Некоторые города похожи на печать, поставленную огромной рукой на бумагах мира. С размаху, увесисто, так, что линии и закорючки оттиска будут и будут, обрастая завитушками, перекрываясь более свежими линиями, но снова появляясь из-под них. Проходит время, меняются границы и очертания города, он дышит в такт времени, но не уходит, стоит там, где когда-то кто-то большой поставил его печатью — именно в этом месте.
Наверное, поэтому получая письма, мы часто всматриваемся в штемпель отправителя, стараясь разобрать в неясных, размытых символах его название, мысленно, определяя географию. В письмах содержится информация, часто не доступная для широкого освещения. Ведь люди делясь своим откровением и тайнами, исходящими от их души человеческой, доступны только тем, кому они адресованы, особенно близким и родным. Тем не менее, из этого творчества, если оно становится невольной перлюстрацией, можно узнать и оценить события, которые далеко выходят за рамки личных переживаний и наблюдений, ведь как сказал поэт: читать старые письма приятно уже потому, что на них не нужно отвечать. А вот из скупых личных строк можно почерпнуть многое, окунуться в прошедшее время, и ту далекую обстановку, в которой они писались.
Оно попало мне случайно, передал его коллега по работе, однофамилец адресата, спустя 77 лет после его отправления, и датированное 1 августа, 1938 года из далекой Казани, наверное пройдя через многие руки в поисках того, кто его ожидал. Теперь это уже историческое эпистолярное наследие. Время наложило отпечаток и облик моего города. Уже давно нет ул. Коммунистическая, и дома под номером, 23. На месте одноэтажных, часто покосившихся домиков, в одном из которых проживала Александра Федоровна Соколова, теперь стоят постройки из бетона и стекла, придавшие новый облик району. На «деревню бабушке», так можно назвать содержание письма, отправленное внучкой Наташей, которая раскрывает картину жизни Казани того времени.
Здравствуй, милая бабушка, пишет внучка, я и мама хотели тебе написать раньше, но все недосуг было, мама целый день на работе, а я в школе. Пишу тебе относительно посылки. Мануфактуры у нас, конечно, никакой нет. В магазинах продают очень редко. На базаре материал для пошива одежды не продают. Раньше были готовые рубашки, теперь полки пустые, а если появляются, то купить очень трудно. Ты просишь купить летнюю обувь и на зиму валенки, но их очень трудно достать, а если появляются, то все берут с «боем». Интересны цены на продукты питания и предметы первой необходимости. Как пишется в письме, они недоступны, и кажутся заоблачными для простого потребителя. «Мы вчера ходили с мамой на рынок, хотели купить ботики. Но их нет, ты понимаешь, мужские брюки стоят 200 рублей, костюм 600 рублей, чулки шелковые 10 рублей. Спрашивает, что послать из съестного и если ли лимоны? А вот цены того времени на ягоды и фрукты: вишня 3, 5 руб., яблоки – 1,5руб. Огурцы по 2 рубля за десяток. Продают их у нас в кооперативных магазинах, но в них всегда большие очереди, даже за свежей капустой. Я пошлю тебе конверты и бумагу, обещает в письме внучка, чтобы ты чаще писала нам письма
И подпись – Наташа. Вот и все содержание, чисто деловое, с заботой о своей бабушке, проживающей в глубокой провинции, за тысячи верст от крупного промышленного центра, которым считался город Казань.
В обстановке нищеты и полуголодного существования, в условиях огромного дефицита самых жизненно необходимых вещей, жила в то время вся советская страна.
Но на фоне этой непривлекательной картины, в рамках официальной советской историографии 1938 год, это год созидательного труда миллионов людей, великие стройки и форсированное движение к социализму, подкрепленный патриотическим порывом и идеологией советского человека. В 1938 году на экраны выходят кинофильмы: «Александр Невский», «Комсомольск», «Если завтра война» и многие другие. Тоже можно сказать о литературе. А вот присылаемые письма, показывают жизнь из нутрии, без пафоса и прикрас, когда человек живет заботой о хлебе насущном и тех социальных трудностях и тягот, которые он испытывает в лице этой девочки — внучки, поэтому, сегодня, они ценны для нас. « Ты бабушка, пиши ответ быстрее, я жду» — заканчивает она письмо.
Небольшой конверт с письмом, более, чем полувековой давности, по меркам истории, это совсем небольшой период , напомнил время наших отцов и дедов в котором жили. Несмотря, на жизненные лишения, они созидательно трудились, укрепляя экономический фундамент страны, возводя заводы и фабрики, строя Магнитку, прокладывая Турксиб, для многих из них это была светлая пора молодости, больших надежд и великих свершений.
Однако на фоне этого созидательного труда, 1938 год считается началом Большого террора — периода политических репрессий, во время которого в 1937-1938 годах в СССР, были арестованы миллионы человек, сотни тысяч из них были казнены: «враги народа», «контрреволюционеры», «вредители», а также их родные и близкие.
Впереди у всего советского народа было страшное испытание, подходил сороковой роковой 1941 год, начало Великой Отечественной войны.