29 октября 2023 года - День общенационального траура в Республике Казахстан
Воскресенье, 24 ноября

Мир бы стал добрее и лучше!

Об уровне инклюзивной культуры в обществе, отношению к детям с особыми образовательными потребностями и направлении работы рассказала руководитель, врач-педиатр  фонда «Я сам шагаю!»  города Кокшетау —  Гаухар  Камелинова.

— Гаухар Темиргалиевна,  на чём основан принцип инклюзии и сколько в республике детей с особыми образовательными потребностями?

— Согласно статистическим данным,  на конец 2023 года, в Казахстане более 162 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, или 3 % от общего числа детей. Главный принцип включения (inclusion) в общество заключается в доступности, недопущения дискриминации, разумном приспособлении (термин ООН), готовности. Принципы инклюзии основаны на понятии особых образовательных потребностей и затрагивают интересы вообще всех детей, не вписывающихся в стандартные условия обучения и имеющих  какие-либо трудности, связанные с обучением.

— Как думаете, когда, наконец, социум начнет всё это понимать?

— Когда современный социум научится принимать каждого своего члена таким, какой он есть, несмотря на психофизические особенности, преодолевать в себе чувство презрения, то вопрос воспитания терпимости к людям с ограниченными возможностями здоровья, чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним можно будет считать решенным. К сожалению, в основе низкого уровня инклюзивной культуры лежит наличие у участников инклюзивных образовательных отношений таких негативных установок и предубеждений, как страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса и другие причины, что отмечается рядом исследователей. Я, как врач – реабилитолог,  хочу отметить, что основными направлениями по повышению уровня инклюзивной культуры являются, прежде всего, работа по формированию инклюзивной культуры условно здоровых лиц образовательного процесса;

— психолого-педагогическая помощь и поддержка лиц с ограниченными  возможностями здоровья в ходе учебного процесса. И, конечно совершенствование нормативно-правовой базы;

— создание безбарьерной инфраструктуры в необходимом объеме.  Активное развитие дистанционного обучения, информационных технологий;

— грамотное применение метода индивидуального подхода и другие приёмы.

 — Что означает термин «инклюзивная культура» ?

Данный термин «инклюзивная культура» изучали ряд исследователей, рассматривая ее как в широком (применительно ко всему обществу и культуре), так и в узком (применительно к образовательному учреждению) смысле. Если рассматривать с научной точки зрения, то инклюзивная культура — фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается социумом, что обеспечивает возможность достижения высоких результатов.

— Какова задача фонда, цели и объекты исследования, и какие были  разработаны вопросы анкеты, направленные на измерение степени выраженности компонента среди населения ?

— Прежде всего, надо отметить, что объектом нашего  исследования является инклюзивная культура в обществе, а предметом  выступает оценка уровня инклюзивной культуры в обществе. Если о задачах, то разработана методика по оценке уровня  инклюзивной культуры в обществе по отношению к детям с особыми образовательными потребностями (каз/рус.язык). Проведено анкетирование по фокус-группам;  сформирован генеральный банк данных результатов для проведения первичной статистической обработки полученных результатов. Подготовлен  отчет — по оценке уровня инклюзивной культуры в обществе по отношению к детям с особыми образовательными потребностями; и установки в отношении инклюзии. Чтобы провести оценку исследовательской группой была разработана  методика, исходя из структуры инклюзивного общества.

В свою очередь компоненты структуры были выделены на основе принципов Конвенции о правах инвалидов, принятая ООН еще в 2006 году.

Взяв за основу данные принципы, нами, сотрудниками фонда «Я сам шагаю!» были выделены компоненты и разработаны вопросы анкеты, направленные на измерение степени  выраженности  данного компонента среди населения. Например: Компонент инклюзивного общества. Это – видимость.  Люди должны быть замечены, признаны и должны иметь свой собственный  голос в обществе.

Были разработаны вопросы, например:

— Как вы считаете должны ли учитываться и  признаваться обществом мнения лиц с инвалидностью? Ответы – да – 2 человека, нет – 0, затруднился -1.

— Согласны ли вы, что  люди с особенностями   должны иметь возмож-ность участвовать в различных аспектах общественной жизни? Ответы — да – 2 чел, нет-0, ЗА- затруднился -1 чел.

