубаго зала на бархатных зеленых коврах из душистых трав. Приготовленный для киргиз ужин из конины, баранины, колбас и пилава разносился на деревянных блюдах. Кушанья ставятся на кошмы и текемети против гостей, разместившихся кругом своих юрт. После шумной оргии усталые гости приумолкли: во время еды азиаты не любят оживленной беседы. Вскоре площадь стала пустеть, наступила темная ночь.
Нет сомнения, что школы и сельско-хозяйственныя выставки – лучший путь для проведения культурной жизни в среду кочевых азиатских народов. Кочевники – русские подданные при общественном и семейном строе, вылившемся в иныячуждыя нам формы, тяготеют на пути своего развития к востоку. Без особаго воздействия на них правительства они скорее угаснут, чем войдут в колею культурных народов запада. Вот почему исследование экономическаго быта их требует особаго предпочтения, вот почему всякая административная мера к улучшению их благосостояния требует опытов и наблюдения. Бедность и угасание инородцев служит печальным явлением, показывающим на сколько вредно предоставлять развитие экономическаго быта их среди оседлаго населения, времени и обстоятельствам.
Вставки вводят даровитую киргизскую народность в активное общение с народами оседлыми, ставит ее на одну колею, по которой движется культурная жизнь. Она важна еще и в том отношении, что наглядно знакомит с успехами экономическаго быта инородцев, дает средства для проверки статистических сведений о степях и имеет громадное значение при определении мер и средств, какия необходимо предпринимать для поднятия экономическаго благосостояния края. Наконец, самое устройство выставок наводит кочевников на мысль, что их интересы не чужды Правительству (Степныя выставки теперь также уже не устраиваются. Г.Е.Катанаев).
Теперь посмотрим на обратную сторону вопроса о выставках и байгах, но прежде всего сделаем разсчет расходов на Кокчетавскую выставку, которую мы имели возможность обследовать.
На выставку и байгу приглашено 8 волостных управителей, 64 бия и 80 аульных старшин. Кроме того, 8 почтарей по найму от волостей, 8 почтарей от уезднаго управления и у каждаговолостнаго управителя по 2 человека прислуги (16 челов.), итого minimum 184 человека. Все они в течение двух недель содержатся на общественный счет.
Положим, волостные управители со свитой съедают в день по 3 барана, в 14 дней – 42 барана по 3 руб. – 136 руб.
Бараны эти берутся в долг до Покрова (10 октября) (1 октября – АИЩ.), когда собирается кибиточный сбор. Баранов собирают для байги не управители, а аульные старшины, чтобы потом легче было сделать раскладку; продают баранов люди богатые, им это выгодно, потому что цена барана в это время 2 р., а они продают его по 3 р.
Шестьдесят четыре бия, восемьдесят аульных (Если не считать кандидатов на аульных) с почтарями и с прислугой легко съедают в день 20 баранов на 810 руб.
Кумысу сабу выпивают 20 челов.; саба кумысу стоит 4-5 р.; следовательно, 180 человек выпивают 9 саб, т.е. почти на 40 р.
Кибитки перевозятся на мирской счет из дальних волостей приблизительно за 10 р., средним числом 7 руб. Хотя быказалось, все кибитки удобнее брать из ближних волостей, однако, вблизи иногда хороших кибиток не бывает.
Итак, на 24 кибитки, выставленныя в Кокчетаве нужно 168 р.
(Продолжение следует)