Учитываются ли мнения лиц с инвалидностью при решении вопросов города, села? Результаты опроса указывают на несколько ключевых аспектов: Только 51,5%, опрошенного населения ответили «ДА», Редко- 35,3%, следовательно, почти половина (48,4%) респондентов не могут положительно ответить на данный вопрос. Нет – 13,1%.  Хочу отметить, что эти цифры указывают на недостаточное внимание к потребностям этой группы людей в процессе разработки политики и планирования городской/ сельской инфраструктуры. Отсутствие учёта мнения лиц с инвалидностью может привести к недостаточной доступности городской инфраструктуры для них, такой как отсутствие пандусов, лифтов, недостаточное количество специальных общественных  транспортных средств и т. д. Чтобы узнать учитываются ли мнения лиц с инвалидностью при решении вопросов города или села наш фонд провел опрос. Ответ «да» в этих группах составил  60% и 86% соответственно, что указывает на то, что данная категория респондентов считает, что мнение лиц  с инвалидностью всегда учитывается при принятии решений о городе или селе.  Интересно отметить, что в других возрастных группах (30-40 лет, 40-50 лет, 50-60 лет, 60-70 лет) проценты ответов варьируются примерно одинаково. Это может указывать на то, что уровень осознанности и отношение к учету мнения лиц с инвалидностью не зависит от этих возрастных групп и есть разделение мнений внутри каждой группы. Таким образом, на основе данных можно сделать вывод, что ответы в возрастных категориях 20-30 лет и старше 70 лет более схожи между собой, возможно, из-за особенностей восприятия и опыта у этих возрастных  групп

 — Гаухар Темиргалиевна,  на ваш взгляд, необходимо ли включать детей с инвалидностью в общеобразовательные школы или детские сады?

— По данному вопросу мы также проводим и проводили  определенную работу, и анкетирование, результаты были таковы.  53,8%  респондентов ответили «ДА», 13,1% «НЕТ», 33,1% ответили «ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ». Отсюда следует, что 46,2% респондентов либо не хотят, либо сомневаются в необходимости  включать детей с инвалидностью в общество нормотипичных детей. Это может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, некоторые люди могут сомневаться в возможности общеобразовательных школ или детских садов предоставить должное внимание и заботу для детей с инвалидностью. Во-вторых, некоторые родители могут беспокоиться о воздействии детей с инвалидностью на академическую и социальную среду в общеобразовательных заведениях.

Третья группа респондентов, которая указала, что затрудняется ответить, может не иметь достаточной информации или опыта об обучении детей с инвалидностью в общеобразовательных школах или детских садах. Такие  родители могут быть неуверенны в том, какие преимущества и ограничения существуют для включения этих детей в обычные классы. Думается, что в будущем включение детей с инвалидностью в общеобразовательные учреждения будет продолжаться и развиваться.  Как врач хочу отметить, что все — таки  опасения родителей не беспочвенны. И уже сейчас мы видим некоторые результаты погружения в инклюзивную среду: падает качество знаний, участились случаи, когда ребенок (с поведенческим отклонением не всегда подтверждённым документально, так как родители отказываются в прохождении медицинского осмотра) стал виновником, прямым или косвенным, в травматизации ученика школы или воспитанника детского сада.

Сама  руководитель фонда по реабилитации детей с особенностями здоровья в городе Кокшетау «Я сам шагаю!» врач-педиатр, медицинский руководитель Гаухар Камелинова воспитывает ребенка с инвалидностью и сталкивалась неоднократно  с проблемами неприятия в социуме.

— Элементарно, когда на улице при виде моей дочери, которая внешне ничем не отличается от других детей, взрослые демонстративно вставали и уводили своих детей с детских площадок или в парке на лавочке, куда мы присели отдохнуть. Даже некоторые знакомые оправдывались, что не хотят, мотивируя тем, чтобы якобы дети не травмировались при виде инвалидов, забывая при этом, что мир «разный и все равные»! Для многих детей, каким бы не был другой ребенок, это такой же ребенок как он сам. Я всегда на встречах, собраниях, при беседе рассказываю, что возможно этих ситуаций и не случилось бы, если бы мы были вооружены знаниями и информированы о таких заболеваниях, и каждое поведение таких детей расценивали не как угрозу. Тогда бы мир стал добрее и лучше!» — рассказала Гаухар Темиргалиевна. — Позже, мы все родители детей с инвалидностью объединились  в Общественный фонд реабилитации детей с ограниченными возможностями  здоровья «Я сам шагаю», у нас появилась возможность в рамках реализации проекта «Организация услуг по социальной адаптации, психолого-педагогическому сопровождению и коррекционной поддержке детей с аутизмом и задержкой психоречевого развития с чертами аутизма» от 2 до-18 лет провести исследовательскую работу с  кафедрой психологии  университета имени Ш.Уалиханова — рассказала Гаухар Темиргалиевна.

— Благодарю за интервью.

Наше сообщество в Вконтакте. Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!